Ношино. О первых жителях

_____ troshchenko2009@yandex.ru _____

Ношино (Абанский район, Красноярский край)


            Содержание:
            Предисловие
            СУХОТИНЫ
            ПРУТОВЫХ
            ПАШЕННЫХ
            Родословные списки Сухотиных, Прутовых, Пашенных
            БЕЛОГОЛОВЫ
            Заключение
            Источники


ПРЕДИСЛОВИЕ
Продолжаю серию исследовательских работ о старожильческих фамилиях Абанского района.
Ранее уже были мной опубликованы родословные Туровых, Хетчиковых, Рукосуевых и о первых засельщиках Устьянска.
В настоящей работе речь пойдёт о первожителях Ношинской деревни (изначально Алацкая деревня). Таковыми считают Сухотиных, Прутовых, Пашенных и Белоголовых, что вполне оправдано.

Наш современник, один из потомков Сухотиных – Владимир Сухотин (Москва), пользуясь открытыми данными Государственного архива Красноярского края, составил родословное древо Сухотиных по сведениям из 4-й Ревизии 1782 года и документов последующих периодов.

У меня же накопился уже довольно большой массив документов и данных по Енисейскому уезду за период 1639-1782 гг., что и позволило мне взяться за документальную историю ношинских родов Сухотиных, Прутовых, Пашенных, Белоголовых.
Кто же в действительности на Енисейской земле были прародителями Сухотиных и других ношинских первожителей?

Об этом дальнейшее мое повествование.
Начну с Сухотиных, они записаны первыми в списке 4-й Ревизии по Ношинской деревне.


СУХОТИНЫ
Поиски места выхода Сухотиных мы и начнём с этой самой Книги 4-й Ревизии податного населения Енисейского уезда 1782 года (ГАКК Ф.909 Оп. Д.7 лл.78об.-86(Ношино), лл.167об.-172об. (Симанова)).

1782 год
И уже в первых строках появляется намёк, клубочек с тоненькой ниточкой для поиска.
             «Ношинской деревни
             а по ревиской книге написана Алацкая*
             крестьяне
             (л.78об.)
             Василей Иванов сын Сухотин, у него жена Татьяна Михайлова дочь,
             взятая Енисейского ведомства Верхопашенного присуду
             у крестьянина Михайла Симановых».

Василий Иванович взял себе в жены девицу из Верхопашенного присуда**, территориально который располагался выше по реке от города Енисейска. Казалось бы, где Ношино, а где Енисейск? Возникает вопрос, как же Василий Иванович умудрился найти себе невесту в этакой дали?
Делаю для себя осторожное предварительное предположение: а может быть ответ предельно прост? Может быть, Сухотины жили в этом самом Верхопашенном присуде до переселения в Ношино? Возможно там, на Енисее, и поженились Василий Сухотин и Татьяна Симанова.
Кстати и у сына Василия Ивановича – Андрея, жена тоже с Енисея, но из Нижнепашенного присуда.

А уже на л.83 появляется серьёзное подтверждение моей версии.
            «Причисленные по указу Енисейской провинциальной канцелярии
            из Верхопашенного присуду
            Тит Прокопьев сын Сухотин вдов <…>
            Матвей Сухотин вдов».

Дальше, больше. Лист 84.
             «Перешедшия ведомства города Енисейска,
             Верхопашенного присуду крестьяне
             Яков Иванов сын Сухотин <…>
             Ефим Ильин сын Сухотин»
У Ефима здесь же записан его сын – Григорий.

Необходимо отметить, что на лл.83-84 у отмеченных фигурантов возраст проставлен только в одной графе***. А это означает, что переселись они между 3-й и 4-й Ревизиями, и в этом случае они должны записаны в Переписи и по Верхопашенному присуду.

В азарте поиска открываю Книгу переписи по Верхопашенному присуду.
И там (л.168), в деревне Симановой обнаруживаются Сухотины!
А именно:
               «Матвей Сухотин «выключен в 779 году в Тасеевской острог****».
               «Яков, а по ревиской же книге Матвей же, жительствует самовольно в Тасеевском остроге***, где и в скаске показан».
               «Ефим Ильин Сухотин «самовольно жительствует Тасеевского острогу в Ношинской деревне, где и в скаске показан».
               А у Ефима сын Григорей «самовольно жительствует Тасеевского острогу в Ношинской деревне, где и в скаске показан».

Там же (л.168об.) в Симановой д. и
                «Петр Прокопьев Сухотин «выключен в Тасеевской острог**** в 779 году».
Но в Ношино он записан почему-то под именем Тит, хотя отчество, возраст и указание в обеих записях о переселении указывают, что это один и тот же человек. Ну, так, ошибок хватает, как в 3-й Ревизии, так и в 4-й, так и в прочих документах. Другого объяснения для этого разночтения нет.

В этой же деревне Симановой живут и крестьяне Симановы, родственники Сухотиных по упомянутому выше браку.

Всё сходится! Действительно, Сухотины выходцы из д. Симановой, Верхопашенного присуда!

Делаем основополагающий вывод!
Место жительства крестьян Сухотиных – деревня Симанова*****. Часть из них переселилась в Ношинскую деревню ведомства присуда Тасеевского острога, а часть осталась жительствовать в Симановой деревне на Енисее.

