Разрыв шаблонов - 34
В этот период, мы вынуждены были колесить по всей России и откликаться на любые предложения, реализация которых могла приносить в кассу деньги. Это было необходимо, чтобы выживать и развивать свой бизнес, и производить оплату за разработку проектно-сметной документации на строительство опытного кирпичного завода и оборудование. Изготовление опытного оборудования для кирпичного производства мы разместили на уральских заводах, чтобы далее самим обеспечить его изготовление на оборонных предприятиях Амурска и его массовое тиражирование по всей стране. Поэтому кратко поделюсь нашими удачами и провалами.
Помню, как предприниматели из Красноярска попросили наладить им поставку рыбной продукции с Дальнего Востока. Мы тут же вылетели в Магадан, чтобы развить и рыбный сектор своего бизнеса. Там в «Управлении рыбной отрасли» заключили «Договор намерений по долгосрочному сотрудничеству», закупили и в контейнере отправили партию лососевой рыбы, засоленной в бочках для реализации в Красноярске.
К сожалению, красноярские партнеры всю продукцию забраковали и телеграфировали, что она с «душком». Мы вынуждены были срочно отправить в Красноярск своего представителя, который там быстро разобрался с негативной ситуацией. Который всю рыбную продукцию срочно подвялил, перекоптил и реализовал на 30 % дороже, чем мы планировали - проявил крестьянскую смекалку и предприимчивость.
В этот же период Правительство РФ разрешило предприятиям списывать все недостроенные и неэффективно работающие мощности и распродавать эти объекты по стоимости «металлолома»?! Невиданное расточительство, воровство, позорище и предательство интересов государства.
Также помню, как в этот же период к нам обратился директор строящегося оборонного завода «Контакт» с просьбой помочь приобрести мукомольную мельницу пензенских машиностроителей. После наших переговоров с руководителями «Текстильмаша» завод «Контакт» ее приобрел. А мы договорились с «Контактом» о приобретении у них недостроенного почти 300-метрового заводского корпуса, чтобы его демонтировать и продать в Хабаровске другому предприятию для обновления основных фондов.
Знали бы вы, как жалко было это делать - врагу не пожелаешь. Собственными руками разрушать будущее своего города, да и страны тоже, но мы это делали, чтобы как-то выживать. Не создавали, а уничтожали. В газетах тех лет либеральные экономисты оправдывали решения правительственных младореформаторов и обвиняли советскую плановую систему в том, что разные ведомства строили одновременно около 600 тысяч промышленных объектов и опустошили государственную казну!!
Меня тогда эта цифра поразила размахом, что на смену многих убогих предприятий и мощностей могли придти новые современные заводы, но не пришли и их пустили под нож, как колхозных буренок, которых из-за «разрухи в головах наших правителей» нечем стало кормить.
Мы хорошо помним, как в нашу страну повезли куриные «окорочка» Буша, которые в заморозке были более 20 лет (стратегический запас, пропитанный спецсредствами, чтобы дольше сохранялись), от которых даже африканские страны отказались, а наше Правительство их приняли и сильно напрягли свой птицепром, а точнее его основательно развалили и почти уничтожили.
В это же время из Австралии к нам повезли мясо страусов, индюшек и кенгуру, из Англии говядину и баранину. Поэтому многие собственные фермеры до сих пор предпочитают ходить в магазины, чем разводить, кормить своих животных и чистить сараи от навоза.
В этот кризисный период Правительство младореформаторов радостно хлопало в ладоши от наступившего изобилия. Оно старалось всеми силами не обращать внимания, что страну сделало массово безработной и совершенно не думало о национальной безопасности, когда ввоз «чужого товара» стал достигать 50 и более процентов.
Другие государства в этой ситуации рассыпались бы и исчезли. Россия же на удивление всем выживала, хотя и теряла с 1990 по 2010 год до одного миллиона жителей ежегодно от естественного убытия, эмиграции и сокращения рождаемости.
