Face-to-face отрывок 4

 Юрий очнулся от сильного толчка и не сразу сообразил, где находится. Сознание вернулось быстро, но тело еще оставалось парализованным. Сбоку на него навалилось что-то тяжелое, и не было сил освободиться. Он вдруг отчетливо вспомнил доброжела-тельное лицо полковника, который, извиняясь, долго пожимал им с Самсоновым руки:
 «Погодите, уж завтра я эти лоботрясам такой разгон дам! Три шкуры спущу! Од-нако транспорт уже не ходит, я распоряжусь, чтобы вас доставили домой на нашем ка-зенном транспорте, ничего? Вы в Теплом Стане проживаете ведь? – он повернулся к Сам-сонову: – А вас куда прикажете, вы ведь здесь проездом? Где остановились? Вот уж ру-гать будете, наверное, нашу Москву-матушку, когда домой доберетесь!»
 «Ничего, все бывает, – застенчиво сказал Самсонов. – Меня вон товарищ – он кив-нул на Юрия – раньше к себе приглашал переночевать, но теперь ему самому нужно бу-дет с женой за опоздание разбираться, и я там не к месту буду. Так что меня отвозить не надо, я до Курского и пешком доберусь»
 Юрий промолчал – в том состоянии, в каком он теперь находился, ему действи-тельно не хотелось видеть никого постороннего в доме. Полковник же бодро отмахнулся:
«Ничего страшного, ребята мои и до Курского вас довезут. Сейчас машину пода-дут, а вы пока хоть чайку выпьете – у меня чай вкусный, с малиной»
 Чай у полковника был действительно хорош – ароматный, с запахом спелых ягод. После семи с лишним часов, проведенных в вонючей камере, обоим мучительно хотелось пить. Самсонов вежливо поблагодарил принесшего им чай мужчину в штатском с худым и болезненным лицом:
«Спасибо, давно такого не пробовал»
  Юрия эта вежливость собрата по несчастью разозлила – еще благодарить их! Продержали в кутузке неизвестно сколько, теперь чаем хотят откупиться! Стакан свой он, однако, опустошил до дна, потому что во рту все пересохло. Полковник вернул им до-кументы, еще раз потряс обоим руки и угрожающим тоном вновь пообещал разобраться со своими бестолковыми сотрудниками – виновниками столь неприятного инцидента.
 Им с Самсоновым любезно предложили расположиться на заднем сидении маши-ны, за руль сел худощавый, недавно подававший им чаю, а рядом – плотный мужчина, тоже в штатском. Когда они немного отъехали, Самсонов шепнул Юрию на ухо, что че-ловек рядом с водителем – тот самый следователь, что его допрашивал и цеплялся по по-воду негативов. Ответить Юрий не успел – сознание внезапно помутилось, и навалилась темнота.
 Теперь, когда мозг снова работал, он осознал, что все еще сидит в машине, а та медленно едет, почти ползет по неровной, ухабистой дороге. То, что тяжело давило сбо-ку, было телом Самсонова – неестественно неподвижным и безжизненным. Неожиданно автомобиль, остановился, и водитель негромко сказал:
– Ближе не подъехать, завязнем в снегу. Может быть здесь?
– Нет, надо дальше. Ничего, здесь подняться даже лучше, – проговорил второй, разглядывая насыпь. – Тут днем, видно, местные ходят – весь снег истоптан наши следы не будут выделяться. Поднимемся по насыпи и донесем его по путям. Поезд пройдет только через пятнадцать минут, как раз успеем.
– Это… это ужасно! – голос водителя, того самого худощавого человека, что пода-вал им чай, дрожал.
 Следователь, которого признал Самсонов, грубо оборвал его:
– Хватит, берите за ноги!
 «Что они со мной делают, куда несут? – думал Юрий, и неожиданно родилась ужасная догадка: – Да ведь они… они хотят меня убить! За что?»
 Жизнь быстро возвращалась в его парализованное тело, конечности обретали чув-ствительность, но он старался не двигаться, чтобы не выдать себя убийцам. И все же ху-дощавый, который тащил его за ноги, неожиданно замедлил шаг:
– Мне показалось, что он зашевелился.
– Ерунда, – буркнул второй. – Наркотик действует три часа, вам же сказали, а прошло минут двадцать, не больше. Все, кладем здесь. Нет, на живот.