____________
*) Алацкая – изначальное название деревни Ношинской. По новым сведениям деревня уже, по крайней мере, в 1763 году именовалась, как Ношинская. В документе (РГАДА Ф.273 Оп.1 Д.31738 л.110об.) сообщается, что «Ношинской деревни енисейской посадской Михайло Самойлов Белоголов» в 1763 году построил на речке Усолке мельницу.
**) присуд – низовая административно-территориальная единица Енисейского узда в XVII-XVIII веках и до Административной реформы 1784-87 годов, когда на территориях Енисейского уезда с русским населением были образованы волости. (Инородческие волости в Енисейском уезде существовали и до Реформы.)
К слову сказать, устьянцы, да и все жители Абанского района, живо интересующиеся историей родного края, могут отметить в 2024 году 240-летие учреждения первого территориально-административного образования на нашей земле – Устьянской волости, в которую входили Ношинская, Абанская и другие селения.
Желаю, чтобы это, пока ещё условное, Историко-культурное сообщество Абанского района появилось бы реально, а его участники совместно занимались исследовательской и просветительской деятельностью по воссозданию реальной, документальной истории Абанской земли и её жителей.
***) возраст фигурантов Переписи указывался в двух графах: на год предыдущей 3-й Ревизии 1763-й, и на год проходящей 4-й Ревизии – 1782-й.
****) Тасеевский острог – в данном случае речь идёт не о собственно Тасеевском селе, а о подведомственной территории присуда Тасеевского острога. В документах встречаются разные формы написания – Тасеевский присуд, присуд Тасеевского острога, но чаще всего писали просто Тасеевский острог, подразумевая под этим не сам острог, а подведомственную территорию всего Тасеевского присуда с приписанными деревнями.
*****) деревня Симанова располагалась в 10 км выше Енисейска, и в 2 км от Верхней Подгородной деревни, адм.центре Верхопашенного присуда.


Далее в тексте при цитировании архивных документов атрибуты дел будут опускаться, а указываться только год и номера листов дела, а именно:
1782 – ГАКК Ф.909 Оп.1 Д.7.
1719 – РГАДА Ф.214 Оп.1 Д.1614.
1687 – РГАДА Ф.214 Оп.1 Д.942.
1673 – РГАДА Ф.214 Оп.1 Д.580.
1668 – РГАДА Ф.214 Оп.1 Д.528.
1639 – РГАДА Ф.214 Оп.3 Ст.75.

1719 год.
Теперь же мы с читателями в нашем совместном поиске корней Сухотиных перейдём к изучению книги Ревизских сказок 1719 года, зная уже при этом, где конкретно и кого нам искать.

Такого наименования присуда, Верхопашенного, не оказалось в Книге, но на л.187 читаем следующую запись.
Орфография первоисточников здесь и во всех последующих цитатах сохраняется.

«#АПсиФитаI* го году августа в ВI де [1719 года августа в 12 день] по указу великого гсдаря цря и великого кнзя Петра Алексеевича всеа великия и малыя и белыя Росиi самодержца и по енисейской указной памяти велено в Верхной Подгородной деревне прикащику** Титу Климовскому написаться самому в скаске и своево присуду*** с выборными людьми взять скаски, что у кого детей с летами, и те скаски привести в Енисейск и подать коменданту**** Василью Михайловичю Беклемишеву …»

*) #АПсиФитаI – по славянской буквенной нумерации читается так:
# – знак разряда тысяч
А – 1, #А – 1000
Пси (старославянская буква) – число 700
Фита (старославянская буква) – число 9 (в данном случае разряд единиц)
I (i) – число 10 (в данном случае разряд десяток)
И таким образом получается 1719 год.
ВI (вi) – 12 день месяца.
**) приказчик – управляющий присудом, говоря современным языком, глава местной администрации.
***) речь в документе идёт о присуде, который по разным документам того периода именовался присуд Верхней деревни, или присуд Верхней Подгородной деревни, а в 1782 году Верхопашенный присуд с административным центром в Верхней Подгородной деревне (позднее Верхопашенное село, сейчас село Верхнепашино, Енисейского района).
****) комендант – в короткий период 1714-1721 гг. являлся главой уезда, обладал всей полнотой власти в уезде, гражданской, судебной, военной. Василий Михайлович Беклемишев комендант Енисейского уезда 1718-1721 гг.



То, что мы идём верной дорогой, товарищи, выясняется уже на л.189:

                «пашеной крестьянин Василей Иванов сын Сухотиных[1] з братьями,
                сказал ему двацать пять годов,
                Ивану[2] двацать годов,
                Илье[3] шесьнацать годов,
                Прокопью[4] десять годов,
                Петру[5] восемь годов,
                сыну Васильеву Василью[1.1] два года другому сыну Андрею[1.2] восемь дней
                да с ним же Васильем живет в бобыльском оброке Осип Григорьев сын Сухотин[6]
                сказал ему сорок пять годов, а детей у него два сына Калина[6.1] семи годов
                Ларион[6.2] пяти годов …»

Итак, что мы имеем?

