Разрыв шаблонов - 34

Даже трудно было представить, какой деформации подверглись наши «шаблоны» в 90-е годы, когда пришлось работать в условиях кризиса власти и при безумном масштабе  проведения реформ по демонтажу государственной плановой системы управления  (скорей разгрому) и массовой приватизации госсобственности в стране, так называемой  – «ваучерной аферы».  А точнее, когда пришлось  работать в условиях  специально организованного расхищения государственной собственности -  преступления века!?

В этот период, мы вынуждены были колесить по всей России и откликаться на любые  предложения, реализация которых могла приносить в кассу деньги. Это было необходимо, чтобы выживать и развивать свой бизнес, и производить  оплату  за  разработку  проектно-сметной документации на строительство опытного кирпичного завода и оборудование. Изготовление  опытного оборудования для кирпичного производства мы разместили на уральских заводах, чтобы далее  самим обеспечить  его изготовление на оборонных предприятиях Амурска  и  его массовое тиражирование по всей стране.  Поэтому кратко поделюсь   нашими удачами и провалами.

Помню, как предприниматели  из Красноярска  попросили наладить им поставку рыбной продукции с Дальнего Востока.  Мы тут же вылетели в Магадан, чтобы развить и рыбный сектор своего бизнеса.  Там в  «Управлении рыбной отрасли» заключили «Договор намерений по долгосрочному сотрудничеству», закупили и в контейнере отправили партию лососевой рыбы,  засоленной в бочках для реализации в Красноярске.

К сожалению, красноярские  партнеры всю продукцию забраковали  и  телеграфировали, что  она с «душком».  Мы вынуждены были срочно отправить в Красноярск  своего представителя, который  там быстро  разобрался с негативной ситуацией.  Который всю рыбную продукцию срочно подвялил,  перекоптил  и  реализовал на 30 % дороже, чем мы планировали - проявил крестьянскую смекалку  и  предприимчивость.

В этот же период Правительство РФ разрешило предприятиям списывать все недостроенные  и неэффективно работающие  мощности и распродавать эти объекты по стоимости   «металлолома»?!  Невиданное расточительство,  воровство,  позорище  и предательство интересов государства.

Также помню, как в этот же период к нам обратился  директор строящегося оборонного завода «Контакт»  с просьбой помочь приобрести мукомольную мельницу пензенских машиностроителей.  После наших переговоров  с руководителями «Текстильмаша» завод «Контакт» ее приобрел.  А мы договорились с «Контактом» о приобретении у них недостроенного почти 300-метрового заводского корпуса, чтобы его демонтировать и продать  в Хабаровске другому предприятию  для обновления  основных фондов. 

Знали бы вы, как жалко  было  это делать - врагу не пожелаешь. Собственными руками разрушать будущее своего города, да и страны тоже, но мы это делали, чтобы как-то выживать. Не создавали, а уничтожали. В газетах тех лет либеральные экономисты оправдывали решения  правительственных младореформаторов и обвиняли советскую плановую систему в том, что разные ведомства строили одновременно около 600 тысяч промышленных объектов и опустошили государственную казну!!

Меня тогда эта цифра поразила размахом, что на смену многих убогих предприятий и мощностей могли придти  новые современные заводы, но не пришли и их пустили под нож, как колхозных буренок, которых из-за «разрухи в головах наших правителей» нечем стало  кормить.

Мы хорошо помним, как в нашу страну повезли куриные «окорочка»  Буша, которые в заморозке были более 20 лет (стратегический запас, пропитанный спецсредствами, чтобы дольше сохранялись), от которых даже африканские страны отказались, а наше Правительство их приняли и сильно напрягли свой птицепром, а точнее его основательно  развалили и почти уничтожили. 

В это же время из Австралии к нам повезли  мясо страусов, индюшек и кенгуру, из Англии говядину и баранину. Поэтому многие собственные фермеры до сих пор предпочитают ходить в магазины, чем  разводить,  кормить своих животных и чистить  сараи от навоза.

В этот кризисный период Правительство младореформаторов радостно хлопало в ладоши от наступившего изобилия. Оно старалось всеми силами не обращать внимания,  что страну сделало массово безработной и совершенно не думало о национальной безопасности, когда ввоз «чужого товара»  стал достигать   50 и более процентов.