– Бога ради, да какая разница?
– Чтобы внутренний карман остался неповрежденным – там документы. Его долж-ны сразу же опознать. Хорошо, вот так, и лицом на рельсы. А теперь уходим.
«Сейчас они уйдут, и я встану, – напрягшись, думал Юрий, ощущая лбом леденя-щий холод стали. – Только бы не пошевелиться, не выдать себя. Только бы не пошеве-литься!»
 Однако следователь неожиданно сказал:
– Хотя нет, нужно будет подождать, чтобы убедиться точно, мы не можем риско-вать.
– Вы… вы это сами, хорошо? – дрожащим голосом произнес худощавый водитель. – Я…я не могу, меня сейчас стошнит.
– Ладно, убирайтесь, – раздраженно рявкнул следователь.
 Поезд должен был пройти с минуты на минуту – прижавшись лицом к рельсу, Юрий это отчетливо слышал и лбом чувствовал вибрацию металла.
«Ладно, надо удирать, ждать больше нельзя. Второй ушел, а с этим одним я как-нибудь разберусь»
 Последние признаки паралича исчезли, тело повиновалось ему полностью. Сделав рывок, он вскочил на ноги, но не успел сделать и шагу, как сильный удар в живот опро-кинул его навзничь. Падая, Юрий вцепился в пальто своего врага и увлек его за собой. Обхватив друг друга, они покатились по шпалам. Физически следователь был намного сильнее, оказавшись наверху, он схватил Юрия за волосы и начал бить затылком о рельс, пытаясь оглушить. При каждом ударе с губ его жертвы срывался сдавленный крик, заглу-шаемый грохотом приближавшегося поезда.
 Несущая смерть махина уже обдала их слепящим глаза светом, и тогда Юрий, оставив в руке следователя клок волос, неожиданным рывком освободил голову, поджал колени, а затем с неизвестно откуда взявшейся силой пружинисто распрямил ноги. Его противник отлетел в сторону, распластавшись прямо перед несущимся тепловозом, но Юрий успел перебросить свое тело через высокий рельс и, подхваченный мощным пото-ком воздуха, упал у самых путей в наметенный недавним снегопадом сугроб.
 Ему казалось, что вагоны скорого поезда «Анапа-Москва» грохотали над его голо-вой целую вечность. Наконец поезд скрылся за поворотом, перестук колес стих, и вновь наступила тишина. Придя в себя, он поднялся на ноги, сделал несколько неверных шагов и, стараясь не поворачивать голову, чтобы не видеть кровавого месива на рельсах, начал спускаться по заснеженному склону.
 Машина стояла в нескольких метрах от того места, где он сошел с насыпи. Худо-щавый человек стоял к нему спиной, курил, втянув голову в плечи, и огонек сигареты мелко подрагивал в его руке. Оглянувшись на хруст снега под ногами Юрия, он вздрогнул и на миг, казалось, оцепенел.
– Это… вы? А где...
– Он на моем месте, – ответил Юрий и, подойдя вплотную, схватил худощавого за отвороты пальто и грубо встряхнул. – Почему?
 Худощавый человек выронил сигарету. Руки его безвольно повисли вдоль тулови-ща, а голос прозвучал глухо, устало и почти безразлично:
– Я же говорил ему. Я говорил ему, что вы пришли в себя, а он не поверил.
– Что с Самсоновым, он в машине?
– Да. Но он мертв, вы ему уже не сможете помочь.
– Мерзавец! – пальцы Юрия стиснули костлявое горло. – Я тебя убью!
– Убивайте, – покорно просипел мужчина, не пытаясь сопротивляться. – Все равно мы с вами оба уже мертвецы.
 Отшвырнув его от себя, Юрий в отчаянии закричал:
– За что? Что я такого сделал?
– Я не хотел, меня принудили, – судорожно вздохнув и осторожно ощупывая свою шею, ответил худощавый. – Меня с самого начала принудили. У моей дочери… у моей маленькой девочки врачи обнаружили острый лейкоз. В СССР лейкоз не лечат. Лечат, вернее, но практически не вылечивают. Мне обещали, что ее будут лечить в Германии, если я организую вывоз полотен из Советского Союза. Я организовал – договорился с экспертами, они дали фальшивые заключения, договорился с таможенниками. Полотна вывозил тот самый человек, который... В общем, которого вы... Если бы этого не сделали мы, они нашли бы других, но теперь моя девочка чувствует себя лучше, у нее ремиссия. И никто бы ничего не узнал, не появись Самсонов в Москве со своими фотографиями. Пока он только писал из Кеми во все инстанции, еще можно было контролировать ситуацию, но в столице... Если госбезопасность получит в руки такую ниточку, то крайними ока-жемся в первую очередь мы, хотя мы только выполняли указание. Вы понимаете?