Мы выжили, потому, что и как в годы страшных лишений перешли на собственное товарное производство. Нас не пугали огороды, дачи и навоз. Мы привычные. Это уже много веков спасает русскую цивилизацию от полного вымирания по дурости и предательства ее Правителей. Наши внешние враги до сих пор не могут понять, почему мы смогли выстоять против их «потребительской атаки» - поставки красивых, ярких и не мнущейся одежды из искусственных материалов?! Они не учли и просчитались, что наш народ непритязательный в быту.
Наш народ быстро разобрался в «кооперативном барахле» самого низкого качества из других стран. Они действительно были яркими, модными и красивыми, но выполненными из синтетических, порой крайне вредных для тела материалов. Наши собственные изделия из хлопка были намного лучше для здоровья, но проигрывали в эстетике их модного изготовления. А поношенные машины со всей Европы и Японии также быстро вызвали горечь осадка и вопросы, почему мы сами или совместно с другими странами не производим такие же классные автомобили?
Мы понимали, что нас снова обманули, развели и отвлекли от исполнения чего-то важного. К сожалению, у россиян внутреннее протестное сознание попранного достоинства нации, слишком медленно просыпается. Возможно поэтому, до сих пор в Конституции не решены вопросы по привлечению к ответственности казнокрадов на всех уровнях власти (их журят и часто производят рокировку с сохранением всех награбленных благ). Нас намеренно отвлекли от того, что мы должны были шаг за шагом в плотной кооперации с другими мировыми производителями создавать новое и необходимое отечественное оборудование, механизмы, материалы и медикаменты для жизнеустройства нашего многонационального и многоукладного государства для всемерного укрепления его могущества.
Еще пример нашего «выживания» в это непростое время. Руководство АО «Точмаш» предложило на рассмотрение интересный долгосрочный бизнес-проект, который ими разрабатывался совместно с Чехословакией по реализации их «Татр» - большегрузных самосвалов в дальневосточном регионе, а именно в Китае, Корее, Японии и в других азиатских странах. Нас, как компаньонов, решили взять в долю и подготовить площадку в районе города Находка для приема техники, где под нашим контролем машины проходили бы предпродажную подготовку и решались бы вопросы по доставке этих автомобилей покупателям по морю и по суше.
Перед тем, как продолжить повествование этой истории дальше, расскажу несколько слов о встрече с интересным человеком по фамилии Козлов из Комсомольска–на-Амуре, которое имело важное продолжение. Где-то, в начале 1992 года ко мне в Амурск приехал познакомиться предприниматель, который предложил принять участие на долевых началах в изготовлении автоматизированной линии по производству облицовочного кирпича до 10 миллионов штук в год. Ему кто-то продал «картинку» с описанием работы агрегата длиною 25 метров, назвав ее новейшей разработкой, для получения строительного материала и подсунул по дешевке несколько единиц оборудования с завода, где производили кирпич методом пластичного формования, пару шнеков и пресс.
Помню, я спросил, кто он по образованию и профессии, оказалось, что он морской механик и долго ходил по морям на рефрижераторе. А сейчас решил заняться собственным делом. В Комсомольске строит кооперативные гаражи. И вот загорелся идеей стать заводчиком – производить стройматериалы, увидев на картинке такой классный агрегат. Я ему популярно объяснил, что единичный агрегат – это еще не завод, что завод начинается с карьера, где нужно, чтобы было качественное сырье. На территории завода нужен глинозапасник емкостью до 150 дней, с расчетом подачи в производство не менее 100 кубометров глины ежедневно в любую погоду, и что идея максимально автоматизировать производство неплохая. В странах Испании, Италии и в США имеются передвижные заводы, которые ставятся на месте строительства больших микрорайонов. Построили городской микрорайон – переезжают дальше.
Но даже такие заводы также состоят из трех зон: зоны подготовки глины в сухой порошок, зоны формования из сухого порошка кирпичей-сырцов, зоны обжига, состоящей также из трех участков: нагрева, обжига при температуре до 1000 градусов и остывания. Проектная длина печи обжига до 150 метров и время обжига до 45 часов. Этот технологический регламент необходим, чтобы получить кирпич высокого качества, без трещин, точных геометрических размеров и приятным ровным блеском всех поверхностей, - нужно получить «черепок», точно вылитый из пластмассы. А на двадцати пяти метрах любого агрегата получить кирпич невозможно.
