Немецкие дети - несчастные создания

Однажды мой старший сын, к тому моменту уже взрослый, отец семейства, высказал интересную мысль.

- Ты знаешь, мама, немецкие дети - несчастные создания. Они понятия не имеют о том, что такое счастье!

Я, имевшая прямо противоположное мнение о немецких детях и их "несчастной" жизни, возмутилась:

- Почему это не имеют? А ты - имеешь понятие о счастье? Чем ты-то от них отличаешься?

- Я - да. Я помню, какое счастье я испытал, когда папа привез мне из Москвы шоколадного зайца. Мне было пять лет, и я на этого зайца чуть ли не молился. Я испытывал счастье уже от чувства обладания им, мне его даже есть не хотелось. А я тут чуть голову не сломал, пытаясь придумать, что подарить моим детям на Рождество...

Я тоже помнила эту историю с шоколадным зайцем. Действительно, ребенок долго его не ел, только приоткрывал цветную фольгу, а потом закрывал обратно, так и не отломив ни кусочка. В конце концов, он его, конечно, съел, но до того момента прошло довольно много времени, он успел насладиться сполна его видом и запахом.

Да уж, действительно, никакого сравнения с немецкими детьми. Бедные немецкие дети, разве ж они хоть когда-то испытывали похожее чувство по такому мелкому поводу? У них же всё это есть круглый год: полгода перед Рождеством - шоколадные деды Морозы и зайцы, полгода перед Пасхой - шоколадные зайцы и шоколадные яйца. Что для них шоколадный заяц или там дед Мороз? Обычная шоколадка, которую можно купить в любой момент на карманные деньги. Чему тут в Германии материальному детям радоваться-то? Одежде-обуви, что ли? Вообще смешно. Их даже компьютер в подарок на день рождения не радует, нужен более весомый повод... Какой-нибудь айфон новой модели за тысячу евро, возможно... Только кто ж им такой подарит? Умный папа - точно нет. Даже мой сын, очень прилично по немецким понятиям зарабатывающий, такой глупости больше не сделает. Один раз уже сглупил - подарил дочке на десятилетие супер-телефон, а она возьми да и измени пароль на новый, очень сложный. Изменить-то изменила, да бумажку, на который его записала, потеряла. И всё - никто в этот телефон больше войти не смог: ни она сама, ни папа, ни телефонный мастер... Никакие ухищрения не помогли. Пришлось выкинуть и новый мобильник купить, дешевку какую-то. А дочка - ничего, даже и не расстроилась - ни слёз, ни страданий особых. Наплевала на эту престижную штучку. Дешевкой этой обходится и не жужжит особо. Типа - была без радости любовь, разлука будет без печали. Так что да - бедные несчастные немецкие дети...


Рецензии
Действительно, детей сейчас ничего не радует, это тех, кому всё могут купить. А у нас дети работу ищут уже в 13 лет, наверное, тоже хотят быть безрадостными и несчастными . Мне интересно, а немецкие дети ищут работу в такие годы? Или им и без радости хорошо жить? Всем добра.

Галина Рязанова   13.05.2023 10:51     Заявить о нарушении
Галина, я бы не стала сравнивать немецких детей с российскими. Но если вам в самом деле интересно...

Я живу здесь уже больше тридцати лет, но до сих пор помню, какой кульрурный шок я испытала, окунувшись в немецкую жизнь с головой. О материальной стороне жизни даже и не буду писать, про это только ленивый не писал. Но про отношение к детям напишу.

Буквально через пару недель после приезда младший сын, которому было тогда 12, пришел из школы с запиской от учителя: со словарём мы с мужем перевели, что класс едет через месяц на недельную экскурсию, будут жить в гостинице, проживание и питание стоит 300 марок, кроме того, на карманные расходы - ещё 50 марок, итого с нас 350 марок.
Я ужаснулась - где взять столько? Денег, которые в те времена можно было вывозить из страны, нам едва хватило на то, чтобы добраться от аэропорта до места назначения, на жизнь нам, конечно, выдали, но вовсе не с расчетом на то, что ребенку потребуются 350 марок на развлечения.
Так я на учительскую записку и ответила: извините, но мы еще не работаем, у нас нет таких денег, поэтому мальчик наш на экскурсию не поедет.
Учитель прислал новую записку, простыми словами там было написано следующее: экскурсия - не развлечение, а часть учебного процесса; я вас понимаю, но если у вас нет денег на экскурсию, вам её оплатит социальное ведомство; я вам тут приложил бумажку со стоимостью не на 300, а на 350 марок, не пугайтесь, это чтобы вам и на карманные расходы мальчику дали. Вот так!
Это я к тому, что нет в Германии бедных детей. Если родители бедны, то только по своей вине: социальное пособие покрывает полностью стоимость жилья и необходимых расходов (еда, одежда и т. п.). Конечно, на эти деньги шиковать не получится, на Майорке в пятизвездочном отеле не отдохнешь, по ресторанам не походишь, но дети уж точно будут обеспечены всем, что имеют их сверстники побогаче. Детские деньги (Kindergeld) государство платит всем родителям без исключения до достижения ребенком 25 лет (если дети учатся, а не работают). Разве что родители какие-нибудь асоциалы - пьют, колются, а дети тем временем голодают. Но у таких родителей ведомство по делам молодежи может детей и отнять...
Но,конечно, детям всё равно бывает, что хочется чего-то эдакого. И вообще, немцы считают, что дети лет с пяти уже должны понимать, что такое деньги и уметь с ними обращаться. Так что есть еще и деньги на карманные расходы, это уже нерегламентировано, но примерно известно, сколько дают родители, В зависимости от возраста: например, в 5 лет - 50 центов в неделю, в 6 - 1 евро и т. д. Кто-то из детей тратит их сразу, кто-то копит. Моя 10-летняя внучка получает 3 евро в неделю. Не тратит, пока не наберет приличную сумму.
Но вообще-то работать 13-тилетним детям разрешено, хотя и не больше 2 часов в день (больше - только с 15-ти), так что кто хочет и может - вперед. Можно разносить рекламу, например, но это копеечный заработок, дети гнушаются. На фермах и то теперь подростки родителям редко помогают, там все автоматизировано. Мой младший сын, например, начал зарабатывать программированием с восьмого класса: не потому, что нуждался и искал работу, а потому что грех отказываться, если работу предлагают (после того, как он победил в конкурсе и об этом написалив местной газете, к нему стали обращаться с предложениями).

Элина Плант   13.05.2023 15:32   Заявить о нарушении
Элина, я жила в Германии, когда была маленькая, папа был офицером и там служил. Но тогда было, конечно, другое время и я не могу сравнивать, так как мне было очень мало лет.

Галина Рязанова   13.05.2023 16:07   Заявить о нарушении
Да тут и сравнивать нечего. ГДР, где служил ваш отец, и ФРГ - это несравнимо. Даже спусть много лет после объединения это очень чувствуется.

Элина Плант   13.05.2023 16:47   Заявить о нарушении
(кор.)спусть = спустя

Элина Плант   13.05.2023 17:41   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.