Другие государства в этой ситуации рассыпались бы и исчезли.  Россия  же на удивление всем выживала, хотя  и теряла  с 1990 по 2010 год  до одного миллиона жителей ежегодно от естественного убытия, эмиграции  и  сокращения  рождаемости. 

Мы выжили, потому,  что и как в годы страшных лишений перешли на собственное товарное производство. Нас не пугали огороды, дачи и навоз.  Мы привычные.  Это уже много веков спасает русскую цивилизацию от полного вымирания  по  дурости и предательства  ее Правителей.  Наши внешние враги до сих пор  не могут понять, почему мы смогли выстоять  против их «потребительской атаки» - поставки красивых, ярких и не мнущейся одежды  из искусственных материалов?!  Они не учли и просчитались, что наш народ непритязательный в быту.

Наш  народ быстро разобрался в  «кооперативном  барахле» самого низкого качества из других стран. Они действительно были яркими, модными и красивыми, но выполненными из синтетических, порой крайне вредных для тела материалов. Наши собственные изделия из хлопка были намного лучше для здоровья, но проигрывали в эстетике их модного изготовления.  А  поношенные машины со всей Европы и Японии также быстро вызвали горечь осадка и вопросы,  почему мы сами или совместно  с другими странами  не производим такие же классные автомобили? 

Мы понимали, что нас снова обманули,  развели и отвлекли от исполнения чего-то важного. К сожалению,  у россиян внутреннее протестное сознание попранного достоинства нации,  слишком медленно  просыпается.  Возможно поэтому,  до сих пор  в Конституции не решены вопросы по привлечению к ответственности  казнокрадов на всех уровнях власти (их журят и часто производят рокировку с сохранением всех награбленных благ).   Нас намеренно отвлекли  от того, что мы  должны были шаг за шагом в плотной кооперации с другими мировыми производителями  создавать новое и необходимое отечественное оборудование, механизмы, материалы и медикаменты  для жизнеустройства  нашего многонационального и многоукладного государства для всемерного укрепления его могущества. 

Еще пример нашего «выживания» в это непростое время. Руководство АО «Точмаш»  предложило  на рассмотрение интересный долгосрочный бизнес-проект, который  ими разрабатывался  совместно с Чехословакией по реализации их «Татр» - большегрузных самосвалов  в дальневосточном регионе, а именно в Китае, Корее,  Японии и в других азиатских странах. Нас, как компаньонов,  решили взять в долю   и  подготовить площадку в районе города Находка  для приема техники,  где под нашим контролем машины проходили бы предпродажную подготовку и решались бы вопросы по доставке этих автомобилей  покупателям по морю и по суше.

Перед тем, как продолжить повествование этой истории дальше, расскажу несколько слов о встрече с интересным человеком по фамилии Козлов из Комсомольска–на-Амуре, которое имело важное продолжение. Где-то, в начале 1992 года ко мне в Амурск  приехал познакомиться предприниматель, который  предложил  принять участие на долевых началах в изготовлении автоматизированной  линии по производству  облицовочного кирпича до 10 миллионов штук в год.  Ему кто-то продал «картинку»  с описанием работы агрегата длиною 25 метров, назвав ее новейшей разработкой,  для получения строительного материала и подсунул по дешевке несколько единиц оборудования с завода, где производили кирпич методом пластичного формования,  пару шнеков и пресс.

Помню, я спросил, кто он по образованию и профессии, оказалось, что он морской механик и долго ходил по морям на рефрижераторе. А сейчас решил заняться собственным делом.  В Комсомольске строит кооперативные гаражи. И вот загорелся идеей стать заводчиком – производить стройматериалы, увидев на картинке такой классный агрегат. Я ему популярно объяснил, что единичный агрегат – это еще не завод, что завод начинается с карьера, где нужно, чтобы было качественное сырье.  На территории завода нужен   глинозапасник  емкостью  до 150 дней, с расчетом подачи в производство не менее 100 кубометров глины ежедневно в любую погоду, и что  идея максимально автоматизировать производство неплохая.  В странах  Испании,  Италии и в США имеются  передвижные заводы, которые ставятся на месте строительства больших микрорайонов. Построили городской микрорайон – переезжают дальше.

