Лучший хоккей ХХ века
Я не устану повторять: синтез североамериканского и советского стилей, являющийся лицом и гарантией топ-уровня сегодняшней НХЛ, впервые в истории хоккея случился на Кубке Канады 1987 года. Это, по сути, скорости игрового мышления с исполнительским мастерством сегодняшнего хоккея (если вести речь о трёх финальных матчах Канада – СССР). Но важно отметить вот что: если посмотреть нарезки с игрой сборной СССР, они восхищают. Виктор Васильевич Тихонов сказал, что та сборная 1987-1989 годов была лучшей в его тренерской практике: обратите внимание, не те команды, что выиграли Кубок Вызова-1979 у сборной НХЛ и Кубок Канады 1981 года! Однако, ровно те же чувства вызывает игра сборной Канады. И не только гениальная связка Гретцки – Лемье, пусть она и набрала 39 очков в достаточно скоротечном турнире. Пол Коффи, Рэй Бурк, Глен Андерсон, Марк Мессье, Даг Гилмор, Дэйв Хаверчак, Майк Гартнер, Рик Токкет – все они оказались в состоянии играть в хоккей нового века, и это не преувеличение: если Суперсерия-1972 стала исторической в плане знакомства держав, то Кубок Канады 1987 года определил уже эволюцию игры на десятилетия вперёд.
Сборная Канады, подобно команде ФРГ на чемпионате мира по футболу 1974 года в финале против Нидерландов, оказалась готова к тотальному хоккею сборной СССР.
Разумеется, эта эволюция свершилась не в одночасье. Невозможно, при всём восхищении тремя финальными играми, поставить тот же хоккей на клубном уровне, просто поменяв требования к игрокам. Так это не работает. Будь тренер хоть трижды диктатором и лучшим в мире практиком.
Но мы увидели эталон. В прямом сравнении с которым играть в «дыр-дыр» с шайбой по тактике «зашвырнули в зону и поехали толкаться» становилось неловко, а со временем (начало эпохи русской пятёрки Детройта) – и невозможно. Как никто не пользуется пейджерами при наличии современных смартфонов.
Хоккей 1987 года – предтеча. Дети, тогда ещё не рождённые, или только появившиеся на свет, играют сегодня так, а не иначе по причине явления миру тех великих финалов.
«Я не знаю, как русские – вспоминал много лет спустя Даг Гилмор – но отыграв смену в 30-40 секунд, я тупо восстанавливался до следующего игрового отрезка и совсем не смотрел на лёд. В НХЛ тогда играли попроще и помедленней, со сменами по одной минуте, а звёзды – по полторы минуты. На скоростях тех финалов такая длительная смена – самоубийство. Тебя выставят на посмешище».
И последнее: я обращаю внимание тех «патриотов», которые носятся с идеей о самодостаточности того или иного явления, разделяя всё по национальному признаку. Сегодняшний хоккей мирового уровня рождается не в Москве, Нью-Йорке, Стокгольме или Вашингтоне. Он – продукт столкновения, а затем и синтеза двух миров, идей и культур.
Так что Рейнджерс играют не в советский или канадский хоккей. Как и у всякого подлинного искусства, национальность автора – последнее, что стоит принимать во внимание.
На фото – величайший (для меня) хоккей ХХ века в плане искусства игры и драматургии. Финал Кубка Канады-87. Марио Лемье и Уэйн Гретцки против Валерия Каменского и вратаря Евгения Белошейкина. На месте НХЛ я бы сделал не стенд, а отдельный зал в музее хоккея в Торонто, посвятив его тем, кто позволил заглянуть в будущее игры на три десятка лет.
Свидетельство о публикации №223032001504