кидает, бросает, штормит

Иногда можно услышать фразу: "Что-то меня штормит"
И все понимают - человеку "плохо".
А вот как плохо и от чего, каждый додумывает сам, по собственному, когда-то пережитому шторму.

Но я сейчас не о шторме. Точнее не о шторме в море или в океане, на реке. И не о похмелье или состоянии здоровья.

Шторм - это буря, сильный ветер со скоростью 15—20 метров в секунду и более.

Конечно, когда человек, обычно (-ли?), говорит подобную фразу, другие понимают (-ли?), что сказавший вышел из равновесия - физического или душевного.
Мой опыт показал, что тех, кого "не по-детски штормит", как правило "колотит" и "колбасит", что опять таки совершенно непонятно.
Ну, скажем так - видимо, для окружающих, трясёт или потряхивает.

Иногда, просматривая записи встреч с клиентами я, неожиданно для себя, замечаю, что в процессе сессии слегка трясусь, почти незаметно.
Вслушиваюсь в разговор, с пристрастием, и понимаю - тема клиента меня задела или мне крайне тяжело донести клиенту мысль, его сопротивление (внутреннее, конечно) крайне жёстко. Как правило, таким я предлагаю посетить другого консультанта.

В "шторме", в состоянии "шторма" можно выглядеть и спокойно!
Мой недавний опыт, новый, тому подтверждение.

Мы с приятелями и подругами пошли отпраздновать очередную дату.
Заранее заказали столик, обсудили меню.
Что важно: - приватное место-кабинет.
Я представила себе некий огороженный стенами столик, сидя за которым, можно спокойно (не думая, что слышат) говорить обо всём.

Байки из практики - наше любимое занятие.

Стены вокруг столиков были - но из псевдопарусов. Этакие верёвочные ограждения между столами.
За соседним столом сидела пара и всё, что они говорили, нам было слышно.
Беседа этих двоих была лучше всякой байки и мы (вчетвером) напрягли уши.

Было ясно, что мужчина пытался сохранить свои позиции в отношениях, но очень деструктивным образом.

- Ты должна меня понять. Я не справился с твоими выборами. Мне тяжело даётся рядом с тобой жить, твои ценности для меня недостижимы.

"Так и валил бы"" - передал мне салфетку с текстом Егор.
Я написала ответ - "Погоди, послушаем что он ей ещё скажет. И что она ему на всё это ответит!"

А мужчина "пел".
Выяснилось, что ему важно, чтобы она его понимала в том, что ему хочется выпить. Выпить дома, как это делает жена брата. И, как оказалось, они (брат с женой) это делают вместе.

- Это их выбор. Им обоим это нравится, - ответила женщина.
- Вот. Я и хочу, чтобы между нами было понимание. А ты такая целеустремлённая в своей работе, что мне это тяжело перенести. Ты, не то, чтобы слишком правильная, но не останавливающаяся. Мне не угнаться за тобой!

"О!!!, да парень пытается даму накрыть одеялом вины" - написала Ирен на салфетке.
Мы за это выпили!
Нам принесли пельмени и овощи, запечённые на гриле.
Мы старались жевать так, это видно было по нашим лицам, чтобы уловить каждое слово с соседнего стола.

- Я знаю множество пар, где спокойно живут и понимают друг друга люди из разных "слоёв" (дама показала кавычки пальцами) общества и живут мирно и спокойно.  Главное взаимопонимание и жить не нарушая границы друг друга.

"Она из другой оперы слова произносит" - написал Егор.
"Слушаем, слушаем. Мы пришли в разгар беседы и не знаем о чём, в принципе, у них разговор" - размашистым почерком написала Ирен и нам пришлось сменить салфетку.


"Мой сердце смягчилось по отношению к тебе. Но не настолько, чтобы я вновь могла относиться к тебе как к мужу, но уже и не как к брату" - произнесла дама.

За нашим столиком воцарилось недоумение.
Что обсуждают эти взрослые люди?
Они женаты? Любовники?

Официанты своими вопросами отвлекали нас, отвлекали беседующую пару. Музыка то гремела "тыц-дыц", то шумела звуками природных катаклизм.
Часть диалога нами была не услышана.
Мы продолжали писать на салфетках и решили, что каждый напишет своё мнение о паре, и в конце мы прочтём.
Кто окажется прав?
Будет ли продолжение?

