Ева Карат. Страницы жизни. рассказ

Страницы жизни
Быль.
       Предки мои как со стороны отца, так и матери жили в Кировской области в деревнях, куда они пришли с крайнего Севера, едва ли не с полярного круга. Где в бесконечно далекие времена был благодатный край с  плодоносящими  деревьями и цветами. После того, как там ударили морозы, люди стали уходить в сторону Юга, дойдя  до Вятских полян, где и остановились на жительство. Прошло не так много времени, когда снова наступили лютые морозы, и вятичи опять  двинулись в сторону юга.
       Дед мой Яков сын Федора по фамилии Нелюбин шел со своими родителями, братьями и сестрами, где на повозках, где пешком по проезжему тракту. По дорогам друг за другом тянулись нескончаемые повозки. Скот понуро шел за хозяевами, задыхаясь от пыли. Отдыхать останавливались на реках и озерах, где мылись, запасались водой, варили обеды и отпаивали водой отощавший скот. Не все доходили до намеченной цели. Наконец появились Уральские горы, и люди стали расходится в разные стороны. Но семья прадеда шла все дальше на Юг, и остановились они на территории Башкирии.
       Устроились на жительство   они в деревне Арамелевка  Благовещенского района Башкирской республики, куда и пришли из Кировской области своим ходом. Дети прадеда Федора выросли и моего деда Якова призвали на службу. Будучи красавцем двухметрового роста, его призвали на службу, определив направить гусаром охранять царский дворец. После службы пришло время жениться. В то время деревенские парни часто женились на городских невестах, приезжая в город Уфу, столицу Башкирии. Дед посватался к старшей купеческой дочке по имени Нина Широкова. У купца было семь дочерей и один последний сын, который в семнадцать лет сбежал из дома и больше его родители никогда не видели. Отец его, купец первой гильдии, был очень строг с детьми и сын не выдержал побоев.
        Дед Яков любил и жалел свою маленькую, тихую нравом жену, но строгую в отца. Семья деда росла. Жена его Нина Михайловна родила семеро детей; Двух старших дочерей звали Поля и Мотя. Затем семья пополнилась  пятью сыновьями, которых назвали: Петром,  Василием, Иваном, Григорием и маленьким Павлом. 
Но наступило лихое время. Дед  был из  середняков, которых причислили к кулакам,  и было решено раскулачить и выслать всех в Сибирь в необжитые места в ссылку, где особенно лютовали морозы в зимнюю пору. Плач разносился по всей деревне, так как земля слухом полнилась о том, что не многие добирались до места назначения, кого топили на баркасах, кого высаживали зимой на голый остров на явную и мучительную голодную смерть.
     На другой день надо было выезжать, обозы  с пожитками и кое каким инвентарем были собраны, и стояли у двора наготове.       И вдруг наутро ссылки отменили, конечно, не по доброте душевной, а потому как сеять хлеба было некому, и рабочие в городах стали голодать. Люди радовались нечаянному счастью, ведь на кону стояла жизнь или смерть. Но не долгой была радость крестьян и всего народа.
     Прошло немного времени. Наступил 1941год, принесший советским людям тяжелейшие страдания. Страница жизни опять круто перевернулась. Первого июня началась Вторая мировая война.  Старших сыновей одного за другим забирали на фронт. Дома остались Гриша и младшенький сын Павел, который еще под стол пешком ходил и в воины не годился.       Опять в деревне стоял плач, матери провожали сыновей на фронт, воевать с фашистами. Первым на фронт ушел старший сын Петр. В 1942 году он пропал без вести на территории Польши, где в то время шли бои. Бабушка моя была глубоко верующим человеком и долго молилась Богу, чтобы сын остался живым.
     Следующим на фронт поехал Василий. Пройдя всю войну, он вернулся домой, весь обвешанный орденами, но инвалидом. У него не гнулась нога в области колена и с возрастом досаждала ему болями. Но он был веселым и подвижным человеком, был корреспондентом газеты «Правда», конечно под псевдонимом.
     Средний сын Иван не вернулся с фронта, где погиб смертью храбрых.  Семья деда понесла вторую потерю. Сердце матери получили второй удар и тихие слезы по долгим бессонным ночам.
