К истории возвращения теософии в Россию
К вопросу о возвращении теософии в Россию
Когда стало известно что ЮНЕСКО собирается объявить 1991 год ГОДОМ БЛАВАТСКОЙ, горбачевская администрация распорядилась срочно пригласить в СССР Президента Всемирного Теософского Общества Радху Бернье и поручила Союзу советских писателей организовать ряд торжественных мероприятий в честь нашей русской Великой соотечественницы.
1
Впервые за сто лет в Москве на самом верху заговорили о Блаватской и ее творчестве, о ее книгах и вспомнили о теософском учении. Надо отдать должное организаторам. Встречи с Радхой Бернье (1923-2013) были проведены в Москве и Санкт- Петербурге. Торжественное заседание в зале Союза писателей показали по Всесоюзному телевидению. Зрители увидели портрет Блаватской на сцене с цветами. Зал на 500 мест был переполнен. Показали выставку книг и фотографий нашей великой соотечественницы.
Нам кажется, что мы понимаем эпоху в которой каждому из нас суждено жить. Нам кажется, что мы правильно понимаем происходящие события. Однако это далеко не так. Уже в древности мыслители писали о том, что наш мозг, вернее наше сознание постоянно нас обманывает. Если мы не поймем этого, нам не суждено правильно ориентироваться в том мире, в котором мы нашли свой уголок. Немногие мыслители выходят за пределы нашего иллюзорного мира. Блаватская нашла место среди этой плеяды мыслителей, как и Н. К. Рерих и его жена Е. П. Рерих.
Как бы в насмешку над собой, люди называют их мистиками. эзотериками, оккультистами. с мистикой все ясно. Это что-то таинственное и опасное. Как пишут в словарях и энциклопедиях, это – религиозная практика, цель которой – переживание в экстазе непосредственного единения с Богом, Абсолютом, Космическим сознанием. Атеисты и материалисты считали мистику вредным и бесполезным занятием, смешной добавкой к религии -"опиуму народа". Оккультные знания и теософия беспощадно подавлялись. Читать книги, тем более писать о Божественной Мудрости запрещалось.
2
О конференции, посвященной светлой памяти Праматери современной теософии, которая должна была состояться в Днепропетровске (в Х1Х веке - Екатеринослав), где она родилась, я узнал случайно из писем знакомых. Они написали мне о том, что в Сочи в апреле 1991 г. уже состоялась конференция «За духовное единение человечества», посвященное Блаватской. вторая - должна была состояться в сентябре того же года. Я стал собираться в дорогу.
В середине сентября в Днепропетровске стояла почти летняя погода. Настоящее бабье лето. Погода и не могла быть другой в те дни.
Почитатели творчества Блаватской из разных республик СНГ слетелись в город, жители которого впервые с удивлением узнали о своей, оказывается, великой соотечественнице. Из Индии прилетела Радха Бернье, из Москвы – Валентин Сидоров, Председатель Международной ассоциации «Мир через Культуру», автор книг о Н. К. Рерихе и его творчестве, а также Дмитрий Попов, председатель Российского теософского общества, восстановленного в январе 1991 года.
Удивились жители Днепропетровска и второй раз, когда на доме, в котором родилась Блаватская, торжественно открыли памятную доску в честь Праматери современной теософии со свастикой в гербе Теософского общества. Им объясняли, что свастика - древнеиндийский хороший символ. Фашисты, позаимствовали его в Индии и опозорили в годы своего правления, что Гитлер интересовался черной магией и оккультизмом, оккультными науками и надеялся научиться управлять этими силами.
Конференция прошла на одном дыхании. Доклады и многие выступления были интересными, познавательными и полезными. Впервые я наблюдал столь много людей, серьезно занимавшиеся теософией и оккультизмом. Она еще раз убедила меня, востоковеда в том, что сам Бог велит мне заниматься изучением эзотерической философией.
Итак, начиная с 1988 года я, как учёный, двигался вперёд по намеченному пути — знакомился с новыми духовными учениями, основанными на восточных философских системах.