Так случилось, что у нас были дела в Москве, и я свозил Козлова в проектный институт строительных материалов, где по нашей заявке институт делал расчеты о количестве заводов, которые необходимо построить, чтобы удовлетворить потребность в кирпиче всего народного хозяйства страны. Специалисты института Козлову популярно объяснили, что ему подсунули «липу», - рекламный трюк, и посоветовали съездить на современный российский завод полусухого формования кирпича в Химки. Мы съездили, и он убедился, что это весьма объемное и непростое производство. Когда Козлов ознакомился с проектом института «Гипропроммаш», согласно которого мы начали строительство Амурского кирпичного завода, он окончательно убедился в наших серьезных намерениях и технических подходах к решению этой сложной проблемы и попросился взять его учредителем в наш коллектив. А учредительным взносом передавал все, что приобрел для производства кирпича мокрым способом (для возможной замены на другое оборудование). Учитывая его энтузиазм, и знание рыбной отросли, мы его приняли в наш коллектив. У нас были намерения попробовать развить и рыбный сектор своего бизнеса. Козлов тогда сворачивал свои дела в Комсомольске и обрадовался, что у нас появились дела в районе города Находки.
Узнав в чем суть проблемы, сразу сказал, что для этой цели идеально подойдет площадка военной базы тыла Дальневосточного флота, расположенная в «Золотой долине» Уссурийской тайги, недалеко от села Сергеевка, где проживали его родители. До 1992 года в Сергеевку проезд был только по пропускам, а с 1993 года этот запрет был снят, и мы узнали, что в районе базирования самолетов-амфибий имеется железнодорожный тупик для погрузки и выгрузки техники с платформ. А рядом, в горном ущелье имеются склады, которые можно будет использовать для размещения «Татр». В небольшом военном гарнизоне имеются все условия для размещения обслуживающего персонала. Нужно только об этом договориться с руководством Тихоокеанского Флота. Информация Козлова была принята к сведению и реализации.
Мы тут же выехали на своих машинах в «Золотую долину», расположенную в 60 километрах от Находки, а от города Артема до Сергеевки было не более 40 км. В Сергеевке размещался совхоз, который обеспечивал Тихоокеанский флот своей продукцией: овощами и мясом. Поселок был небольшим и ухоженным, располагался вдоль высокой горной гряды, под которой протекала горная речушка, а с другой стороны было небольшое равнинное плато, которое с возвышением уходило в горную лесную чащу. К большой удаче для нас, директор совхоза был другом и дальним родственником Козлова. Он тепло нас принял. На своей базе отдыха в Уссурийской тайге, недалеко от села, чем-то напоминающую таежную заимку, с баней и родниковым прудом, с прыгающими по веткам деревьев белками, и сидящим в клетке большим медведем.
Но главной достопримечательностью этой базы в самой чаще Уссурийской тайги, была плантация женьшеня, высаженного на узких длинных грядках, где рядами росли однолетние, двух, трех, четырех, пяти и шестилетние растения. Когда корни достигали 5-6-летнего возраста, их выкапывали и сдавали фармацевтам. В доверительной беседе директор совхоза сказал, что этими посадками в тайге он уже обеспечил стабильными доходами себя и внуков на всю жизнь. Мы взяли на заметку возможное развитие и этого сектора бизнеса для фармацевтов.
Узнав цель нашего визита, он в течение трех дней, помог организовать встречу с руководителями Тихоокеанского флота. Руководство Флота предложило использовать пустующие ангары рядом с железнодорожным тупиком в Золотой долине, в Сергеевке предоставило в аренду шесть пустующих складских помещений из железобетона. Эти помещения идеально подошли для размещения чехословацких машин.