- Я хочу чтобы ты меня услышал и понял буквально - в наших отношениях, я отвечающая сторона.
Женщина повторила эту фразу несколько раз.
- Всё зависит от тебя, от того, как ты будешь ко мне относится. Я только в ответ, - услышали мы сквозь арабскую мелодию.

"Как символично!" - написал Индрек.
"Что символичного?" - задала я свой вопрос.
"Женщина - отвечающая, дающая и музыка такая соответствующая" - парировал Индрек.


 К столу пары подошли, как оказалось, поздравляющие. Цветы, коробки с подарками, объятия, слова поздравлений.
У дамы был праздник, видимо, день рождения. Скорее всего друзья, родня. И были дети.

Когда фоном зазвучала очередная восточная музыка, героиня нашего застольного пари отправилась танцевать с детьми.
И тут от соседнего стола долетела фраза:
- Всякий раз, когда она танцует, мне за неё стыдно.
- А хорошо ведь двигается! - прозвучал женский голос.
- Тебе стыдно? Врёшь! У тебя "зависть"  и только! Твоя жена - свободная женщина, а ты свои комплексы пытаешься ей приписать, - прозвучал чей-то мужской ответ.

"Да там, за столиком, кажется, есть наши коллеги" - написал Егор.
Ему ответила Ирен - "сегодня публика продвинутая. Читают, смотрят, слушают. Скоро без работы останемся"

Я посмотрела на танцующих детей и даму лет пятидесяти и подумала, что пятьдесят не приговор, вон какая искренне радостная и заводная дама.

В конце концов, мы перестали вслушиваться в беседы за соседним столом и переключились в обычные свои разговоры.

У Ирен опять новая семейная пара, хотят разводиться, но оставить имущество неделимым. Пришли за советом\помощью. Точнее так - запрос на то, "как жить под одной крышей и не ругаться"

- А-га-га!! Если бы был ответ, то им не пришлось бы разводиться! - смеясь и почти давясь листком салата, произнёс Индрек.

- Ну, не скажи! Мы с женой десять лет в браке и не скандалим, - как всегда вставил своё "настоящее" Егор.

И мы почти хором ему ответили:
- Ты и твоя жена - это исключение из правил!

Действительно, Егор и Валентина  это живое пособие выхода из шторма.
Он - психолог.
Она - писатель.
Каждый увлечён своим делом - в этом они похожи, своими погружениями в увлечение.
Но, в остальном - полные противоположности!
Егор любит тусить с коллегами и посещает спортклуб. Ездит на разные семинары и уезжает на различные "перезагрузки".
Валентина пишет, гуляет в парках, спокойно может посидеть в кафе в полном одиночестве, читая ленты в соцсетях.

Любое событие они заранее обговаривают, записывают пожелания друг друга и список цепляют на холодильник.

Мы смеялись над Егором - "Тебе не кисло?", а он отвечал с улыбкой, что кутежа и взрывов ему хватает на работе и с друзьями.
Когда мы узнали, что Валентина в одиночку уезжает в отпуск, попытались вывести Егора на разговор о ревности. В ответ получили незабываемое:
- Если нет доверия, то не стоит и начинать!

Конечно, все мы много знаем о доверии, о жизни построенной на доверии, но клиенты, нет-нет, да и капнут на камень уверенности, кислотой.

Вечер обещал быть весёлым. За другим соседним столиком в компании шумело и гремело - "поздравляем", "за тебя" и подобное.

Вдруг дама позвала одного из детей и стала прощаться.
Но за столиком, где она была "королевой бала" особых сборов не было видно.

- А что "там" происходит? - спросила я кивнув на соседний стол?

Индрек, как всегда, умело следил за всем происходящим и слышал\слушал всё, что происходило.
- Кто-то из гостей собрался уходить. И все как-то сразу решили, что и пора! Наша дама спросила своего мужчину: "Я вызываю такси?", он ей видимо молча ответил. Потом я услышал её голос, что такси будет через семь минут. Её кавалер произнёс тост на прощанье. Она сказала, что такси будет через четыре минуты. И тут же добавила, что через две. Понятно, что, скорее всего, ближайший перехватил.

Тем временем, дама вернулась к столу, накинула на себя пальто, взяла сумку, заглянула в телефонное сообщение и произнесла:
- Такси прибыло! Всем спасибо за праздник, и обратившись к спутнику, произнесла - идём?
- Ну во-от, - затянул спутник, - чего так быстро? Я не успел подосвиданькаться!!
- Это такси, все вопросы не ко мне! Собирайся, такси ждать не будет, ты знаешь.
- Я тогда не поеду, - с каким зловещим оттенком громко заявил мужчина.