3
К этому времени стало очевидно, что Горбачёв со своим новым мЫшлением разрушает сложившиеся социалистические отношения в нашем обществе и что он обманщик и лжец. Какая-то смутная тревога за будущее не давала мне покоя.
В обществе господствовали мещанские идеалы, насаждаемые чиновниками в народе. И хотя при Хрущеве я изучал (догматический) марксизм-ленинизм, я видел, что коммунистическая духовность в обществе падала. Партийная бюрократия срослась с госчиновничеством. Этот союз мелкобуржуазных «слуг народа» использовала власть для расширения своих привилегий.
Непосредственным толчком к поискам в сфере духовности была явная надвигавшаяся буржуазная контрреволюция, возвратившая наш страну и народ к развалу СССР на 15 кусков — «независимых» государств, мгновенно превращённых в свои сырьевые колонии транснациональными корпорациями. И только теперь - спустя тридцать лет - Россия только сейчас начинает выкарабкивается из той глубокой пропасти, в которую глобальный финансовый капитал столкнул десятки государств и наций и народностей.
Во второй половине 1980-х годов в СССР стали популярны различные нетрадиционные методы лечения. Многомиллионную аудиторию на центральном телевидении получили психотерапевт Анатолий Кашпировский (впервые появившийся на телеэкранах в марте 1988 году) и Чумак (1935-2017). Последний получил всесоюзную известность в августе 1989 года, когда "Сеансы здоровья" с его участием стали показывать в утренней передаче Центрального телевидения "120 минут". Во время каждого сеанса, длившегося 8-10 минут, Чумак предлагал зрителям расслабиться, поставить перед телевизором банки, бутылки с водой или кремы в тюбиках и флаконах. После этого он, не произнося ни слова, шевеля губами и делая пассы руками, "заряжал" объекты, выставленные телезрителями.
С этого момента в очумаченной России власть реакционных кругов во главе с Ельциным установила свою «демократию» и закрепила ее навечно расстрелом Верховного Совета в октябре 1993 года. Эти круги ввели такую бездонную свободу слова, что барыги в одно мгновение преступили к публикации книг о мистике и магии, астрологии и парапсихологии, каббале и оккультизму.
Делалось все возможное и невозможное для того, чтобы оболванить, точнее очумачить массы и подменить материалистическую идеологию махровым набором, включающим различные оккультные средства — от поповского мракобесия до чёрной магии и гаданий. Орда целителей, биоэнергетиков и прочих мошенников была брошена на разрушение коммунистической идеологии.
Одновременно в Кремле вдруг вспомнили о Блаватской и теософии, о Рерихах и Агни-Йоге. Я приобретал новые книги в надежде найти более более продвинутую духовную культуру, чем ту хрущевско-ельцинскую, которая мне давно казалась уродливой и целиком антикоммунистической.
Так я вышел на учение Николая и Елены Рерих. И после юбилейной конференции в Днепропетровске сразу же стал искать книги Блаватской. Мне, востоковеду, были ближе всего по духу восточные идеи загадочной Блаватской...
4
В октябре 1999 года меня пригласили на новый — пятый теософский семинар в Днепропетровск.
Прошло восемь лет после первой конференции в этом городе. Тогда в Днепропетровске, многие участники конференции едва ли глубоко разбирались в проблемах теософской духовной культуры.
Большую помощь оказала новоиспеченным эзотерикам книга Мэнли Пальмера Холла (1901—1990) «Тайные учения всех времён: энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцерской символической философии» об истории тайных учений, сохранившихся в западной традиции. Он жил и работал в Калифорнии. Я успел бывать в Сан-Диего и там познакомился с местными теософами. Они снабдили меня отдельными выпусками своего журнала, издававшегося ими в пору расцвета их общины в начале ХХ столетия.
На русском языке книги Блаватской стали издаваться с конца 1991 года. Выступления Президента ВТО Радха Бернье, ее толкования теософских идей были полны глубокого, свежего, как утренний осенний воздух, смысла. Она оказалась в центре внимания участников той исторической конференции. Я уже рассказывал вам о ней.
