Настенька

Настенька
- Ну , давай знакомиться, сосед- сказал я , и протянул руку  молодому парню чуть выше среднего роста с серо-голубыми глазами,- меня зовут Анатолий Иванович, а проще дядя Толя, ты, если есть нужда, всегда обращайся по соседски , если что?
-Сергей,- и протянул мне крепкую жилистую руку, которой так пожал мне руку, от доброжелательства, я думаю, что у меня что то хрупнуло в ладони- ой, извините, не хотел так сильно, привычка … Я  ведь родом из Поволжья, во мне столько намешано крови, так и не знаю от куда во мне сила в руке, но в работе она никогда не мешает…
   Так я познакомился с новой семьей , снявшей «пол дома», а во второй половине жил я один, бобылем. Дом ранее строился моими родителями, на берегу лимана, из самана , обложенного кирпичом, так , что в нем летом всегда прохладно и пахнет известью, так в то время, когда строился дом, обоев не клеили, а штукатурили глиной с песком и белили известью, зато зимой  тепло, топили углем , теперь уже газом и всегда было тепло и уютно. Родители мои вскоре разошлись, разве я, тогда еще ребенок ,мог знать о причине их разногласий?  ,  отец свою половину продал, а мы ,с  матерью, жили в своей, пока я не ушел в армию, там и остался прапорщиком, а после скитался со всей частью по всей стране : и в Казахстане служил, и в Сибири, в Закавказье, а последние годы на Дальнем востоке, откуда и был уволен со службы, по выслуге лет; сертификат на жилье я обналичил , приехал домой , ведь только здесь, на берегу Азовского моря , я испытывал успокоение своей души; нет нигде в стране такого запаха воздуха, наполненного вкусом водорослей и полыни  , он такой тягучий, из за влажности , что напиться им просто невозможно, а небо синее-синее с редкими белыми облаками, практически каждый день, только ветер ,к которому привыкаешь быстро, может испортить идиллическую картину моего родного края. Так и  решил здесь остаться : мать  давно умерла, так и не смогла сойтись на оставшуюся жизнь ни с одним мужчиной, а я ей ведь обещал в детстве , что будем жить вместе, и никто нам не нужен, а я буду за ней ухаживать , но видно исполниться моих детским мечтам не суждено сбыться, да и сам остался в одиночестве в конце жизни , как и мать моя, разлетелась моя семья- жена с сыном, не выдержали у нее нервы постоянно менять квартиры, не имея своего угла, да я и стал понимать ее только сейчас: по должности перспективы нет, а так хочется стабильности, своего угла, огорода, садика… Она у меня с Украины, да и по характеру  была нетерпеливая, хотелось ей все и сразу, как и всем женщинам, наверное, нашла другого, все обиды уже  забыты , но если бы вдруг и вернулась бы , так знаете, наверное  бы и простил – вишь , как первая любовь, она видно на всю жизнь, ее забыть невозможно… Сын по моей стезе пошел , летает , уже капитан,  командует звеном истребителей, с ним дружу, да у него своя семья, дочка, невестка, тоже с Украины, хохлушка, пока живут дружно , а там .. будем надеяться на бога, но и сам пускай думает – пример отца у него перед глазами. Так вот на деньги полученные от сертификата, купил машину, построил гараж ,часть положил на книжку под проценты, пенсия нормальная, машины ремонтирую, «калымчик» всегда есть, в доме чисто – отопление, туалет, кондиционер, жить можно , только в последнее время стало как то скучновато , нет , конечно, дел хватает, заказов на ремонт много , да вот придешь домой и опять один, снова за плиту, стирку, телевизор, даже поругаться не с кем, в общем не хватает в жизни чего то, и деньги есть, жилье, работа , а вот полного комплекта не хватает, уж подумал сойтись с кем , да уже и страх обуял , вряд ли смогу с кем то сойтись, я никого не пойму, а уж меня так ,наверняка, теперь уже и никто не поймет.