[1] Василий Иванов Сухотиных и его сыновья Василий и Андрей на 1782 год записаны в Ношино, и весьма вероятно переселились на Усолку ещё до 3-й Ревизии 1763 года.
Братья Василия Ивановича – Иван[2] и Илья[3] Прокопий[4] и Петр[5] записаны в 1782 году в Симановой д.
Дети Ивана[2] – Матвей и Яков в 1782 году записаны дважды, как переселившиеся из Симановой в Ношино.
Сын и внук Ильи[3] – Ефим Ильин и Григорий Ефимов аналогично, как переселившиеся из Симановой в Ношино.
Сын Прокопия[4] Тит (он же Петр) – то же самое.

В 1719 году все Сухотины ещё живут одной большой семьёй на Енисее в присуде Верхней Подгородной деревни. Деревня не указана. Довольно часто в документах той поры конкретное место жительства не указывалось, писцы ограничивались упоминанием только территориальной принадлежностью к тому или иному присуду.
Так же замечу, что в списке 1-й Ревизии перед Сухотиными записаны Симановы, сваты Сухотиных.

Пока непонятно только кто такой бобыль* Осип Григорьев Сухотин[6], живший на подворье у Василия Ивановича Сухотина и имевший двоих сыновей, один из которых, Калина в 1782 году записан в Симановой д., а другой, Ларион, находился на службе в Русской армии.
Совершенно очевидный факт!
Все Сухотины (в т.ч. и будущие ношинские жители) на 1719 год ещё живут на Енисее.
____________
*) бобыль – в те времена слово имело не совсем то значение, к которому мы привыкли.
Этимологический словарь Фасмера: бобыль – безземельный крестьянин, поденщик.
В документах XVII века не редко упоминаются и женатые бобыли.



Небольшое отступление.
О топониме «Ношино».
Я везде принципиально пишу название Ношино через «и» и уверен, что это абсолютно верно со всех точек зрения.
Версию, что якобы деревня Алацкая после переноса её на новое место стала называться НошЕнская, считаю надуманной, не состоятельной и ничем не подтвержденной.
Авторы этой версии не сообщают нам на основании чего они пришли к такому заключению, что была сделана якобы «опечатка» (авторы, вероятно, имели ввиду описку, опечатку же можно сделать только в печатном издании).
Авторы не сообщают нам, где они и какие именно документы первой половины XVIII века, они видели, и в которых якобы изначально название писалось через «Е».
Единственный короткий период, когда название встречается в форме «НошЕнская», это в метрических книгах Устьянской Свято-Георгиевской церкви конца XIX века, и которое я считаю недоразумением, а не доказательством изначального названия Ношинской деревни. Записи столь позднего периода не могут являться доказательством изначального названия через «Е». Да и сами метрические книги не являются эталоном для сверки географических названий. В Метрические книги сведения записывались на слух со слов участников церковных таинств, вследствие чего описок, ошибок всевозможных, да и самовольства в них не мало, и в именах, и в фамилиях, и в возрастах и пр.

Порядка 275 лет деревня, потом село (сейчас, увы, опять деревня), тысячи её жителей, десятки поколений жили, трудились, уходили в мир иной на ношинской земле. И таким образом даже из элементарного уважения к памяти предков и в соответствие с традицией именно через «И» правильно пишется название старинного сибирского селения НОШИНО!
Пусть будет так и впредь! И дай Бог, чтобы деревня не исчезла!


ПОСЛЕ публицистического отступления возвращаемся к документальным изысканиям.
Конечно, читателям уже не терпится задать вопрос, когда же началось это переселение на Усолку.
Увы, точная дата переселения а, следовательно, и год основания Алацкой деревни мне пока не известна, но можно попытаться предельно сузить период этого события.
Можно очертить период переселения Сухотиных на Усолку годами 1719-1752. То есть переселение произошло уже после проведения 1-й Ревизии 1719 года.
Из Сухотиных первыми без сомнения были – Сухотин Василий Иванович с сыновьями: Василием, Андреем и Алексеем. Напомню, что это они записаны в Переписи 1782 года в самом начале списка ношинских жителей.
А почему не позже 1752 года? Дело в том, что сохранились метрические книги Самойловской* Христорождественской церкви за 1752-1753 гг., где упоминаются и неоднократно Сухотины, Прутовых, Пашенных и Белоголовы. То есть они к 1752 году жили уже на Усолке.
Но можно попытаться сузить и этот период 1719-1752.
Сделать это я посредством анализа браков и дат рождений детей Василия Ивановича Сухотина.
Напомню, что сам Василий Иванович был женат на односельчанке, даже может быть соседской девушке Симановых Татьяне Михайловне (1698-1771). Старший сын Василий родился в 1717 году, следующий Андрей в 1719-м, ещё на прежнем месте жительства на Енисее. Андрей был женат на Вершининой Марии Фёдоровне, отец её жил в деревне Усть-Кемской, Нижнепашенного присуда, в 10 км ниже от Енисейска. Отсюда можно сделать предположение, что Андрей женился на местной девушке около 1740 года и ещё до переселения на Усолку.
А вот женой младшего сына Василия Ивановича – Алексея (1725гр) была Турова Анна Григорьевна (1725-1782). Да-да, из тех самых Туровых, о которых я подробно писал в своей работе «Абан. Туровы. Новый взгляд» http://proza.ru/2020/11/10/51.
Анна дочь Турова Григория Андреевича, родословная линия которого представлена здесь: http://proza.ru/2021/08/10/805
Сын Алексея и Анны родился в 1750 году, и произошло это (женитьба и рождение сына) очевидно уже после переселения Сухотиных на Усолку.
Таким образом, получается, что Сухотины ориентировочно переселились с Енисея на Усолку в период 1740-1750 гг.
Конечно же, бывали случаи, когда невест брали из довольно отдалённых селений. Но случаи эти единичны и являются исключением из правил, и таким образом анализ мой вполне уместен и даёт результат весьма близкий к действительному.