Вокруг нее вертелись московские и местные организаторы конференции. Я тоже выступил на той конференции на двух языках - русском и английском - на тему «Блаватская и новое политическое мышление». Во время перерыва она подозвала и расспросила меня: где работаю, как долго занимаюсь изучением творчества Блаватской.
В интервью, записанном в доме, в котором родилась Блаватская, и теперь превращенным в музей Блаватской, Р. Бернье говорила: «Я думаю, весь мир находится под влиянием ее идей, ибо она внесла огромный вклад в дело изменения человеческого мышления... Сейчас в мире – так же, как и раньше – очень много жадности, неблагодарной состязательности, зла. Война стала способом существования... ТО строит, очень медленно, конечно, мировое Братствдо, в котором не будет иметь значения, к какой религии ты принадлежишь, какого цвета твоя кожа, каково твое социальное положение... Мадам Блаватская утверждала, что религия объединяет в Единое Целое не только людей, но и все существующее. Так что разъяснять это – основная задача ТО».
В том году она подарила десятки экземпляров «Тайной Доктрины» на русском языке в переводе Елены Рерих российским библиотекам. Вскоре в свет вышли в русском переводе два томика «Разоблаченной Изиды».
Теософия вернулась в Россию, на родину Блаватской в компании с оккультной литературой. Книги Блаватской выходили большими тиражами и их могли приобрести все желающие.
В своих выступлениях и статьях Р. Бернье доказывала, что главная цель ТО – это работа, направленная на ускорение духовной эволюции человечества. Только изменение сознания людей приведет к правильному и рациональному решению всех глобальных проблем, стоящих пред человечеством. Но как это делать?!
Она сообщала, что Всемирное ТО насчитывает 35 тысяч членов. А обитателей нашей планеты – шесть миллиардов. Сколько же столетий понадобится ТО, чтобы изменить сознание всего человечества?!
Что меня удивило на той юбилейно конференции — так это менторский тон Р. Бернье. Она не рассуждала. Она изрекала истины, с которыми надо соглашаться или покидать семинар или даже расставаться с ТО. Подобный стиль поведения характерен для больших начальников, далеких от теоретической работы.
Я специально просмотрел каталоги крупных теософских издательств и не нашел в них ни одной книги Р. Бернье, которую можно было бы поставить в один ряд с книгами А. Безант, не говоря о книгах самой Блаватской.
5
В течение 20 лет я вынашивал замысел книги о влиянии Блаватской на Россию, ее культуру, ее историческое будущее, и по крупицам собирал материал для нее.
Больше всего информации по теме я нашел в Канаде на английском языке. куда меня пригласили читать лекции по эзотерическим учениям теософы Виктории, Эдмонтона и Торонто. В прекрасной библиотеке теософского общества в Эдмонтоне я нашел столь много книг и журналов по теософии, оккультизму и масонству, что я добровольно отказался от предложенной мне культурной программы и работал в библиотеке каждый день до глубокой ночи. (См. мои воспоминания о поездке в Канаду).
Теософы Торонто подарили мне полные собрания сочинений Блаватской на английском языке. Теософское общество в Поинт Лома (Сан Диего, США) снабдило полной подшивкой журнала «Эклектический теософ». издававшегося четверть века. Ричард Слюссер (США) издатель журнала «Горний теософ» долго присылал мне каждый новый выпуск журнала. В 1997-2001 годах он публиковал главы из книги, которую я писал о своих встречах с теософами и эзотериками «Путешествие эзотерика в Америку» и статьи. Помог мне переводить книгу на английский язык мой друг из Австралии Дэвид Кин. Он же редактировал мои статьи на английском. Я считаю его соавтором своей книги, так как мы обсуждали множество теоретических проблем с ним в ходе подготовки книги к публикации.
Не буду пересказывать биографию Блаватской. О ее вкладе в науку и духовную культуру человечества издано немало книг. В университетах Запада и России ежегодно проводятся конференции, посвящённые теософии и Блаватской.
