О семант. связи между лесом и шерстью, темнотой
Нами подмечена связь между понятиями "шерсть/тень/темень" и "овца/косматость".
1. Ср., например, дагур. КОЧ "баран" (представлено как в тюрк., так и ав. яз.), но следующими параллельными значениями явл. ГОРНЫЙ ЛЕС. Сюда же кочгу "обёртывать, скрывать, крыть", "пелёнка", кочлэг "платок".
2. Халха-монг. ХОНЬ "овца". Эта же основа означает в халха-монг. "север, северная сторона" при чеч. хьун "лес" (ингуш., бацб. "хьу", бежт. "ван", гунз. гъан), хен "дерево". В аварском эта основа соответствует ХЬОН- (хьонлъи) "теневая сторона". Халха-монг. ХОНЬ (в дагур. в анлауте "к-") "овца". Но обратите внимание на дальнейшие семант. сдвиги в монг.: ХОНЦ "путник, остающийся на ночлег в юрте", хоног "сутки", хоньчин "чабан, пастух", ХОНОХ "ночевать, проводит ночь (ср. ав. ойконим hонох),ХОЙШ "к северу, назад", ХОЙТ "северный, задний",ХОЙНО "север, на севере, сзади".
Некий киргиз Саджеев, выступающий в роли "специалиста-монголоведа" (совершенно не соответствует действительности из низкого уровня его познаний и сознательных искажений семантики) БЕЗОСНОВАТЕЛЬНО утверждает, о веороятном иранском заимствовании в монг. языки этой основы (дари ХОНОГ, ХОНОГИ "холод"). Скорее как раз наоборот, сами иранцы Афганистана заимствовали это слово из парамонгольских языков, на которых вероятно говорила какая-то часть иранских гунно-эфталитов. Мы вообще не понимаем, как такой совершенно случайный человек в лингвистике-монголоведении как Саджеев попал в категорию "специалистов" по монг. языку? Его непрофессионализм заметен сразу.
Эта монг. основа ХОН абсолютно точно присутствует в нахско-дагестанских языках, причём,если так можно выразиться, - мощно. Есть прямая семантическая связь между "шерстью, косматостью" и понятием "тень,темень, север, сумрак".
МОНГ. МИФ О ПРАРОДИТЕЛЯХ В ПЕЩЕРЕ ЭРГЕНЕ-КООН ("крутой склон") имеет самое прямое отношение к нахско-дагестанскому ХЬОН в частности и к северо-восточному Кавказа в целом. Этот монг. "коон" и есть одна из монг. форм, полностью совпадающих с нахско-дагестанским ХЬОН "теневая лесистая сторона горы". Сюда же "БЕСЧИСЛЕННЫЙ НАРОД ХОНОВ" и "СТРАНЫ ХОНОВ" армянских хроник.
В монг. мифе Эргене-коон повествуется о спасении в горной пещере последних остатков прежде гордого и сильного племени, где им пришлось провести 300 лет, а позже расплавив железную скалу и получая подсказки от тотемного сивогривого волка, они сумели всё выйти на свободу и сокрушили своих прежних врагов,никак не ждавших подобного оборота событий. В пещере их было всего 2 оставшихся в живых, а вырвавшихся на свободу оказалось 100 тыс. В этом мифе буквально всё, каждая мелочь имеет отношение к северо-восточному Кавказа. "Мальчик и девочка" спасшиеся в пещере благодаря подсказке сивогривого волка, это- намёк на эндогамные браки, постоянное практикумые брачные связи внутри родов, тухумов и в целом - ЗАМКНУТОСТЬ НА СЕБЕ, КАК И ЖИЗНЬ В ГОРАХ. Отсюда у монголов и культ гор, отмечаемый абсолютно всеми исследователями. Конечно, речь в данном случае идёт о хонах, горном Дагhестане, Ичкерии,кистинцах, гъалгъаях. Более того, Ичкерия так и этимологизируется с монг. как ИЧГЭР "юрта/жилище - логово".
Свидетельство о публикации №223032000374