Благодарность. Конец

   Есть люди, для которых слово "благодарность" не пустой звук. Почитайте историю одной благодарности, которая когда - то очень меня тронула. Но прежде, вспомним слова мудрого Эзопа:"Благодарность - признак благородства души".
   Послевоенный Ленинград встаёт на ноги. Молодая девушка, закончила школу с золотой медалью, затем институт Герцена с красным дипломом. Она могла поступить в аспирантуру и остаться в родном городе. Могла, но, к удивлению многих, решила поехать в ... далёкую Армению. Кому - то это покажется странным, возможно, даже безумным. Ведь в Армении её не ждали, языка она не знала. Но у неё была память и она считала, что не достаточно помнить добро, на него надо ответить добром. Но самое интересное - в Армении никто не ждал от неё благодарности, никто не мог бы упрекнуть в забывчивости...

   В Министерстае Просвещения Еревана было многолюдно и шумно: молодые выпускники - учителя громко разговаривали и не скрывали, что хотели бы остаться в Ереване. Девушка, когда дошла до неё очередь войти в кабинет, где решалась её судьба, немало удивив всех, сказала, что готова ехать хоть за тридевять земель. Её и послали по этому адресу: в далёкое село, куда надо было добираться сперва поездом, затем попуткой. И поехала молодая ленинградка в неизвестность. Встретил её директор школы, в которой ей предстояло работать, на ... грузовике, что по тем временам было роскошью.

   Остановилась машина около  забора, за которым был дом, мужчина помог девушке выйти и сказал:
 - Вот здесь я живу. Отдельного жилья не можем вам предоставить. Мы с женой решили, что жить будете у нас. Наш дом - ваш дом!
   Прошли в дом. Жена директора приветливо улыбнулась, предложила сесть, двое детей - школьников с любопытством смотрели на гостью. Она обратила внимание на большое количество книг русских и зарубежных классиков.
   Девушка смущённо спросила, сколько надо будет платить, на что мужчина с  улыбкой ответил:
 - Давайте будем выше денег. Живём мы бедновато, что моя жена приготовит, то и будем есть. А денег мы с вас не возьмём. Вы рады, что выбудете жить у нас и в нашем доме будет звучать русская речь.

   Девушка как - то странно посмотрела на хозяев, а в глазах её словно свет зажёгся. Хозяева переглянулись:
 - В чём дело?
   Девушка молчала, она, словно, ушла мысленно куда - то. Что заставило её сидеть в этом доме, вдали от родных и близких и чувствовать себя счастливой?
... Блокадный Ленинград. Парализованный отец в больнице, на другом конце города. Мать раз в месяц навещает её, принося детям крошки и корочки хлеба. Дети - дочь и сын - бледные, исхудавшие, с выпавшими зубками и волосиками, лежат, не в силах подняться.
   Однажды появилась возможность выехать на "большую землю", но для этого надо было добраться до вокзала. Женщина посадила детей в санки, укутала во что могла, завязала верёвками, чтобы, не дай бог, не выпали и, с, трудом переставляя опухшие ноги, потянула сани. "Только бы дойти, только бы не упасть" - мысленно повторяла женщина.

   Мимо, тоже в сторону вокзала, шли красноармейцы. Вдруг один из них подошёл к женщине, дал детям сухарики, подхватил женщину за руку и потянул сани. Успели, дошли. Парень помог женшине подняться в вагон, нашёл место, усадил. Затем принёс детей. Женщина посмотрела на него:
 - Спасибо, спасибо, сынок, как тебя зовут, откуда ты?
 - Из Армении я, мама.
   Никогда не забывала женщина этого парня, помогшего ей, и говорила дочери:
 - Не забывай, дочка! Тот сухарик... тот парень... я не помню его лица, но я помню его улыбку и его ... спину... Не забывай!
   И она не забыла... Осталась девушка в селе, выучила язык, вышла замуж за местного механизатора, родила двух сыновей... Жизнь продолжалась...

   Прочитав начало рассказа, мой друг, проживающий в Германии, написал мне об одном молодом немце. Парень из Дюссельдорфа принял иудаизм и соблюдант все обряды, искупая этим вину прошлых преступлений своей нации. Делает он это тихо, спокойно, не афишируя, повинуясь требованию совести...

   В Переделкино, на одной из могил обращает на себя внимание надгробный памятник из армянского туфа, стилизованный под хачкар. Это - дань любви и признательности Армении Вере Звягинцевой, поэту и переводчику, влюблённому в страну гор.
   Звягинцева написала книгу "Моя Армения", где есть такие строки:
                Моя любовь к Армении похожа
                На вечную любовь к своей стране.
                Не разберу, которая дороже,
                Не гаснет жар в нестынущей золе...
                Уж такова загадка бытия:
                Не будь Россия родиной моею,
                Армению не полюбила б я!

