Нелегко быть ребёнком

Каждый из нас когда-то был ребёнком. Кто-то сейчас, кто-то несколько лет назад, а кто-то пару десятилетий уже как взрослый человек. Все поколения проходили через этот самый невинный и радостный жизненный этап, но различия в воспитании детей разных эпох и времен сильно рознятся, как и их интересы, образ жизни, даже взгляды на прожитое ими и других людей. Это все влияет на дальнейшее поведение человека в обществе и его восприятие к миру, его мировоззрение. Но есть в людях разных исторических этапов и еще одна схожесть: в детство всех из них моментами проникали печаль и трудности, неприятие и обиды. Для взрослых людей они может быть и незначительны, совсем ничтожны по сравнению с их проблемами, но ни в коем случае нельзя обесценивать переживания другого существа, даже самого маленького.
Автор таких широко известных произведений, как «Пеппи Длинныйчулок» и «Малыш и Карлсон» - Астрид Линдгрен, в 32 года была ещё только подающей надеждой журналисткой. Отрывок из её статьи «Молодежный бунт», которую 7 декабря 1939 года опубликовала стокгольмская газета Dagens Nyheter, ясно поясняет, что даже взрослый человек способен осмыслить проблемы детей: «Нелегко быть ребенком! Сложно, очень сложно. Что это вообще значит — быть ребенком? Это значит, что надо ложиться в кровать, вставать, одеваться, есть, чистить зубы и сморкаться, когда это удобно взрослым, а не тебе. Это значит, что нужно есть ржаной хлеб, когда хочется белого, что нужно, не моргнув глазом, бежать за молоком, как раз когда ты собрался почитать книгу Эдгара Т. Лоуренса. А еще это значит что нужно, не жалуясь, выслушивать очень личные замечания от любого взрослого о своей внешности, здоровье, одежде и перспективах. Интересно, что будет, если такому обращению подвергнуть самих взрослых». Писательница объясняет, что вышеназванный этап взросления содержит свои невзгоды и муки даже в современных реалиях: вставать утром, когда тебя будит мама, чтобы собраться в школу или детский сад, даже если так не хочется вставать с мягкой постели, что и так и сяк не дает тебе встать и будто специально пытается погрузить тебя во второе пришествие царства Морфея; есть настолько противную молочную манную кашу с комочками, что только от ее вида на лице всплывает гримаса отвращения; рисовать тот скучный и ничем не примечательный рисунок, что тебе сказали, хотя ты хотел нарисовать что-то необычное и новое; одеваться в скучную форму, как захотели родители и воспитатели, как бы ты не хотел надеть такие яркие и интересные желтые колготки в угольно-черную полоску, словно ты счастливая пчелка, ищущая цветок для сбора нектара, и ярко-малиновую водолазку, напоминающую по расцветке сладкую малину, что летом собирал на даче у бабушки и наедался ею до отвала, будто ты не имеешь права на индивидуальность и самовыражение, лишь потому что какой-то человек, старше тебя на N-ное количество лет так решил; на экзаменах сдавать те предметы, которые решили старшие, ведь профессия, что выбрали они, будет для тебя лучше и не важно, что ты хотел пойти учиться в художественный колледж на реставратора, а не в медицинское высшее учебное заведение на анестезиолога; по мнению взрослых, они лучше знают все твои болячки и хотелки, нежели ты сам, родители или опекуны знают тебя и твое тело, мысли лучше, чем ты сам; ты не можешь выбрать то, что хочешь съесть на обед, ешь что приготовлено, никто не будет перед тобой плясать, ешь что дают; нельзя выбрать то место, где хочешь работать, ты будешь работать там, где тебе скажут.