    И стал я приглядываться к моим соседям, предыдущие как то не запоминались , а вот эти: Сергей с женой Аленой и да с  девочкой маленькой лет 5-6 , в легком платьице с отцовскими глазами стали мне приятными, даже самому хотелось к ним в гости напросится, предложить свои услуги, хотел  почувствовать, как у них пахнет в доме женщиной ,уютом, чистым бельем, забыл я все ,это было так давно…Вижу , как придет с работы Сергей , его все встречают , дочка на руки, жена на шею, чай пить , ужинать на улице , летом у нас принято быть на воздухе, в доме все таки душновато, а Алена все хлопочет возле мужа, глаза блестят, дочка с рук не сползает, прямо получается идиллическая картина. В выходные Сергей смастерил Настеньке, своей дочурке , качели , залил металлические столбы бетоном, сам все сварил, подшибники смазал, все основательно, на « века». Работал он ,как потом я узнал , от Алены, как у нас сейчас говорят в « шараш-монтаж»,  разнорабочим, где сварщиком, где токарем, а где «принеси то не знаю что», заводы ведь все стоят, заказов нет, денег нет , кругом частные предприниматели, « перестройка» одним слов, а жить надо…
  Вот однажды, в пятницу, слышу какой то шум за стенкой, разговоры на повышенных тонах, плачь ребенка- думаю ерунда, в семье всякое бывает, только смотрю через пол часа забегает ко мне Настенька вся дрожит и плачет, мол папа дома ругается и дерется- вот я и убежала.
- Ну, посиди,- говорю,- успокойся, сейчас твои родители помирятся , а ты завсегда ко мне приходи когда я дома, будем чай пить, у меня и «конфекты» для тебя есть…
    Настенька успокоилась, а через пол часа и Алена пришла, извинилась, поблагодарила за приют, чаем ее напоил , и она уж и высказалась всей душой о своих страданиях. Поженились они с Сергеем до армии , девочка родилась , когда он служил, а жили они в станице , учились в одном классе, она жила у своих родителей, у матери с отчимом , училась заочно в педагогическом училище на воспитателя, а когда муж пришел из армии , мать дала понять , чтобы они искали сами себе жилье, да и молодым  самим хотелось жить в городе, хотели уехать из станицы, да и мать с отцом Сергея не отговаривали, хотя работы в станице всегда хватало, да и дома за животными ухаживать пока есть кому, не понравиться- вернетесь , будете здесь свой дом строить, но молодым всем в город очень всегда нужно , вот и скитаются с квартиры на квартиру, то хозяева недовольны, то от работы далеко, то работы нигде не найти, а Сергей ,после армии, сильно изменился, прошел свой «Афганистан» , стал злобным, непоседливым, везде все ему ни так, работает, как вол, а зарплата мизерная, тем более «кантузия» сильная  у него была, даже пенсию от военкомата небольшую ему назначили и пить ему совсем нельзя, голову «сносит» в один миг, сразу превращается в монстра, за каких то несколько минут.., потому у него и друзей нет, все его стали боятся, не выпивают с ним больше, только я то знаю, говорит Алена, какой он добрый и заботливый отец..
   Понял я ситуацию, не стал вмешиваться, просто сказал , чтобы всегда ко мне приходили в сложный момент. Человека изменить очень трудно, особенно взрослого, как помочь семье я не знаю?  А ребенок страдает, жена, да и сам , наверное, Сергей переживает, вижу седина  даже пробивать  в его темных волосах, видно сны ему снятся « кошмарные» , и никто не может изменить это положение- любят друг друга , страдают и жить так больше не могут , а приходится. А где разум ?  Нет его у молодых , любящих друг руга людей ,  физическое  и умственное бессилие угнетает всех, и ничего сделать не могут или не хотят ?  Разве они знают, как быть в такой ситуации?  И я вижу, что Сергей добрый человек , любящий свою семью, дочь и жену, но не может осознать своего физического недостатка, считает себя абсолютно нормальным, как все, вернее не считает себя ущербным человеком в силу «увечья» полученного при травме.. А сколько таких в мире?? Ведь любой удар по голове , ударенный неожиданно , даже « подзатыльник» ,влечет за собой  изменение в клетках мозга ребенка, да , та же обида, разве может родитель объяснить ребенку, да , и хочет ли , если у него нет желания и времени, а ребенок ведь страдает, а потом через десятки лет все это все равно сказывается на поведении взрослого человека.