   Звягинцева сделала достоянием русского читателя лучшие поэтические произведения армянских поэтов разных времён. Она считала, что, чтобы Армения прославилась на весь мир, достаточно таких творцов, как Саят - Нова, Кучак, Комитас, Исаакян, Сарьян, Терьян, Хачатурян, которые подняли искусство своей Родины до мировых вершин. Её связывал многолетняя дружба с армянскими поэтами, переводчиками, известным художником Сарьяном, она часто посещала Армению и признавалась, что у неё "сердце щимит от непроходящей, непостижимой любви к Армении". Всё здесь было мило её сердцу:"цветы, прорастающие сквозь камни, цветы науки, искусства, сила жизнелюбия людей, лебединые женские пляски, медь горячих тяжёлых стихов и полотен сарьяновских краски". Время, проведённое в Армении, Звягинцева называла "божественным".

   В 1957 году Вера Звягинцева в составе делегации российских писателей приехала в Тбилиси на празднование юбилея Ильи Чавчавадзе. В Тбилиси, сойдя с поезда, она узнала о кончине армянского поэта Исаакяна и хотела тут же отправиться в Ереван, но ей не позволили, сказав, что поедут молодые, а она должна остаться. Конечно же, она осталась, но как она переживала! Она, вспоминая те дни, писала, что "пишет о любви к Грузии, а хочется ей пешком уйти в Ереван".

   Вера Звягинцева оставила заметный след в армянской поэзии. В своих стихах она воспевала Армению, её небо, людей. В них - и нежность к сегодняшней Армении, и уважение к истории народ, и боль за его трагическую судьбу. Любовь Звягинцевой к Армении была взаимной: здесь её помнят, любят, читают...

   Имя великой Эдит Пиаф, её нелёгкий путь к успеху, её песни, конечно же, знают все. Поэтому напомню только два момента из жизни певицы, чьи песни пережили её.
   Вы помните маленькую дочку Пиаф по имени Марсель, которая умерла от менингита. Эдит, раздавленная горем, не имела денег на похороны. Её друзья, такие же бедные, собрали деньги, но не хватало ещё 10 франков. Не зная, что делать, в 4 утра Эдит в длинном старом, с разодранными локтями пальто шла под дождём по опустевшему городу. Неожиданно раздался голос:"Сколько стоит твоя любовь, малютка?" Её приняли за проститутку. Она оглянулась и увидела высокого мужчину с насмешливой  улыбкой. В подобных случаях она ругалась, давала пощёчин. Но в тот момент она была в отчаянии, в ужасе от того, что делает, но тихо сказала:"10 франков". Мужчина повёл её в какую -то гостиницу, где она рассказала ему о своём горе. Он дал ей деньги и отпустил со словами:"Иди и не падай духом, малютка ..."

   Пройдя через все круги ада, Эдит никогда не забывала того незнакомца, который помог ей, не попросив ничего взамен. И она всегда, если могла, помогала, выручала всех, ничего не ожидая взамен. Может быть, если бы он обошёлся с ней, как с девкой, она не была бы способна на бескорыстный поступок. Поэтому, не зная даже имени случайного этого мужчины, Пиаф всегда его помнила и мысленно благодарила.

   Одним из тех многих, кому помогала Пиафф, был французский шансонье Шарль Азнавур. В момент их знакомства у будущего шансонье не было ни су. Пиаф пригласила его жить в свой дом, всячески помогала. Он был недоволен своим носом. Эдит весело сказала:"Ничего, старина, пристроим новый!" И он ничего не забыл, когда стал  знаменитым и зал устроил ему авацию. Он заперся в своей уборной и написал ей:"Эдит, я наконец выиграл. Но я хочу, чтобы ты знала, что каждым "браво" я обязан тебе. Тебе я посвящаю этот успех".

   Азнавур, живя в доме Пиаф за её счёт, мечтал о времени, когда сможет пригласить её в дорогой ресторан. И это время наступило. В шикарном ресторане гуляла весёлая компания и Азнавур был счастлив, что может закрыть счёт...

   Не могу умолчать об австрийском писателе и драматурге Франце Верфеле, потрясённом в годы Перой Мировой войны трагедией армянского населения Западной Турции, о которой узнал из газет. Прочитанное не давало покоя Верфелю. Он не мог поверить, что ТАКОЕ возможно в 20 веке.

   Путешествуя в 1929году по Востоку, он посетил ковроткацкую фабрику, где увидел армянских детей, чудом спасшихся свидетелей резни. В их потухших глазах навсегда остался ужас увиденного, пережитого. Верфель был настолько потрясён видом этих детей, что решил написать книгу, чтобы весь мир узнал о случившемся.
   Верфель посетил крупнейший просветительский центр армян - мхитаристов в Вене, где была богатейшая библиотека с собранием рукописей на армянском и других языках, картинная галерея с полотнами армянских и итальянских художников. Местная типография печатала книги на 36 языках. Весь научный мир уважал центр, называя работавших здесь армян "примерными труженикам науки".