Это был успех, который мы закрепили договором о намерениях в штабе флота во Владивостоке. Мы тогда решили, что если «чехословацкий проект» реализуется, то в Сергеевке построим небольшой коттеджный поселок, план строительства которого у директора совхоза уже имелся. Место нам понравилось тем, что это был центр Уссурийской тайги недалеко от моря, где совершенно не было комаров – холодная горная речка была не для него, а для нас и детей высокогорный здоровый климат подходил идеально. В близкой доступности с автомобильными дорогами были города Находка, Артем и Владивосток.
Чтобы закрепить достигнутый успех, мы в Сергеевке официально зарегистрировали филиал своего предприятия, где директором назначили Козлова, куда перечислили сумму средств на обустройство и на зарплату. Так же передали на баланс новой структуры 30-и метровую передвижную военную мастерскую и дизельную электростанцию на 150 квт. Особенно этому был рад директор совхоза, в селе появилась резервная станция на случай отключения от городских сетей. В Сергеевке всех заверили, что если благополучно все сложится, будем активно сотрудничать и вместе развивать село.
Поэтому с Договором, подкрепленным схемами, не представляющими военную тайну, в Москве доложил о проведенной работе. К сожалению, политическая нестабильность в стране напугала даже чехов. Они ликвидировали ранее достигнутые намерения и договоренности по долгосрочному сотрудничеству с Россией. Этим решением был нанесен серьезный удар по нашим перспективным планам и нашему бизнесу.
Хорошо, что у нас были и другие перспективные наработки, которыми мы вплотную занимались. Так были согласованы и подписаны договора намерений с директорами «Машзавода» и завода «Полимер» по сотрудничеству и совместному производству мотоблоков мощностью до десяти лошадиных сил.
Мы подготовили Договора о долгосрочном сотрудничестве, согласно которым, мы возложили на себя вопросы по обеспечению технической документацией, поставкам моторов из Зеленограда и колес, покрытых резиной из Красноярска. А изготовление всех остальных деталей и их сборку должны были производить на Амурском машзаводе и заводе «Полимер». Вопросы реализации готовой продукции ПО «Амурскстроймаш» так же брал на себя.
Помню, как подписав эти договоренности, мы вылетели в Киев в проектный институт, где приобрели разработки на мотоблок «Артания» и стали единственными калькодержателями этой конструкции. В Зеленинограде на машиностроительном заводе подписали Договор по изготовлению и поставкам до 30 тысяч двигателей в год, а для проведения испытаний десять комплектов двигателей были отправлены в наш адрес - город Амурск.
Работая по этой важной программе, были проведены встречи, совещания не только с руководителями предприятий, но и с руководителями цехов и рабочими, где предполагалось массово производить мотоблоки. У моей Людмилы, как у исполнительного директора чудом сохранились письма того периода, датированные мартом и октябрем 1992 года, направленные в адрес руководителей Хабаровского края. Приведу выдержки из этих документов.
"…Администрация цеха 06 ПО «Амурмаш» убедительно просит Совет директоров конверсируемых заводов включить в программу развития сельского хозяйства Хабаровского края одним из пунктов: освоение и выпуск мотоблоков. Коллектив цеха 06, понимая программу обеспечения мотоблоками мелких частных хозяйств и фермеров, широко освещенную в программе «Восток» Главой администрации Ишаевым В.И. и представителями Малого Совета Быковым Н.В. и Болдыревым В.И., готов приступить к их освоению, имея для этого производственные мощности и квалифицированные рабочие кадры. Роль заказчика приняло на себя ПО «Амурскстроймаш» в лице Генерального директора Намаконова О.А., который заключил договор со Всесоюзным проектно-конструкторским институтом сварочного производства Министерства станкостроения и инструментальной промышленности на приобретение проектно-технической документации на мотоблок «Артания». Также ими заключен договор на поставу двигателей мощностью до 10 л.с. с научно-производственного кооператива «Вираж» города Зеленограда Московской области: в 1993 году – 3000 двигателей; в 1994 году – 10000 двигателей; в 1995 году – 30000 двигателей. Кроме этого научно-производственный кооператив «Вираж» готов предоставить техническую документацию для освоения двигателей на нашем производстве.
Начальник цеха 06 Агеносов С.А.
Ведущий инженер планово-производственного
отдела Дружелюбова Н.В."