Дама выпрямилась и почти дерзко произнесла:
- Это хорошее окончание нашего с тобой разговора в начале вечера. Ты помни - я только отвечающая сторона!

- Мы тебя отвезём, - вдруг раздался другой мужской голос.

"Всем - до свидания", - произнесла дама, обняла некоторых из гостей и направилась к детской комнате, обняла ещё детей и вышла из заведения.

Мужчина стал что-то говорить в своё оправдание, его стали успокаивать, точнее, отвечать на его риторический вопрос "вот как с ней жить"....

- М-да, - произнёс Индрек.
- Детский сад, - добавил Егор.
- Они не смогут быть вместе, - добавила Ирен.

- Знаете, у меня был один случай. Приходила ко мне лет так двадцать назад клиентка, - вспомнила я, - И как мне кажется с подобным вариантом отношений.

Пришло время байкам.

Флора, молодая замужняя женщина. Яркой внешности, мама десятилетней дочери. Недавно вышла замуж. По большому и сильному, взаимному чувству.
Всё было хорошо, пока, однажды, как это и бывает, именно "однажды", не произошло  то самое...

Гуляли они всей своей маленькой семьёй и о чём-то говорили. И, как и происходит, не сошлись во мнениях. Муж сказал тогда ей: "Замолчи, иначе я сейчас развернусь и уйду". Она фыркнула и сказала, что останется при своём мнении. Муж развернулся и быстрым шагом ушёл в дали сквера.
Флора продолжала идти с дочерью по улице молча, слегка нервно перебирая в памяти свои слова. Она сканировала себя, вспоминала разговор - хотела убедиться, что ничего "лишнего" не говорила, что в её тоне не было неуважительных ноток.

- Подожди, - прервал меня Егор, - это она сама тебе так про себя говорила?
- Да! Представляешь?!! Она с детства научилась отлавливать в себе и чувства и интонацию и высоту голоса. У неё была не совсем здоровая мать и Флоре было жизненно необходимо соблюдать "правила" совместного проживания в семье. Когда она закончила школу, то сразу уехала. Не просто в другой город, а в другую республику.
- То есть, судя по всему, она в мужья нашла подобие мамы! - парировала Ирен, - классический пример!
- Да, погоди ты со своими классическими примерами, остановил Ирен Егор, - что там дальше?
- Ну, что... Лето, тепло, светло, а время ближе к двадцати трём ночи. И тут Флора вспоминает, что все деньги у мужа. И ей с дочерью не добраться до дома.
- Транспорт ещё ходит в такое время! - вставила Ирен.
- Ага! Ты не уловила! - вставил Индрек, - клиентка Сары, так называемая отличница, она без билета не поедет. Я прав? - обратился он ко мне.
- Точно! Более того, она встретила знакомых, но постеснялась у них попросить на билеты. И они с дочерью шли домой пешком. От центра до их окраины. А муж ей, потом, сказал, что она сама виновата, могла бы не спорить.

- Вот они, как сейчас модно называть, нарциссы!!! Типичный придурок! - с легким отвращением произнёс Егор. - Никогда не понимал и не смогу понять мужиков, это не мужчины, которые меряются "силами" с женщинами.
- Егор, ты дамский угодник, в самом лучшем варианте! - игриво произнесла Ирен.

- Так вот, - продолжила я, - Флора пришла ко мне, совершенно по другому случаю! Через пару лет, они шли уже поздно ночью, в начале осени, из гостей. Шли дворами, что-то опять обсуждали и, да! - муж был не согласен с её доводами и произнёс своё коронное "если ты сейчас не замолчишь"...
- Погоди! Он оставил жену и дочь, ночью на улице и ушёл? - спросил Индрек.
- В "точку"! Но недалеко были подростки, точнее взрослые подростки, человек десять. Они пили и курили, говорили на дворовом языке, что-то кричали. Флоре и дочери пришлось идти мимо них, иного пути к дому не было.
- Какой недоумок! - опять с легким отвращением произнёс Егор.
- Согласна! Но дальше интереснее! Когда Флора подошла к двери квартиры, то услышала как звонит телефон. Вошла, закрыла дверь, подняла трубку, а оттуда:
- Ну, слава Богу, вы дома....

Мы сидели и молчали. Понятно было каждому, что и этот случай не был причиной прихода Флоры ко мне на консультацию.