Но  даже такие заводы также состоят из трех зон: зоны подготовки глины в сухой порошок, зоны формования из сухого порошка кирпичей-сырцов, зоны обжига, состоящей также из трех участков: нагрева, обжига при температуре до 1000 градусов и остывания. Проектная длина печи обжига до 150 метров и время обжига до 45 часов. Этот технологический регламент необходим, чтобы получить кирпич высокого качества, без трещин, точных геометрических размеров и приятным ровным блеском всех поверхностей, -  нужно получить «черепок»,   точно вылитый из пластмассы. А на двадцати пяти метрах  любого агрегата получить кирпич невозможно.

Так случилось, что у нас были дела в Москве,  и я свозил Козлова в проектный институт строительных материалов, где  по нашей заявке институт делал  расчеты о  количестве заводов, которые необходимо построить, чтобы удовлетворить  потребность в кирпиче всего народного хозяйства страны.  Специалисты института Козлову  популярно объяснили, что ему подсунули «липу», -  рекламный трюк, и посоветовали съездить на современный российский завод полусухого формования кирпича в Химки.  Мы съездили,  и он убедился, что это весьма объемное и непростое производство. Когда Козлов ознакомился с проектом  института «Гипропроммаш», согласно которого мы начали строительство Амурского кирпичного завода, он окончательно убедился в наших серьезных намерениях  и технических подходах к решению этой сложной проблемы и попросился взять его учредителем в наш коллектив. А учредительным взносом передавал все, что приобрел для производства кирпича мокрым способом (для возможной замены на другое оборудование).  Учитывая его энтузиазм, и знание рыбной отросли, мы его приняли в наш коллектив. У нас были намерения попробовать развить и рыбный сектор своего бизнеса.  Козлов тогда сворачивал свои дела в Комсомольске и обрадовался, что у нас появились дела в районе города Находки.

Узнав в чем суть проблемы, сразу сказал, что для этой цели идеально подойдет площадка военной базы тыла Дальневосточного флота, расположенная в «Золотой долине» Уссурийской тайги, недалеко от села Сергеевка, где проживали его родители. До 1992 года в Сергеевку  проезд был только по пропускам, а с 1993 года этот запрет был снят,  и мы узнали, что в районе базирования самолетов-амфибий имеется железнодорожный тупик для погрузки и выгрузки техники с платформ.  А рядом,  в горном ущелье имеются склады, которые можно будет использовать для размещения «Татр». В небольшом военном гарнизоне имеются все условия для размещения  обслуживающего персонала. Нужно только об этом договориться с руководством Тихоокеанского Флота. Информация Козлова была принята к сведению и реализации.

Мы тут же выехали на своих машинах в «Золотую долину», расположенную в 60 километрах  от Находки, а от города Артема до  Сергеевки  было не более 40 км.  В Сергеевке размещался совхоз, который  обеспечивал Тихоокеанский флот своей продукцией: овощами и мясом. Поселок был небольшим и ухоженным, располагался вдоль высокой горной гряды,  под которой протекала горная речушка, а с другой стороны было небольшое равнинное плато, которое  с возвышением уходило в горную лесную чащу. К большой удаче для нас, директор совхоза был другом и дальним родственником Козлова. Он тепло нас принял. На своей базе отдыха в Уссурийской тайге, недалеко от села, чем-то напоминающую таежную заимку, с баней  и родниковым прудом, с прыгающими по веткам деревьев белками, и сидящим в клетке большим медведем.

 Но главной достопримечательностью этой базы  в самой чаще Уссурийской тайги, была плантация женьшеня, высаженного на узких длинных грядках, где рядами росли однолетние, двух, трех,  четырех, пяти и шестилетние растения. Когда корни  достигали 5-6-летнего возраста, их выкапывали и сдавали фармацевтам. В доверительной беседе директор совхоза сказал, что этими посадками в тайге он уже обеспечил стабильными доходами себя и внуков на всю жизнь.  Мы взяли на заметку возможное  развитие и этого сектора бизнеса для фармацевтов. 
         
Узнав цель нашего визита, он в течение трех дней, помог организовать встречу с руководителями Тихоокеанского флота. Руководство Флота предложило использовать пустующие ангары рядом с железнодорожным тупиком в Золотой долине, в Сергеевке предоставило в аренду шесть пустующих складских помещений из железобетона. Эти помещения  идеально подошли для размещения чехословацких машин.