Чтобы затраты связанные с подготовкой производства, частично вернуть за счет Краевой конверсионной программы, мы так же направили и свое письмо в Краевые органы власти где указали: «в целях развития сельского хозяйства ПО «Амурскстроймаш» выступил заказчиком по разработке технической документации миниагрокомплекса и обеспечению авторского сопровождения организации серийного производства. По обеспечению поставки двигателей и комплектующих. Заключены договора с заводами и проектными организациями. Просим включить в программу ассоциации директоров конверсируемых предприятий объемы намеченного к выпуску миниагрокомплекса «Артания» и затраты связанные с подготовкой их производства. В 1992 год – опытные образцы; 1993 год – опытная партия до 3000 штук; 1994 год – серийное производство до 10000 штук в год; 1995 год – серийное производство до 30000 штук в год.
Генеральный директор ПО «Амурскстроймаш» Намаконов О.А.»
Помню, в Амурск я вернулся не один, а с представителями института разработчика из Киева и с опытным образцом мотоблока «Артания», для убедительности, чтобы ускорить внедрение этих разработок в производство.
Но для чего-то, директор «АМЗ» Барсуков вдруг собрал расширенный Технический Совет, на котором неожиданно публично отрекся от всех ранних договоренностей - выступать в роли производителя мотоблоков, и в унисон ему, его ведущие специалисты заявили, что не желают делать мотоблоки – это для них мелко, они хотели бы выпускать трактора или автобусы.
Как я им не пытался объяснить, что нужно идти от малого к большему, что сейчас на рынке повышенный спрос на малую механизацию, а трактора некому будет продавать – многие колхозы уничтожены. И, что больше никто в роли инвесторов с подобной программой выступать не будет, что это предлагается ради поддержания на плаву и даже спасения их предприятия. Меня не слышали.
И более того, они делали вид, что оскорблены моим предложением. Упертый или точнее невежественный в своем низком профессионализме Технический Совет Машзавода, отклонил все ранее достигнутые договоренности и решения по организации выпуска мотоблоков «Артания».
Директор завода Барсуков театрально развел руками и сказал:
- Что я могу поделать, Олег Александрович, против коллектива не пойдешь. Видите, они все, против.
Действительно, низкий уровень профессионализма, и откровенное невежество взяли вверх. Я этому собранию тогда сказал, что этим решением они подписали себе и заводу смертельный приговор, и что больше никто таких заказов им не предложит.
Забегая вперед, скажу вам, что этот коллектив, где руководители были пропитаны духом советского иждивенчества и отсутствия личной инициативы, был вскоре по приказу из Министерства расформирован: «в связи со снятием всех оборонных заказов» (а других объемов у них не было). На заводе были оставлены только кадры, необходимые для охранного режима. Поэтому я не ошибся – директор предприятия Барсуков действительно оказался могильщиком этого прекрасного завода.
Помню, после технического совещания, киевские специалисты мне сказали:
- Что на Украине, что в России, нет интеллектуалов, а бал правит неразумная
интеллигенция, которая не понимает, что творит.
Я тогда извинился перед профессионалами, «шутка», притащить специалистов проектного института из Киева на край света, чтобы услышать от заводчан такую ересь?! И сказал, что постараюсь найти других партнеров, но и завод «Полимер» неожиданно также отказался от своих ранее достигнутых обязательств и высказали боязнь возложить на себя ответственность по производству мотоблоков.
Наша страна с таким мышлением руководителей, действительно катилась в бездну. Мне было очень жаль затраченных сил, времени, и конечно немалых наших финансовых средств на разработку и на попытку внедрения этой технической и социальной программы в жизнь.
Прямо скажу было стыдно и даже противно за возникновение таких «тупиковых» ситуаций на ровном месте из-за безответственности недалеких и трусливых специалистов властных структур. Они стали не просто помехой, а серьезным тормозом в реализации наших бизнес-планов, поэтому по-черному рвали наши «шаблоны». Продолжение в материале «Разрыв шаблонов» - 35
Свидетельство о публикации №223031900745