   В течение трёх лет Верфель изучал историю Армении, её культуру, традиции, обычаи. Сотни томов прочитал Верфель, работая день и ночь, прежде чем написать свой роман. Закончив работу, он снова переработал её, отредактировал и трижды переписал. Верфель писал:"Когда изучаешь армянскую историю, неизбежно задаёшься вопросом: зачем нужно было отнимать право на жизнь у народа миролюбивого, наделённого большим талантом, мыслью, душой?"

   Роман - история сопротивления жителей армянских деревень, отказавшихся от депортации в пустыню, где их ждала верная смерть. Восемь дней было дано им на подготовку к депортации, но они решили остаться и оказать сопротивление. Закрепились смелые сельчане на горе, взяв с собой только оружие, еду и воду. Они были отрезанны от внешнего мира - со строны суши, а с другой - было море. Когда кончались патроны, три хороших плавца с письмами о помощи отправились вплавь. Долгих 52 дня оборонялись смельчаки, пока не были взяты на борт французским кораблём, который спас их. Французы высадили армян в безопасном Порт - Сааде, где они и обосновались...

   В Санкт - Петербурге живут и творят два армянина, которые всегда помнят свою Армению. Это - Анатолий Юрьевич Акопянц, психиатр, медицинский и социальный психолог, психотерапевт, зав.кафедрой социальной психологии Национального Гуманитарного Университета России им.Д.С.Лихачёва ...  (перечисление всех его званий заняло бы много строк). Помимо всего, Акопянц - автор 4-х поэтических сборников. Поэзия его была определена как трансмедитативная, эмерджентная, философско - любовная и космическая лирика.
   Второй - художник Мурад Гургенович Овакимян, член международного Союза художников России. Овакимян работает во всех жанрах  изобразительного искусства:скульптура, живопись, графика, декоративно - прикладное искусство. Он оформляет спектакли, создаёт сценические костюмы, городские мероприятия, иллюстртрует книги, создаёт эскизы для ювелирных изделий, изваял более 30-ти хачкаров(камень - крест) и памятников.

   Талантом этих двух мужчин написана и оформлена книга стихотворений под названием - "К Армении". Небольшая по формату книга - гимн любви к Армении, боль потерь и вера в светлое будущее родного края.
   Может показаться, что всё это не вяжется с темой рассказа, однако, это не так.
Трудно выделть какое - то одно стихотворение, настолко все они щемящие, трогающие душу. Но одно, тем не менее, хочется привести, чтобы читатель понял силу таланта мужчин - патриотов:
           Я низко кланяюсь врагам:
           Спасибо, помогли   
           Нам выжить всем назло векам
           И красоту земли
           Родной, армянской осознать
           И уберечь её.
           Здесь каждый - князь, и все мы - знать.
           На фальшь у нас чутьё.
           Пусть наши женщины родят
           Нам Хайков* и Ара**.
           Мы на камнях воздвигнем сад,
           В лесах будет гора.
           Мы персов  гости пригласим.
           За праздничным столом
           Мы тамадой провозгласим
           На память о былом
           Приплывших на ковчеге к нам
           Гостей издалека.
           Дары преподнесём друзьям
           Как в древности река.
           Простим обиды Бэлу*** мы -
           И даже Шамирам****.
           Они считали нас людьми,
           Придя из разных стран.
           Покой нашли у нас в земле -
           Будь пухом им земля!
           А мы попразднукм в семье,
           Рассказам их внемля.
          
   *Хайк Наапет - легендарный прародитель армян.
  **Ара Прекрасный - армянский царь.
 ***Бэл - лидер гигантов, объявивший себя царём и богом, желавший подчинить себе
         всех и вся. Был побеждён Хайком.
****Шамирам - ассирийская царица, влюблённая в Ара Прекрасного, но отвергнутая
              им.    
   

   

   


   


Рецензии
Чувство благодарности родственно чувству вины.
В Дюссельдорфе , в кошерном м агазине, продавец, молодая женщина, рассказала, что её муж немец принял иудаизм и соблюдает все обряды, искупая этим вину прошлых преступлений своей нации. Сегдняшний молодой человек.

Ромуальд Наумчик   20.03.2023 23:23     Заявить о нарушении
Видимо, этот молодой немец очень совестливый человек. Помните случай, когда Киркоров весьма неинтеллигентно, чтобы не сказать и более, высказался по адресу ростовской журналистки? Тогда Кобзон сказал слова, которые нормального человека оскорбили бы. Но это не про Киркорова. Кобзон сказал журналистке:"Я извиняюсь за Киркорова, он не извинится". Это же оплеуха!

Магда Кешишева   21.03.2023 10:34   Заявить о нарушении
Совестливый! Да, Магда,именно совестливый. Здесь еще много таких.

Ромуальд Наумчик   21.03.2023 10:43   Заявить о нарушении