____________
*) Самойлова заимка, владение дворян Самойловых, позднее село Христорождественское, современное с. Дзержинское.


1687 год
Вернемся, однако, к поискам корней Сухотиных и погрузимся в прошлое ещё на тридцать лет в надежде найти Ивана, отца упомянутых в 1-й Ревизии пятерых братьев Сухотиных.
Откроем Книгу монастырских, служилых, крестьянских и посадских дворов Енисейского уезда, 7195 года от Сотворения мира, а это 1687 год от Рождества Христова.
И сразу же ищем записи, относящиеся к Верхней Подгородной деревне.
Вот же она на листе 252
            «дрвня Подгородная, словет Верхная, а в ней живут пашенные крестьяне во дворех».

И далее на листах л.252-252об. читаем:
             «во дворе крестьянин Гришка Иванов сын Сухотин,
             у него детей: сын Ивашко восми лет,
             сын Оска пяти лет, сын Ивашко ж дву лет …»

Искомый нами Иван в тексте документа, это сын Гришки Иванова Сухотина – Ивашко восьми лет.
А вот его младший брат Оска, это же тот самый бобыль Осип Григорьевич, что жил на подворье теперь уже понятно, своего племянника Василия Ивановича.
Здесь упоминается ещё один Иван «дву лет», но в силу возраста в отцы братьям Сухотиным из документа 1719 года явно не годится.

Особо комментировать этот документ нет смысла и так всё ясно-понятно.
Двинемся дальше и глубже.


1673 год
В Дозорной книге 1673 года всё в той же «Енисейского острогу Верхные деревни пашенные крестьяне» на л.28об. строка:
              «Гришка Иванов сын Сухотин з дядею с Офонкою* Осиповым,
              да з братьями с Матюшкою с Ысачком с Ывашком с Пронкою …»

Здесь выясняется, что у Григория Ивановича есть братья**: Матвей, Исаак, Иван, Прокоп, да дядя Афанасий Осипович. Выясняется и то, что деда Григория Ивановича звали Осип.

____________
*) у автора выписок из дела записано так: «с дядею Софон», что, на мой взгляд, ошибка прочтения, так как тогда не писали полную форму имени, а здесь Софон, да почему-то без склонения. А в действительности фраза, скорее всего, была именно такая «Гришка Иванов сын Сухотин з дядею с Офонкою», т.е. дядю звали Афанасием, и такая запись полностью соответствует правилам орфографии того времени.
Впрочем, это не существенно, т.к. ни о братьях Григория Ивановича ни о его дяде в документах далее упоминаний нет.

Дополнение от 07.11.2023. Людмила Михайловна Городилова, доктор филологических наук, профессор Тихоокеанского университета, любезно мне предоставила фотокопии листов дела 580, которые и подтвердили мой вывод. Действительно в документе записано: «з дядею с Офонкою».

Дополнение от 03.03.2024. Так же выяснилось, что Матвей, Исаак, Иван, Прокоп в действительности двоюродные братья Григорию Ивановичу, они дети Сухотина Алексея Осиповича.


1668 год
             (л.112об.)
             дрвня Верхная Подгородная а в ней пашенные крестьяне
             «Ивашко Осипов Сухотин да Симанко Иванов пашут десятину»
(А ни этот ли Симанко дал фамилию роду Симановых и наименование деревне Симановой?
Скорее всего, так и есть, но не Симановы цель наших изысканий.)

Итак, мы пришли к прародителю ношинских Сухотиных на енисейской земле вообще и ношинских Сухотиных в частности, крестьянину Верхней Подгородной деревни – Ивану Осиповичу Сухотину.
И смело можно поставить точку, но…
есть ещё один документ 1639 года, где записано:
              «имена пашенных крестьян Верхные Подгородныя деревни у ково сколько лошадей <…>
              у Оски Сухотнина 4 лошади»

Если уж быть скрупулёзно педантичным и максимально придирчивым, здесь отличие фамилии в одну букву не позволяет на все 100% утвердительно сказать, что это отец Ивана Осиповича Сухотина из документа 1668 года, к тому же почти тридцать лет прошло.
Но в данном случае для построения генеалогического древа это вообще не принципиально.
Осип там и Осип здесь.
Но всё же, если признать, что Оска Сухотнин это отец Ивана Осиповича Сухотина, а это весьма вероятно, то тогда фамилия Сухотиных по имеющимся на сегодняшний день документам и с документальным же подтверждением родства является самой ранней упоминаемой на Енисейской земле из списка старожильческих фамилий Абанского района.
Это означает, что Сухотины на Енисейской земле, по крайней мере, с 1639 года!
На 2-м месте этого воображаемого списка – Рукосуевы, на Енисейской земле с 1646 года.
А кто ж на 3-м месте?
Чрезвычайно любопытная бы получилась таблица.
А абанских старожильческих фамилий не мало. Это Туровы, Суровы, Кузнецовы, Комаровы, Чепогузовы, Брюхановы, Колпаковы, Кулаковы, Каверзины, Смолины, Машуковы, Мутовины, Бабкины, Хетчиковы которые живут в Приенисейском крае уже по 3-4 века.
Возможно, читатели дополнят этот список.