Это был успех, который мы закрепили договором о намерениях в штабе флота во Владивостоке. Мы тогда решили, что если «чехословацкий проект» реализуется, то в Сергеевке построим небольшой коттеджный  поселок, план строительства которого у директора совхоза уже имелся. Место нам понравилось тем, что это был центр Уссурийской тайги недалеко от моря, где совершенно не было комаров – холодная горная речка была не для него, а для нас и детей   высокогорный здоровый климат подходил идеально. В близкой доступности с автомобильными дорогами были  города Находка, Артем и Владивосток.

Чтобы закрепить достигнутый успех, мы в Сергеевке официально зарегистрировали филиал своего предприятия, где директором назначили Козлова,  куда перечислили сумму средств на обустройство и на зарплату. Так же передали на баланс новой структуры 30-и метровую передвижную военную мастерскую и дизельную электростанцию на 150 квт. Особенно этому был рад директор совхоза, в селе появилась резервная станция на случай отключения от городских сетей.  В Сергеевке  всех заверили, что если благополучно все сложится, будем активно сотрудничать и вместе развивать село.

Поэтому с Договором, подкрепленным схемами, не представляющими военную тайну,  в Москве доложил о проведенной работе.   К сожалению,  политическая нестабильность в стране напугала даже чехов. Они ликвидировали ранее достигнутые намерения и договоренности по долгосрочному сотрудничеству с Россией.  Этим  решением был нанесен  серьезный удар по нашим перспективным планам и нашему бизнесу.

 Хорошо, что у нас были и другие перспективные наработки, которыми мы  вплотную занимались.   Так были согласованы и подписаны  договора намерений с директорами  «Машзавода» и завода «Полимер» по сотрудничеству и совместному производству мотоблоков мощностью до десяти  лошадиных сил. 

Мы подготовили  Договора о долгосрочном сотрудничестве,  согласно которым,  мы возложили на себя   вопросы по обеспечению  технической документацией, поставкам  моторов из Зеленограда и колес, покрытых резиной  из Красноярска.  А изготовление всех остальных деталей и их сборку должны были  производить на Амурском машзаводе  и  заводе «Полимер».  Вопросы реализации готовой продукции ПО «Амурскстроймаш» так же брал на себя.

Помню, как подписав эти договоренности,  мы вылетели в Киев в проектный институт, где приобрели разработки на мотоблок «Артания» и стали единственными калькодержателями этой конструкции. В Зеленинограде на машиностроительном заводе подписали Договор по изготовлению и поставкам до 30 тысяч двигателей в год,  а для проведения испытаний десять комплектов двигателей были отправлены  в наш адрес -  город Амурск.

Работая по этой важной программе, были проведены встречи, совещания не только с руководителями предприятий, но и с руководителями цехов и рабочими, где предполагалось массово производить мотоблоки. У моей Людмилы, как у исполнительного директора чудом сохранились письма того периода, датированные мартом и октябрем 1992 года, направленные в адрес руководителей Хабаровского края. Приведу выдержки из этих документов.

"…Администрация цеха 06  ПО «Амурмаш» убедительно просит Совет директоров конверсируемых заводов включить в программу развития сельского хозяйства Хабаровского края одним из пунктов: освоение и выпуск мотоблоков. Коллектив цеха 06, понимая программу обеспечения мотоблоками мелких частных хозяйств и фермеров, широко освещенную в программе «Восток» Главой администрации Ишаевым В.И. и представителями Малого Совета Быковым Н.В. и Болдыревым В.И., готов приступить к их освоению, имея для этого производственные мощности и квалифицированные рабочие кадры. Роль заказчика приняло на себя ПО «Амурскстроймаш» в лице Генерального директора Намаконова О.А., который заключил договор со  Всесоюзным проектно-конструкторским институтом сварочного производства Министерства станкостроения и инструментальной промышленности на приобретение проектно-технической документации на мотоблок «Артания». Также ими заключен договор на поставу двигателей мощностью до 10 л.с. с научно-производственного кооператива «Вираж» города Зеленограда Московской области: в 1993 году – 3000 двигателей; в 1994 году – 10000 двигателей; в 1995 году – 30000 двигателей. Кроме этого научно-производственный кооператив «Вираж» готов предоставить техническую документацию для освоения двигателей на нашем производстве. 
        Начальник цеха 06 Агеносов С.А.
        Ведущий инженер планово-производственного
        отдела Дружелюбова Н.В."