 Умоляющий взгляд его был полон отчаяния. Юрий, пытаясь собраться с мыслями, провел по лбу тыльной стороной ладони.
– Так это, оказывается, все из-за картин, которые вы украли, – неестественно спо-койно произнес он. – И меня вы, конечно, тоже решили убрать, как свидетеля, все ясно.
– Я не хотел! Я с самого начала не хотел этого делать, но... Если меня расстреляют, то моя девочка... У вас ведь тоже есть дети! И потом, я не крал картин, они нужны были не мне.
– А кому?
 Приблизившись, худощавый прошептал на ухо Юрию несколько слов, а когда тот отшатнулся, с горечью кивнул:
 – Да-да, вот видите! Эти люди неприкосновенны, мы перед ними пешки. Если ко-го-то нужно будет осудить, то осудят меня. Если нужно будет кого-то убрать – вас или вашу семью, например, – то это будет сделано незамедлительно и очень быстро.
 Юрий вздрогнул:
– При чем здесь моя семья? Если кто-нибудь тронет мою семью... Да я вас убью!
 Сжав кулаки, он шагнул было вперед и остановился – на него смотрело дуло ре-вольвера, зажатого в руке худощавого.
– Стойте, где стоите. Поймите одно – я не хочу и не хотел вас убивать. Но вы узна-ли то, чего не должны были знать, и эта информация не должна пойти от вас дальше – в этом залог моей безопасности. Поэтому сейчас мы договоримся о том, как быть дальше.
– Договоримся? – криво усмехнулся Юрий. – Хотите, чтобы я дал клятву молчать? Извольте, но ведь вы мне не поверите.
– Да, клятвы нынче не в цене, – вздохнул худощавый. – Нет, мы сделаем по-другому. Заметьте, выбор за вами, вы можете согласиться или не согласиться с моим предложением. Еще раз повторяю, мне не хочется вас убивать, я не убийца. Итак, начнем с того, что в нескольких метрах отсюда на путях лежит тело погибшего сотрудника ми-лиции. Сейчас вы сядете в машину и напишете подробное признание о том, как убили его, толкнув под поезд.
– Я? Вы сошли с ума, я не убивал его! Я...
– Я продиктую вам то, что надо будет написать. После этого вы сядете в поезд и в течение ближайшего часа уедете из Москвы.
– Вы шутите? Я признаюсь в убийстве, а потом уеду и буду скрываться от правосу-дия? Ничего не скажешь, хорошо придумано!
– Никто вас искать не станет, ваше признание я оставлю у себя – до тех пор, пока будет выполняться наше соглашение. Вы же уедете из Москвы с документами Леонида Самсонова.
– Не понял.
– В городе, куда ехал на работу Самсонов, его никто не знает – вы приедете туда, будете жить и работать под его именем.
– Вы это серьезно?
– Разумеется. Фотография в его паспорте подмокла, лицо на ней плохо различимо, поэтому по приезде вы обменяете паспорт. Самсонов старше вас, но люди часто выглядят моложе своих лет. В работе, полагаю, проблем у вас не будет – человек с высшим эконо-мическим образованием сумеет, я думаю, заведовать музеем имени Ленина. Но как толь-ко вы захотите навестить родных или объявить свое настоящее имя, немедленно всплывет ваше признание в убийстве.
– А если я не соглашусь написать такое… заявление? – угрюмо спросил Юрий, хо-тя уже понимал, что вопрос этот чисто риторический.
 Худощавый тяжело вздохнул:
– Снегу в этом году навалило – спасу нет. М-да. Мерзко об этом говорить, но мертвое тело под таким снегом может пролежать до самой весны, а тогда его уже вряд ли кто-нибудь опознает. Я объяснил вам, почему у меня нет выбора. Итак, – дуло револьвера глянуло Юрию прямо в глаза, и послышался негромкий, но вполне отчетливый щелчок взводимого курка, – я жду вашего решения.


Рецензии