Не буду пересказывать биографию Блаватской. О ее вкладе в науку и духовную культуру человечества издано немало книг. В университетах Запада и России ежегодно проводятся конференции, посвящённые теософии и Блаватской.Все годы после указанной юбилейной конференции я изучал теософию, герметизм, парапсихологию, Агни Йогу, труды Николая и Елены Рерих; выступал с лекциями на различных конференциях и писал статьи и книги о теоретической теософии. Главная тема моих первая — Е. П. Блаватская и русская культура и вторая — Е. П. Блаватская и культура Запада.
Свидетельство о публикации №223032001683
Благодарю Вас за материал о Е.П.Блаватской и Вашей просветительской деятельности. Впервые встретил Ваше имя как исследователя теософии. Со своей стороны скажу, что в течение более чем 30 лет также изучаю теософию и наследие семьи Рерихов.
А также издаю книги из этого великого Культурного наследия. В частности в 2020 году было повторено издание "Тайной Доктрины" в переводе Елены Ивановны Рерих.
А в 2024 году вышло полным комплектом "Учение Живой Этики".
Изучение Ваших других статей и материалов -- поставил себе в планы.
Моя электронная почта lotatsv@mail.ru
Еще раз, благодарю,
С уважением,
Владимир Лобач
Владимир Лобач 05.10.2024 08:57 Заявить о нарушении
Приятно слышать о вашей серьезной работе в деле распространения эзотерической философии в массах русских людей.
Мы собрались по случаю 100-летней годовщины Е. П. Блаватской в Днепропетровске в сентябре 1991 года. Тогда впервые прозвучало имя нашей великой соотечественницы в России после длительного перерыва.
Мы, ваши деды и отцы, не знали тогда ее трудов, написанных на английском. Я взялся за изучение ее трудов. Помогли мне наши канадские теософы. Они подарили нам собрание ее сочинений в 14 томах. Я приезжал к ним на конференцию с докладом. На это ушло у меня лет десять. То только ее статьи из журналов.
Я востоковед по образованию. Мне трудно давались труды ЕПБ. А что говорить о тех людях, которые не имеют востоковедческих знаний. Потом мы в Крыму создали школу по изучению основ эзотерики.
Сегодня все материалы ЕПБ переведены с английского на русский. Однако результатов практической деятельности российских теософов маловато. Буржуазии некогда учиться применять теософские знания. Поэтому распространение теософии в России формирует определенные круги интеллигенции, способные применять их как в целях расширения кругозора населения, так и применить на практике те знания, которые на деле смогут уровнять все религии и применить на практике духовное единство всего человечества. На это уйдет несколько столетий.
Горбунов Юрий Иванович 10.11.2024 07:34 Заявить о нарушении
Доброго времени суток и здоровья Вам!
Спасибо и Вам за ответ.
Да, 90-е годы были бурными в поисках новой опоры (по сути, идеологии) нашего сознания в мире, в котором развязали "бои без правил".
Но как бы ни была сложна человеческая земная история, Вы прекрасно знаете, что творится и история иная. Назовём ли её духовной, или эволюционной, или надземной, не в слове дело, а в том внутреннем развитии, которое происходит в нас.
И не выдержит Земля нашего варварства еще тысячи, даже сотни лет, если не произойдет пробуждения к Новому Миру, соответственно и мировоззрению.
И история, и археология, и физика, и биология, и все науки в дальнейшем своем развитии все ближе и ближе будут подходить к теософским знаниям, открытым человечеству благодаря Е.П.Блаватской. Всё теснее будут собираться живые сердца вокруг духовного знания, данного человечеству Рерихами.
И тогда произойдут грандиозные события на Земле! Это будет время гибели мировоззрения золотого тельца ибо "золото всего мира не купит рост мысли" (Учение Живой Этики). Сама природа подвигнет нас к переоценке ценностей!
Так верю.
И Ваши статьи, ваш труд также принесет многим спасительные вести!
Всех благ!
В.Лобач
Владимир Лобач 11.12.2024 05:37 Заявить о нарушении