ПРУТОВЫХ
1782 год
В ношинском списке 4-й Ревизии 1782 года сразу же за братьями Сухотиными записана семья Ивана Алексеевича Прутовых. Фамилия эта также значится среди предполагаемых основателей Алацкой (Ношинской) деревни.
Там же в этом списке 1782 года есть ещё одна семья Прутовых – Ильи Ивановича. Кем приходятся друг другу главы этих семей, Иван и Илья, из контекста Переписи определить не получается. Но оба они, судя по возрасту, родились ещё до 1-й Ревизии 1719 года, а значит, там должны быть записаны.
Но сначала мы все же по опыту предыдущего поиска по тексту Книги 4-й Ревизии поищем Прутовых на Енисее, в уже знаком нам Верхопашенном присуде.
И там, мы обнаруживаем на л.164об. … деревню Прутовую, существует, кстати, до сих пор в Енисейском районе.
В полутора верстах от Прутовой стояла знакомая уже нам деревня Симанова.
А в деревне Прутовой, оказывается живут крестьяне Прутовые*!
Не буду перегружать читателей информацией по Прутовым из деревни Прутовой и их родственных связях с ношинскими Прутовыми. Забегая вперед скажу, что они действительно все родственники и происходят от одного корня.
Нам важно перейти в следующий этап поисков, зная уже, где искать Прутовых.
Это уже проторенная тропа, по тем же Фондам и Делам Российского Государственного архива древних актов (РГАДА) относящимся к Верхопашенному присуду или к Верхней Подгородной деревне.
____________
*) Фамильное прозвание возможно происходит от способа приготовления и хранения рыбы:
Словарь устаревших слов: Прутовая рыба — вычищенная, слегка просоленная и затем провяленная, хранилась в связках (прутах).


1719 год
В Верхней Подгородной деревне находим записи о составах 4-х семей Прутовых.
Опять же, нет смысла расписывать их все. Нас ведь интересует только те, кто будет записан в 1782 году в деревне Ношинской, то есть их прямые предки.
Вот эта семья, на л.190.
            «пашеной крестьянин Иван Васильев сын Прутовой*, сказал ему шезьдесят годов,
            а детей у нево пять сынов: Алексей тритцати годов
            Михайло двацати осьми годов
            Илья двацати шести годов
            Петр двацати годов
            Конан пятнацати годов
            да внучек Иван трех годов»

____________
*) именно в такой форме в документе записана фамилия – ПрутовОЙ, но, на мой взгляд, это несущественное разночтение.
Вариации фамилий у одних и тех же людей по окончаниям –ых, –ой, –ов встречаются очень часто.
Кстати, есть мнение у исследователей, что окончание на –ых свойственно для фамильных прозваний выходцев из уездов Северной Руси (Поморья). И по статистике порядка 50% уроженцев Русского Севера имели фамилии с окончанием на –ых, но такой процент сам по себе не является убедительным доводом.
Откуда пришли в Сибирь Сухотины, Прутовые, Пашенные пока не установлено.

Итак, в списке мы обнаруживаем, как и предполагалось:
главу первой ношинской семьи Ивана Алексеевича – здесь это «внучек Иван трех годов»
и главу второй ношинской семьи Илью Ивановича – «Илья двацати шести годов»
Выше я писал, что не понятно, кто они друг другу, но теперь-то выяснилось, что Иван Алексеевич это племянник Ильи Ивановича.

Хочу обратить внимание читателей и на «Михайло двацати осьми годов».
Дело в том, что предварительно я просмотрел Исповедальные росписи Самойловской Христорождественской церкви за 1780-1786 гг., где кроме семей Ивана Алексеевича и Ильи Ивановича Прутовых была записана ещё одна семья под фамилией Прутовых – Михаила Михайловича. Он и семья его почему-то отсутствуют в 4-й Ревизии в Ношинской деревни, нет её и в Прутовой деревне на 1782 год, да и где бы то ещё. Но факт проживания этой семьи в Ношино согласно Исповедальным росписям неоспорим.
А здесь, в документе 1719 года, как мы видим, записан отец ношинского Михаила Михайловича – «Михайло двацати осьми годов».
И таким образом третья ношинская семья Прутовых логично встраивается в родовое древо Прутовых. Отсутствие Михаила Михайловича в тексте 4-й Ревизии можно объяснить утратой части листов архивного дела, что, увы, и, к великому сожалению, бывает.