Такое отношение к детям и подросткам закладывает в них то, что те не имеют права голоса и ничтожны в этом мире настолько, что не могут повлиять ни на что в этой жизни; с невероятной силой влияет на непосредственно взрослую жизнь чада таких опекунов – сломанная самооценка, неспособность к самостоятельным решениям и тем более самостоятельному существованию. Если же второй тип людей, силен духом больше, нежели первый, то при взрослении и половом созревании они начинают делать всё, что им запрещали: мама с отцом запрещали красить волосы в какой-нибудь яркий, да даже натуральный цвет, мол: «Будешь потом жалеть, угробишь все свои волосы и будешь до конца своего века ходить с тремя волосками на голове, вспомнишь мои слова и пожалеешь, что ослушалась/ослушался!», запрещали стричь их, даже если за волосами было трудно и дорого ухаживать, они мешали и в конце дня голова жутко ныла от дискомфорта, причиненного тяжелой ношей в виде гривы, будто нарочно пытаясь обременить свою хозяйку ещё большими проблемами? Так эта персона при первой же возможности покрасит и отстрижет ношу, мучившую ее с самого детства. Запрещали пить газировку или есть вредную пищу даже в самом маленьком количестве? Не проблема! Жертва таких запретов возьмет и заработает гастрит, либо другое заболевание желудочно-кишечного тракта тем, что будет каждый день питаться запрещенной едой; Запрещали гулять? Будет убегать и гулять до самого утра, если не сутками напролёт.
В общем, если вы прочитали вышеперечисленные утверждения, то наверняка поняли, насколько сильно может навредить такой стиль воспитания, основанный на вечных запретах. Возможно, многие со мной не согласятся и скажут: «А вот меня так воспитывали и ничего, нормальным человеком стал!», но на такое я могу ответить тем, что данная методика влияет на всех по-разному, ведь каждый человек индивидуален: индивидуальна его психика, эмоциональное состояние, темперамент, тип личности, черты личности. Если взять 10 детей, различных по сопоставлению по критериям, что перечислены выше, после чего применить на них данный стиль воспитания, то наверняка они вырастут разными, лишь 2-3 человека поведут себя схоже, но не одинаково уж точно. 
Также обязательно нужно отметить, что в своих словах детская писательница отметила социальное положение людей разных возрастов в том смысле, что многие старшие очень любят высказывать свое мнение, даже если данным знанием не интересовались. Если следовать той логике, по которой рассуждают эти люди, словно с возрастом приходит мудрость, то можно сделать вывод, что люди ещё старше, чем они сами – мудрее, а значит могут также давать непрошенные советы. Соглашаясь с Астрид Линдгрен, я аргументирую это тем, что ни один человек не захочет получить едкий комментарий в свой адрес от «диванных критиков», даже если человек выше их по статусу и возрасту. Знаменитая на весь мир фраза Марии-Антуаннеты, которая на самом деле принадлежит её матери – Марии-Терезии Французской, сказанная на бедность населения и жалобы крестьян и простых рабочих о настолько усугубленной нищете, нежели была до этого, что низшие слои общества не могут позволить себе и куска хлеба, гласила: «Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные (бриоши)». Данное предложение можно отнести к тем же советам. Высказывание неприятно, но правдиво показывает настоящее отношение людей свыше на тех, кто не подобен им, а находится намного ниже по их мнению. Также и сейчас большое количество взрослых отпускают нелестные слова, что не имеют реального подтверждения, а только показывают отношение к младшим, что к сожалению не самое лучшее. Конечно, все вышесказанное не относится ко всем людям старше 18, а лишь к отдельным личностям, которых, к сожалению, довольно немало.
  В конце концов, я хочу сказать, что Астрид Линдгрен – гениальный ребенок в теле взрослой женщины, что никогда не давал ей стать той серой массой остальных людей, что движутся по скучному течении персеверации обычных будней и еженедельной рутины, ведущей в жизнь, что не наполнена радостью, счастью, позитивными эмоциями и не имеющая места для приключений. Писательница по своему подобию писала главную героиню одноименной трилогии книг «Пеппи Длинныйчулок» и даже в старости находила место для развлечений, в 70 лет она словно ребенок лазала по деревьям, сочиняла истории для своих внуков и воспитывала в своих потомках любовь к веселью и инакомыслию. Со дня её смерти прошло 20 лет, но ее мысли и высказывания всё также актуальны, а произведения, являющиеся бессмертной классикой и бестселлерами среди детских рассказов, до сих пор популярны и активно читаются детьми и взрослыми, как за рубежом, так и в России.


Рецензии