Чтобы затраты связанные с подготовкой производства,  частично вернуть за счет  Краевой конверсионной программы,  мы так же направили и свое письмо в Краевые органы власти где указали: «в целях развития сельского хозяйства ПО «Амурскстроймаш» выступил заказчиком по разработке технической документации миниагрокомплекса и обеспечению авторского сопровождения организации серийного производства. По обеспечению поставки двигателей и комплектующих. Заключены договора с заводами и проектными организациями. Просим включить в программу ассоциации директоров конверсируемых предприятий объемы намеченного к выпуску миниагрокомплекса «Артания» и затраты связанные с подготовкой их производства. В 1992 год – опытные образцы; 1993 год – опытная партия до 3000 штук; 1994 год – серийное производство до 10000 штук в год; 1995 год – серийное производство до 30000 штук в год.
                Генеральный директор ПО «Амурскстроймаш»  Намаконов О.А.»

Помню, в  Амурск я вернулся не один, а с представителями института разработчика из Киева и с опытным образцом мотоблока «Артания», для убедительности, чтобы ускорить внедрение этих разработок в производство.

Но для чего-то, директор «АМЗ» Барсуков вдруг собрал расширенный Технический Совет, на котором  неожиданно публично отрекся от всех ранних договоренностей -   выступать в роли  производителя мотоблоков, и в унисон ему,  его ведущие специалисты заявили, что не желают делать мотоблоки – это  для них мелко,  они хотели бы выпускать трактора или автобусы.

Как я им не пытался объяснить, что нужно идти от малого к большему,  что сейчас на рынке повышенный спрос на малую механизацию, а трактора некому будет продавать – многие колхозы уничтожены.  И, что больше никто в роли инвесторов  с подобной программой  выступать не будет, что  это предлагается ради поддержания на плаву и даже спасения их предприятия.  Меня не слышали.

И более того, они делали вид, что оскорблены моим предложением.  Упертый или точнее невежественный в своем низком профессионализме Технический Совет  Машзавода, отклонил все ранее достигнутые  договоренности и решения по организации выпуска мотоблоков «Артания».

Директор завода Барсуков театрально развел руками и сказал: 
- Что я могу поделать, Олег Александрович, против коллектива не пойдешь. Видите, они  все,  против. 

Действительно, низкий уровень профессионализма, и откровенное невежество взяли вверх. Я этому собранию тогда сказал, что этим решением они подписали себе и заводу смертельный приговор, и что больше никто таких заказов им не предложит.

Забегая вперед, скажу вам, что этот коллектив, где руководители были пропитаны духом советского иждивенчества и отсутствия личной инициативы, был вскоре по приказу из Министерства расформирован:  «в связи со снятием всех оборонных заказов»  (а других объемов у них не было).   На заводе были оставлены только кадры, необходимые для охранного режима. Поэтому я не ошибся – директор предприятия Барсуков действительно оказался могильщиком этого прекрасного завода.

Помню, после технического совещания, киевские специалисты мне сказали:
- Что на Украине, что в России, нет интеллектуалов, а бал правит неразумная
интеллигенция, которая не понимает, что творит. 

Я тогда извинился перед профессионалами, «шутка», притащить специалистов проектного института  из  Киева на край света, чтобы услышать от заводчан  такую ересь?!  И сказал, что постараюсь найти других партнеров,  но и завод  «Полимер»  неожиданно также отказался от своих ранее достигнутых обязательств и высказали боязнь возложить  на себя ответственность по производству мотоблоков. 

Наша  страна с таким мышлением руководителей, действительно катилась в бездну. Мне было очень жаль  затраченных сил, времени, и конечно немалых наших финансовых средств на разработку и на попытку внедрения этой технической и социальной программы в жизнь.

Прямо скажу было стыдно  и  даже противно за возникновение таких «тупиковых» ситуаций  на ровном месте из-за безответственности  недалеких  и  трусливых специалистов  властных структур. Они стали  не просто помехой,  а  серьезным тормозом  в  реализации  наших бизнес-планов,   поэтому по-черному рвали наши «шаблоны».   Продолжение в материале   «Разрыв шаблонов» - 35

 


Рецензии