  И вижу я , что семья в моих глазах стала приобретать новый вид; внешне все благополучно- муж работает, жена  занимается ребенком, видимый достаток, телевизор, вот ,купили в кредит , и Алена изменилась: в последнее время мы с ней стали больше видеться, нет, просто стала доверяться мне, после скандала в семье, стала делиться своими переживаниями, я ведь всегда молчу; а кому ей еще высказаться и выплакаться, мать далеко , да и не поймет, наверное, скажет сама разбирайся ,« бачили очи кого выбирали» ,подруг нет, муж в работе, что у него в голове она даже и не знает , с кем поделиться бедой ? Стал я больше привечать Настеньку, тем более родители не возражали, мать дома хозяйничает, Алена не устроилась по профессии, муж запрещал, мол, сиди дома занимайся воспитанием дочери,  муж тоже после тяжелого рабочего дня уставал, в общем, отдыхали от заботы о ней, я же поил чаем, слушал ее мысли, о чем она мечтала, , стал ,типа, дедушки ей , привязался очень., стали цифры изучать, буквы , ведь в школу скоро, а родители больше собой занимаются , что то делят между собой , перестали понимать друг друга. С работой у Сергея не получалось- где то не заплатили , как договаривались, работал токарем , электричество отключили -нет денег у организации , а бесплатно работать никто уже не хочет,  устроился отделочником ,так то же самое- тянут с оплатой, заводы и фабрики «стоят»…Разве мог я ему объяснить , что заводы стоят от того , что политическая система изменилась, человек предоставлен сам себе, выживай как хочешь, хошь воруй, хочешь пей, кури анашу, детей можешь не заводить , и жить с женщиной можешь просто так , сожительствовать, чтобы не жениться и не обременять себя семьей, ведь всякая привязанность угрожает неволей и заботами о другом человеке , и все это стало уничтожаться потихоньку с молчаливого согласия общества. Ведь молодежь все воспринимает  как бы естественно, разве они жили при советской власти, им теперь джинсы, тряпки красивые подавай, индивидуализм, короче, а забывают , что самое главное это работа , дом, семья, родина и будущая старость в тепле и уюте, нет им все сразу и побольше- иди в любой банк бери ссуду и всю жизнь отдавай , будь в долгу у банкиров, работай по 12 часов в сутки , а то и больше и не будет у тебя  все равно ни дома, ни уюта, пока ты не поймешь этой философии и вцепишься зубами в «клиента» или воровать пойдешь, а затем войдешь во вкус, будешь грабить и унижать всех и вся – вот тогда у тебя и деньги появятся , а может и друзья , хотя, вряд ли…Хотелось объяснить Сергею, что мир перевернулся, все самое лучшее продаем на запад, металл, умы, хлеб, электричество и т.д, ведь почему заводы стали – электроэнергия по цене, как за рубежом, может там и дешевле, продукцию никто не покупает, все из за границы, там все работают , а у нас все живут теперь в долг, особенно молодежь, а кто ближе к распределению денег, т.е к чиновникам, тот и сам побогаче всех остальных , а ему, Сергею, в силу его характера и образования ничего этого не видать; как объяснить молодому человеку, что нужно жить скромно, по деньгам и заработкам ?  А если в семье к тому же нет понимания между собой , какой им дать совет , разве что ждать пока сами молодые набьют себе шишек, образумятся, станут в одну упряжку и тогда может дело сдвинется с « мертвой точки» , но так не любая семья может выдержать испытания, от того и частые разводы, дети не знают своих отцов , а в последнее время и матерей..