1687 год
В этом году в Верхней Подгородной деревне записана одна семья Прутовых.
(лл.256-256об.)
            «дрвня Подгородная словет Верхная
            во дворе крестьянин Васка Иванов сын Прутовой,
            у него братья родные: Захарко да Лучка Ивановы;
            у Васки детей: сын Ивашко женат, сын Потапко холост пятнатцати лет;
            у Захарка детей: сын Микитка холост пятнатцати лет, сын Гераска двенатцати лет, сын Ивашко трех лет;
            у Лучки детей: сын Стенка двенатцати лет, сын Левка девяти лет, сын Гришка четырех лет»

Здесь предок ношинской ветви Прутовых – «сын Ивашко женат» – Иван Васильевич, а его отец Василий Иванович, хозяин двора и глава семьи, в которую входят и семьи его братьев Захара и Луки.
К 1719 году эта одна большая семья братьев разделится на четыре самостоятельных.


1673 год
Если до сих пор Родословное Древо выстраивалось без проблем, то в т.н. Дозорной книге 1673 года по списку Верхней Подгородной деревни Прутовые не нашлись, как нет таковых и во всей Книге. Сразу скажу, что и в более ранних документах такое фамильное прозвание – Прутовой (Прутовых) не встречается.
А значит, дальнейшие поиски придётся вести уже по именам и отчествам.
В начале списка по Верхней деревне находим запись:
            «Енисейского острогу Верхные деревни пашенные крестьяне <…>
             (л.4) Ивашко Тимофеев сын з детми с Васкою с Захарком с Лучкою с Олешкою…»

Обращает на себя внимание совпадение имён с братьями Прутовыми, Ивановичами – Василием, Захаром и Лукой из Книги 1687 года.
Имеется пять идентификаторов: место жительства, имя отца Иван, имена его детей, братьев: Василий, Захар, Лука.
Я убеждён, что это Прутовые практически на 100 процентов!
Потому, что точная наука математика в этом случае говорит следующее:
вероятность того, что в одной месте (деревне), в относительно малый временной промежуток (14 лет), при ничтожном количестве семей (30 дворов в Верхней Подгородной деревне в 1673 году) могли бы проживать две семьи, у которых бы совпадали имена отца и трех детей ИСЧЕЗАЮЩЕ МАЛА.
Конечно же, для одних этот довод будет убедительным, для других пустой звук.
Для многих вполне, себе образованных людей, даже реальные архивные документы, где русским по белому записаны факты (я имею ввиду архивные документы о происхождении абанских Туровых), не являются доказательствами, при этом они же, эти вполне себе образованные люди, свято верят вымыслам и сказкам, воспринимая их, как непреложную истину (вот же парадокс!). Что уж там какие-то теоремы умножения вероятностей* и неведомые никому идентификаторы**!
Однако неотъемлемое право верить, или не верить остаётся у каждого и право жить с этой верой счастливо.

В заключение скажу, что в ещё более ранних документах 1669 и 1639 годов в деревне Подгородной также есть упоминания о крестьянине Иване Тимофеевиче (Ивашке Тимофееве).

__________
*) Теория вероятностей – математическая наука, которая изучает закономерности случайных явлений. Теорема умножения вероятностей независимых событий гласит, что вероятность совместного появления двух независимых событий A и B равна произведению вероятностей этих событий: P(AB) = P(A); P(B).
Данный факт справедлив и для большего количества событий, например, для трёх: P(ABC) = P(A); P(B); P(C).
То есть, чем больше независимых событий (идентификаторов) имеют место быть, тем менее вероятно случайное появление независимых событий (случайного совпадения идентификаторов) и тем больше вероятность подтверждения гипотезы. Но теория вероятности подтверждает только возрастание вероятности гипотезы, оставляя вероятность, пусть и становящуюся всё менее ничтожной, случайного совпадения событий.

**) Городилова Л.М. Статус пограничных компонентов антропонимической формулы в памятниках деловой письменности Приенисейской Сибири XVII в.
«Периферийная зона антропонимической формулы, включающая апеллятивную лексику, представляет собой индивидуализирующий компонент, который «обусловлен представлением об отличительных свойствах носителя имени». Такие средства, характеризующие лицо по определенным признакам, в научной литературе получили название «дополнительные апеллятивные конкретизаторы антропонимов» или «идентификаторы»».
Городилова Людмила Михайловна – доктор филологических наук, профессор Тихоокеанского университета, Хабаровск. Автор многочисленных научных исследований на основе архивных материалов РГАДА XVII века, относящимся к Енисейскому и Красноярскому уездам.
Людмиле Михайловне я премного благодарен за предоставление архивных материалов для моих работ!!!



ПАШЕННЫХ
1782 год
В Ношино по 4-й Ревизии записаны три крестьянских семьи братьев Ивана, Андрея и Гавриила, детей ВАСИЛИЯ Павловича Пашенных и две семьи разночинцев* Прокопия и Гавриила ЯКОВлевичей Пашенных. Как выяснится ниже по данным 1-й Ревизии Василий и Яков являются родными братьями.