Почему я вспомнила Флору? "Тогда я не поеду" - именно эта фраза напомнила мне историю Флоры. В конечном итоге, муж начал проявлять физическое насилие и она подавала заявление в полицию, пришла ко мне по настоянию участкового.

История давняя, но у меня было чувство, что в даме за соседним столиком, вдруг, проявились все Флоры, с их терпением и непониманием происходящего вокруг них.
Окружающие, как правило, не знают того, что скрыто от глаз и ушей, они "знают" только то, что видят и слышат, порой не обращая внимания на самое реальное.

Да, сейчас больше уделяется внимания домашнему, бытовому насилию, психологическому насилию, но среди обывателей - нет.
Тот, кто предложил "мы тебя отвезём", скорее даже не понял, что стал соучастником 
неглектинга.
Такое неудобное, почти не выговариваемое слово означает неуважение, пренебрежение, невнимание. Более точно - это форма психологического насилия.
 Когда заходит речь про неуважение, люди  поверхностно реагируют.
Когда тот же поступок называется насилием - часть людей вздрагивает и задумывается.

Тому парню, сказавшему "мы тебя отвезём" захотелось задать вопрос о том, как бы он себя повёл.
Точно так же оставил бы жену? Свою мать? Детей? А может быть он так и поступает?
А может быть его оставляли в небрежении родители и такой вид отношений для него норма?
Может быть он и не понял, что в проявлении "заботы" или "солидарности", или желая "разрулить, как лучше" ситуацию, он - на самом деле - поддержал психологическое насилие?

- Этот мир не изменится! Тупость некоторых особей зашкаливает! - произнёс Егор.
- Как женщины живут с такими абьюзерами? - в никуда произнёс Индрек.
- Проблема в том, что большинство людей понятия не имеет, даже если их заставят выучить наизусть, внутри себя они не согласятся и будут отрицать, что подобное поведение - абьюз, неглектинг, - произнёс Индрек.

Абьюз - это нарушение границ других людей, в частности партнера, критика внешности или поведения партнера.
Неглектинг - игнорирование мнения партнера.
Газлайтинг -культивирование мысли о ненормальности партнера, контроль его действий.

- Кто из этих посетителей праздника услышит и поймёт, что любое неуважение по отношению к другому человеку, а особенно к жене или детям - это история про власть? Думаю, что никто и не заметил, что на самом деле произошло. А мы как бы мы отреагировали, если бы не слышали начальной беседы этих двоих? - спросила Ирен.
- Вот в том то и дело, что про власть! - вскипятился Егор, - никто не сказал мужу или кто он там этой даме, что он не прав. Как-будто ничего не произошло. Люди живут в болоте насилия и уверены, что у них всё в ажуре. Кто-то ещё добавит, мол, выпили. Надо, якобы, понимать. Так какого рожна тогда выпивают?
- Слушай, Егор, мы выпиваем, - заговорила Ирен, и никто никого не унижает. Поведение такого рода, я про обоих мужчин сейчас, подпитывается в детстве. Возможно, они росли в семьях, где уважение к женщине вообще не имелось ввиду. Может быть они даже не поняли что на самом деле произошло. Меня больше удивило "молчание ягнят".
- А ты бы хотела чтобы те, кто поняли, если таковые есть за соседним столом, стали говорить, что мужчина не прав? - и началась бы словесная потасовка, - спросил у Ирен Индрек.
- Вот! - произнёс печально Егор, - именно, из-за таких вот предвзятостей и молчат те, кто понимают!
- Да! - сказала громко Ирен, - было бы классно, если бы кто-то из мужчин за соседним столом сказал: "Да, ты братан, не прав!"
- Размечталась! - засмеялась я и все остальные меня в этом поддержали.

Несколько пар глаз, сидевших за соседним столом,  посмотрели в нашу сторону, и вдруг Индрек, глядя в глаза тому самому кавалеру произнёс:
- Слышь, мужик, а ты ведь не прав!
- Ты, мужик, кидала, только эмоциональный! - громко произнёс Егор.

Мужчина за соседним столиком встал и произнёс, обращаясь к своим:
- Что-то меня штормит. Прямо в жар бросает. Отвезите меня, пожалуйста, домой.

Внешне он очень хорошо себя держал: высоко поднятый подбородок, выпрямленная спина.

ххх


Флора и ей подобные и терпят и противостоят.
Важно выбрать только одно - не разрешать так с собой обращаться.
Точка.


Рецензии