   Вижу , что Сергей в последнее время дома сидит , опять видно не поладил с начальством, решил взять его к себе в помощники , пускай детали обтачивает , может , научится понимать технику?  Только , смотрю, маловато усидчивости, то «заусинцы» с гайки не обточит, то за собой не убирает, спешит куда то ,суетится , а толку мало , стал ему все высказывать, мол, не спеши, аккуратно все делай , все научишься, и вижу уже недоволен , глаза прячет, себя правым считает, мол какие то мелкие деньги зарабатываем, а можно побольше и сразу, а я ему и объясняю , что клиента надо беречь, пускай все знают, что у нас дешевле и качественнее, и народ к нам постепенно будет обращаться все больше и больше, не понял он моей философии , ушел от меня , снова на какую то « шабашку» подвязался… Только вижу , однажды, опять пришел домой с бутылкой пива, снова скандал, ругань, И Настенька ко мне снова прибежала , а уж потом и Алена, хотел пойти разобраться, да бог отговорил, что с пьяным разговаривать , у него всегда своя правда..На другой день все как и не бывало скандала, вышел на работу, работает ,пока снова не запьет и вижу, что глаза у Настеньки стали меняться, появился страх в них, особенно , когда папка с работы приходит, смотрит ему в глаза и спрашивает – какой он сегодня, ребенок не осознает своего положения , но я то вижу, как она страдает, да и Аленка тоже. Стал слышать разговоры о « кодировании» , вроде как согласился сам не пить и вижу не пьет, работает , но в глазах и в движениях какая то злость появилась , суетится, с дочкой не занимается, уходит на берег лимана и сидит там в одиночестве на воду смотрит…
   Вот и осень наступила, Настенька в первый класс пошла, одета как куколка, бант огромный, улыбка, глаза , ангелочек , короче, в школе у нее все хорошо с оценками, уроки с матерью делают, только вижу , что постоянно они в напряжении отца с работы ждут, если калитка тихо хлопнула –значит дома все хорошо, а как  громко , то глаза у всех тускнеют, и Настенька ко мне приходит уроки делать. А чтобы родители молодых приезжали- я такого не замечал, и они в станицу в гости не ездили. Они своим делом занимаются, я своим, только однажды заметил , что молодые стали вещи собирать, приехала машина , забрала вещи , а Сергей объяснил , что работу нашел в другом месте, на окраине города , да и квартира там подешевле… Скучно мне стало без Настеньки, даже слезу свою, скупую, мужскую пустил, даже стал молиться, чего раньше никогда со не было, за благополучие « внучки» своей, как она там…А Сергея с Аленой даже и не жалко, молодые они , дикие какие то, равнодушные  , только о своих чувствах и желаниях думают , все у них нет единой цели , как лебедь, рак и щука.. Что  же там с моей Настенькой будет??..
    И вот бог услышал мои молитвы, прошло лет пятнадцать , я и забывать уже стал о бывших соседях. Сын мой с женой развелся, уехала моя невестка с дочерью в Украину, там замуж повторно вышла, а сынок нашел себе жену по себе , взял молодую симпатичную, но уже с умом, дочку своего командира части , привыкшую к перемене места службы. Приезжали на море, ждут ребенка. Ремонтом машин давно перестал заниматься, когда меня сильно оштрафовали за неуплату электричества, повыдергивали все провода, ну воровал я ,потихоньку электроэнергию, ее ведь у нас много , электростанции все равно работают ,электричество вырабатывают, а заводы и фабрики, станки стоят, куда его, электричество, «девать»?   ; ведь ни одна станция не закрылась , а тем более «Атомная» , покупают ее местные и губернские « АО « электросети», не важно, как они называются,  покупают за 1 рубль, а продают по 10 рублей за киловатт, пользуйся на здоровье, а платить тебе нечем, да и всем предпринимателям тоже, вот и стоят заводы со станками, которых тоже уже нет, все в утиле , и ничего сейчас не изменить, и не остановят гидро-, атом- электростанции, шантажируют их, мол, не будем покупать у вас электричество, так  и ни один завод с фабрикой не выдержит, сразу обанкротятся , да и нет их уже, все давно разрушено, а на их месте построены жилые дома ,жить то где то молодым семьям надо , да, и на юге пенсионерам сподручнее( я про свой край имею ввиду), жить то хочется , всю жизнь на Севере батрачили , может к концу жизни будет поуютнее? А за электричество ,все равно ,за киловатт 10 рублей плати, мало ли ,что его продают за 1 рубль, одним словом- капитализма…