Пришли они с Енисея, из деревни Южаковой, Верхнепашенного присуда.
Деревня эта Южакова располагалась в 8-10 верстах от Прутовой и Симановой. Несомненно, все они и Сухотины, и Прутовые, и Пашенные проживая много десятков лет по соседству, были знакомы и вполне возможно, что через брачные союзы были родственниками, а значит и переселялись на Усолку они могли в одно время и заодно. Как я писал выше, ориентировочно это произошло в 1740-1750 годах.

____________
*) Когда и каким образом Прокопий и Гаврило Яковлевичи стали разночинцами и чем при этом занимались не ясно, т.к. большой временной пласт 1719-1780 гг. почти весь выпадает из исследования. К сожалению, для истории не сохранились 2-я и 3-я Ревизии государственных крестьян по Енисейскому уезду, а документы РГАДА фонда 428 Енисейской провинциальной канцелярии этого ж периода не микрофильмированы и их изучение сопряжено с большими сложностями.


1719 год
На этот год по списку Верхней Подгородной деревни записаны 4 семьи Пашенных:
1-я. Фрол Тимофеевич (дети Василий, Иван, Иван 2-й, Тимофей).
2-я. Фёдор Тимофеевич (дети Карп, Сила, Иван), с Фёдором живёт брат его Алексей (дети Яков, Осип, Никифор).

3-я. Семья деда ношинских Пашенных, здесь же мы видим и их отцов – Якова и Василия.
             (л.191)
             «пашеной крестьянин Павел Тимофеев сын Пашеных
             сказал, ему педесят годов, а у нево детей четыре сына:
             ЯКОВ осьмьнацати годов, ВАСИЛЕЙ шеснацати годов
             Павел тринацати годов, Петр шесьти годов»

4-я. Общая семья четырех сыновей Ивана (старшего из Тимофеевичей): Василий, Семён, Иван, Данило.


1687 год
               (лл.243-244об.)
               «дрвня словет Южакова, а в ней живут пашенные крстьяне во дворех;
               во дворе крстьянин Тимошка Прокопьев сын Поповых,
               у него детей: Ивашко, Фролко*, Пашко женаты;
               сын Федка двенатцати лет, сын Олешка семи лет
               у Ивашка детей сын Васка семи лет, сын Сенка пяти лет;
               у Фролка сын Ивашко дву лет;
               <…>
               а владеет он Тимошка [землею] вь Южакове деревне без даной,
               а в прошлых годех была у него даная дана отцу ево Тимошкину Пронке [Прокопу],
               и в прошлых годех, при воеводе Федоре Полибине, вешнею болшою водою
               двор ево унесло, и тое де даную тою же водою з двором унесло».

«Тимошка Прокопьев сын ПОПОВЫХ»!
Читатели дорогие! это не мой ляп, так в документе.
Но абсолютно очевидно же, даже без привлечения математики (10 идентификаторов!!!), даже далёким от темы читателям будет ясно, что в документе записана именно семья Пашенных.
Здесь мы видим всех братьев Пашенных упомянутых в 1719 году, и старшего их брата Ивана, и его детей.
Но почему же отец-то их Попов???
А может быть, отец Тимофей Прокопьевич и был Поповым, а дети его поменяли фамильное прозвание в последующие годы? А может это всего лишь банальная описка? В пользу последней версии говорит то, что в деле парой листов ранее в тексте упоминается некий казачий сын Попов, и писец мог, машинально ли, от усталости ли (работа их была не легкой, по 16 часов, порой в полумраке при свечах поздним зимним сибирском вечером не мудрено ошибиться) и записать вместо Пашенных похожую, чуть ранее писаную фамилию. Бог ведает…

А вот далее в тексте документа, где речь идёт о наводнении, во время которого двор Тимофея Прокопьевича смыл с лица земли по весне Енисей-батюшка, присутствует ещё весьма важная информация о наводнении при Фёдоре Потаповиче Полибине, енисейском воеводе в 1647-1652 гг.
И Миллер Г.Ф. в 3-м томе Истории Сибири упоминает о сильном наводнении, случившимся 13 мая 1649 года в Енисейске. А у Шункова В.И. есть описание этого наводнения.
            «…в 1649 году разливом Енисея и Тунгуски затопило острог [Енисейский], посад и часть селений уезда,
             особенно пострадали Верхние Подгородные деревни, Родюковская, Марково городище, Костыльников луг.
             В этот разлив были не только смыты пашни, но и погибло около 60 человек».

Таким образом, есть основание считать, что Пашенные, пока ещё без фамильного прозвания, в 1649-1652 гг. уже жили на Енисее.