Иван Яковлевич, будучи раненым в бою, на третьем Украинском фронте совершил подвиг. В этот момент на его боевое орудие шли три вражеских танка и орудие «Фердинанд». Иван подал команду: «К бою» прозвучали выстрелы, и вражеское орудие вспыхнуло факелом. Фашисты открыли встречный огонь, их расчет бы выведен из строя, Нелюбин Иван был контужен, но продолжал вести бой. Запылал второй танк. В этот момент из  засады  был открыт огонь, так и был младший сержант Нелюбин ранен. Тут танк врага прорвался сквозь огонь. Иван схватил две противотанковые гранаты и  бросился под фашистский танк. Он погиб 8 марта 1945 года, но не пропустил врага. Его похоронили  в Венгрии, возле озера Балатон. На его могилу ездил старший брат Василий, попрощаться и посмотреть на его могилу, которая была тщательно ухожена.
      Нелюбину Ивану Яковлевичу посмертно присвоили звание ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА. Кто считал слезы матерей по погибшим сыновьям и скорбь отцов? А страницы жизни все переворачивались и переворачивались, обагренные кровавыми слезами.  Но и сегодня в 2023 году потоками льются слезы украинских и российских матерей над погибшими и пропавшими без вести сыновьями. А по телевизору говорят о возможности развязывания третьей мировой войны, разрушая материнские и отцовские сердца предстоящими страшными событиями.
       В конце войны третьего сына Григория, как и многих других
 парнишек забрали, когда  ему едва исполнилось семнадцать лет. Два состава  товарных поездов, тесно набитых молоденькими парнишками, перед границей с Германией разбомбили немецкие самолеты. Так мать и отец лишились трех сыновей.  Четвертый сын Василий вернулся инвалидом, у него не гнулась нога в колене. Пятый сын в то время ходил под стол пешком и не годился в воины.
      Миллионы родителей состарились раньше времени от не переносимых болей в сердцах. Кто мог правдами, кто неправдами подались в города, выпросив или выкупив паспорта. Дедушка мой тоже переехал со всей поредевшей семьей с двумя сыновьями и двумя дочками в город, где можно устроиться на металлургический завод и прочие производства. Бабушка молилась каждый вечер, стоя на коленях по 45 минут. Страдания привели к заболеванию раком, от которого она долго страдала от болей и только смерть принесла избавление.
      Когда я училась в первом классе и учительница повела нас в
спортивный зал, то я увидела на стене портрет дяди Вани. Удивившись,  я воскликнула: «Это портрет моего Дяди Вани!». Дети
меня зло осмеяли, а учительница отругала. Больше я никогда об этом не заикалась. Этот случай говорит о том, насколько тогда почитали героев Советского Союза, что простые смертные по их мнению не могли оказаться их родственниками. Дома мама сказала о том, что Иван учился в этой школе, и потому висит его портрет.  Улица, где он жил с родителями была названа его именем, где и жили мои бабушка с дедом. А в селе Арамеевка, где он родился, поставили его бюст.
      Однажды, уже будучи подростком,  я прибежала к ним в гости зимой и, остановилась на пороге, ничего не понимая. На полу валялись битые кирпичи от развороченной печки. Окно было выбито и заткнуто подушкой. А на улице свирепел мороз. Дед лежал в постели и громко стонал. В то время основное население  жило не богато, водка была дорогая, и потому многие люди ставили бродить брагу из дрожжей и сахара. Не смотря на суровые страницы жизни,
народ хотел жить и радоваться, справлять праздники,  именины, свадьбы и так далее. Дед поставил брагу, хорошо натопил печь, но перестарался. Брага бешено забродила,  разорвала бочонок деревянный, печные  кирпичи не выдержали и разлетелись, попав деду по голове. Спину обожгло кипящей брагой, причинив страдания. Дед стонал, бабушка ругала его. В доме было холодно и грязно.  Я убежала домой, гостить было невозможно.
       Но все проходит, раны зарастают. Жизнь снова улыбается. Дед  до старости носил густые подстриженные усы как у Сталина и красил их в черный цвет. Наконец, это ему надоело, и он решил сбрить усы, предварительно посоветовавшись с женой, которую всегда слушался. Бабушка моя была купеческого рода, строгая, роста сто сорок пять сантиметров. И смешно было видеть, как она командовала великаном мужем. Бабушка ему ответила: «Не боишься, что без усов тебя за старуху схоронят!» Дед сразу же передумал бриться.
     Люди приходят на Землю, чтобы приобрести  жизненный опыт и порой в тяжелейших условиях. Так происходит становление и рост человеческих  душ. Затем уходят в иной мир для отдыха, чтобы вернуться вновь для продолжения роста души. Но так было не всегда, так как люди жили на Земле до тысячи лет. Но после вмешательства темных инопланетных сил, многое изменилось. Но это уже другая тема для размышления. И уже другие страницы жизни будут шелестеть об иных неведомых нам временах.


Рецензии