    И вот, однажды, встречаю я молодую девушку с знакомыми  ясными глазами, у моего дома , сразу признал Настеньку, она  с молодым парнем, очень похожим на своего отца- такого сухого, крепкого , с чуть наглыми светло-серыми глазами, гуляли здесь рядом, выяснил, квартиру искали. В дом пригласил , вина налил, я в ту пору виноделием занялся, виноградники насадил, вино , самогон стал гнать , нет не на продажу, так для себя и соседей , не могу без дела… Только Настенька мне глазами показывает , что не желательно вино к столу, лучше чай, а  я и не возражал , и сам вижу , что в глазах моей Настеньки страх , как в детстве проявляется, страх, что выпьет ее парень и начнет тут вести себя неестественно , может и буянить станет. Как же так снова попал снаряд «в одну воронку», почему моя Настенька выбрала именно такого парня , какой ее был отец, неужели она не настрадалась за свою жизнь?…  Выяснилось , что пить ее парню запрещено , организм не перерабатывает вина , может даже уже и был « закодирован»? Хлопец ее , со слов Настеньки,  планирует  организовать бригаду по ремонту , отделке квартир, строить дома.., а образования то у обеих нет, везде все платное, снова дикостью повеяло, как будто Сергея с Аленой перед собой увидел,и не уговорить их уже учиться, почувствовали вкус денег, что можно и без образования прожить,  но как??, качество жизни уже будет другое, а время молодости уходит… Отец ее   с матерью живут в станице , тут недалеко, дом построили, только отец уже давно не пьет, болеет очень, после инсульта, правая рука не работает, мать за ним ухаживает, работает по хозяйству- куры, яйца, теленок, молоко.., пенсию получают , а так все хорошо…
   Только смотрю , наивные они какие то , будто людей не понимают, или я??, не понято, почему Настенька не стала, не желала получить профессию, не стала учиться, с парнем познакомилась , и сразу стала с ним жить ,  а у него и профессии нет , только после армии, как  и ее отец в свое время И я все равно задаю себе вопрос почему же дети , страдающие от пьяных выходок отцов и матерей , все равно стремятся попасть в подобные условия жизни , что с ними происходит ?  Неужели не помнят того страха, унижения и снова лезут в эту вялоудушающую их «счастливую» жизнь петлю?..
     Вы , конечно, скажете , что это сами мы , люди, дети, родители выбрали такой путь -и это есть правда? А государство где?  Где разум? Кому  мы платим налоги? Где разумные люди? Как воспитать разумного человека?  Что для этого сделать?  Ведь мы видим , что люди страдают из – своей безграмотности, скудоумия, и все стало платно- образование , медицина, а о профилактике  недорослей уже давно забыто, нет денег и все , страдайте, если вы осознаете об этом , и спасайте своих детей сами, а если не сожжете  себе душу от неурядиц , так у вас есть пример , как за «рубежом» , государство будет отбирать на воспитание у вас детей,  в» чужие» семьи, как и мы планировали при «советской» власти у «нерадивых»…, как все знакомо, только мы здесь  будем учить их состраданию,  -а они другому, как выжить или смириться?  … Что делать, чтобы люди стали счастливее, чем  были , или они и не были ими никогда?  И, вообще, стоит ли  думать о соплеменниках ,или только удовлетворять свои внутренние потребности и чувства , а именно , что ты богат, и должен  уничтожать своих соперников физически, как в старые « добрые» феодальные времена; и просто у тебя есть средства для существования твоего будущего поколения, а именно только твоего, имеется кровного по крови и родного, и не чужого- а  где разум?
        Разве ее отец ,Настеньки, мать задумывались об этом, нет- для них был только смысл- воспитать свою девочку, дать ей образование,  в надежде , что она дальше сама найдет свою нишу в обществе , что именно общество, государственный строй , выявит  тех людей , которые ей нужно?  А почему , вы посмотрите на историю нашего государства, почему у нас страдают люди , почему этого нельзя изменить ? Нет , Настенька , может найдет себе другую семью, родит детей , но я не об этом… Где образование? Почему дети не хотят учиться, нет, не из за что это стоит денег, просто их физиология животного не хочет этого , и нам с вами нужно сделать из него человека, да именно с вами ..  А где медицина? Плати.. Где работа?  -платите хорошо, будут спецы, образование платное, нет денег – денег нет- все в «оффшоре»..  Наверное, нужен, все таки  авторитарный режим - где во главе становятся мудрые, справедливые, совестливые, умудренные опытом люди , где,  сила, армия.. нужна диктатура трудящегося народа, от швейцара до  директора фирмы, чтобы разум поднялся на новый этап развития .. И моя маленькая, родная Настенька , была счастлива, вышла замуж, растила детей, и ей было не страшно за будущее своих внуков, и не страдает, что в обществе снова нет равноденствия добра и зла; а за это должны отвечать мы с вами –деды, вместе с государством , которое мы с вами построили, а если не такое , то пускай уже наши внуки это переделывают, если смогут, только бы без крови, а по разуму… 
                19.03.2023.
 


Рецензии