Мысли на заметку. 14 марта 2013 года

       [...] Впервые у Мераба Константиновича так понял Декарта: определение собственного «бытия» как мыслительного процесса.

       Я эту декартовскую фразу понимал совсем по-другому. Я мыслю, следовательно, существую.

       У Мераба: определение своего бытия как процесса мышления.

       У меня было: попытка удостовериться в реальности своего бытия, в неслучайности.

       (Неточно). Не могу выразить.

       Я понимал это как-то не так. А теперь вроде кажется, что так.

       Я понимаю сознание не как движение, а как то, что стоит в то время, как всё движется. В том числе и мышление. Процесс сознавания на самом деле есть процесс более глубокого проникновения сознания в текущее мимо него мироздание.
В мышлении как бы присутствует больше сознания, чем в инстинкте. Сознание во всём живом всё то же. Его присутствия, его влияния, его проявления в человеке больше, чем в животном; в животном больше, чем в растении. И т. д. Но оно то же и в растении, и в амёбе, и в человеке.

       Просто другая реакция мира на сознание — это и есть мышление; в сравнении со всем остальным живым миром. Но я — это то сознающее начало (Бог), а не реакция, не форма проявления. Я астероид, а не след от астероида.

       Сознание как сущность — вне времени.

       Проявляется сознание в мире во времени.

       Сознание как сущность — вне пространства.

       Проявляется сознание в мире в пространственных формах.


Рецензии