Вот и появились претенденты на 3-е место в условном списке/таблице абанских фамилий (семей), как самых ранних упоминаемых на Енисейской земле.
            1639 Сухотины
            1646 Рукосуевы
            1652 Пашенных

____________
*) О Фроле Тимофеевиче любопытства ради приведу интересную запись из
«Приходная и росходная книга Енисейсково таможеново и заставново и кружечново двора» 1705 года.
            РГАДА Ф.214 Оп.1 Д.1419 л.4об.
             «да в подряд же дано пашенному Южаковы деревни Фролу Тимофееву
             в пятнатцать бочек лиственичных по одиннатцати алтын** по четыре денги** за бочку
             итого пять рублев восмь алтын»
Крестьяне занимались не только хлебопашеством, но и всякими ремёслами.
Вот Фрол Тимофеевич был ещё и бондарем и на том зарабатывал, пять рублей неплохие деньги по тем временам. Для сравнения у рядовых служилых годовой оклад был 5 «рублев».
Подряд же Фрол получил от Енисейского казенного винокуренного завода. На котором, кстати, не вино изготовляли, а довольно крепкие спиртные напитки, и снабжали ими весь Енисейский уезд, в т.ч. и Иркутск.
Действительно, чем-то же надо было заниматься жителям в бескрайней Сибири бесконечной зимой. Кто звероловством промышлял, кто рыбной ловлей, кто бочки клепал. Кто-то и трощением занимался, веревки и канаты тростил для судовых снастей. От этого ремесла – трощения – и фамилия моя произошла.

Примечание к примечанию
**) алтын – в период правления Петра I серебряная монета достоинством в 3 копейки, чеканилась не регулярно, в текстах документов, в частности в приходно-расходных книгах того времени алтын чаще использовался, как счётная единица;
деньга – медная монета достоинством в полкопейки.



Родословная СУХОТИНЫХ
(Уточнение и дополнение 02.03.2024)

Родословная представляется списком, так называемой лествичной системы (лествичная – от слова лествица, т.е. лестница, отсюда лестница поколений).
Суть системы в следующем.
После основоположника рода в 2-м поколении записываются по старшинству его дети, в третьем колене сначала записываются по возрасту все дети старшего сына, потом дети 2-го сына, потом 3-го сына и далее во всех последующих коленах/поколениях такой принцип соблюдается.

Структура лествичного списка:
индекс///имя отчество (дата рождения или даты жизни, годы рождения при разночтении приняты за основу из более ранних документов.
Индекс означает следующее:
 - число слева от точки – порядковый номер персоны Списка;
 - число справа от точки – номер отца персоны из предыдущего Поколения.
(Для Прутовых и Пашенных - аналогично)


1.0 Сухотин Осип Семенов (~~1610), Прародитель енисейских Сухотиных (версия).

2-е Поколение
2.1 Сухотин Иван Осипов (~~1640~1669).
3.1 Сухотин Алексей Осипов (~~1645-ум.меж.1669-1673)/Марфа Матвеева.
4.1 Сухотин Афанасий Осипов (~~1654-между 1680-1686)/Дарья Малахиева.


3-е Поколение
5.2 Сухотин Григорий Иванов (~~1660).

6.3 Сухотин Матвей Алексеев (1663).
7.3 Сухотин Исаак Алексеев (1666).
8.3 Сухотин Гавриил Алексеев (1668).
9.3 Сухотин Иван Алексеев (1670).
10.3 Сухотин Прокоп Алексеев (1672).
11.3 Сухотин Степан Алексеев (~1673).

12.4 Сухотин Яков Афанасьев (1678).


4-е Поколение
13.5 Сухотин Иван Григорьев (1679).
14.5 Сухотин Иосиф Григорьев (1682).
15.5 Сухотин Иван Григорьев (1685).

16.6 Сухотин Давыд Матвеев (1700-1764).


5-е Поколение
17.13 Сухотин Василий Иванов (1694-1777)/Симановых Татьяна Михайлова (1698-1771).
18.13 Сухотин Иван Иванов (1699-1766).
19.13 Сухотин Прокоп Иванов (1703-1776).
20.13 Сухотин Илья Иванов (1708-1776).
21.13 Сухотин Петр Иванов (1712-1764)/Поротова Мария Иванова (1712), Верхопашенного присуда священника дочь.

22.14 Сухотин Калина Осипов (1712-19.12.1789) Симанова д.
23.14 Сухотин Илларион Осипов (1714) Cиманова д.
  --.14 Сухотина Домна Осипова (1719)/Клюев Иван Иванов, д. Заледеево, Верхопашенного присуда.

24.16 Сухотин Тимофей Давыдов (1735).
25.16 Сухотин Иван Давыдов (1742).


6-е Поколение
26.17 Сухотин Василий Васильев (1717) Ношино, ОСНОВОПОЛОЖНИК ношинского рода СУХОТИНЫХ. / жена Соломония Михайлова (1710).
27.17 Сухотин Андрей Васильев (1719-05.05.1784)/Вершинина Мария Федорова (1714).
28.17 Сухотин Алексей Васильев (1725)/Турова Анна Григорьева (1725-1782).


  --.18 Сухотина Ефросинья Иванова (1737)/ Ветренных Артамон Семенов, д. Заледеево.
29.18 Сухотин Матвей Иванов (1744-1771).
30.18 Сухотин Яков Иванов (1747)/Белоголовых Ирина Иванова (1753).


31.19 Сухотин Тит Прокопьев (1733)/Дарья Иванова (1734).
  --.19 Сухотина Евдокия Прокопьева (1741).
32.19 Сухотин Емельян Прокопьев (1743)/Турова Лукерья Ильина (1743), д.Борки (ныне Дзержинский р.).
33.19 Сухотин Даниил Прокопьев (1744).
34.19 Сухотин Дмитрий Прокопьев (1752)/Прутовых Лукерья Митрофанова (1755).


35.20 Сухотин Моисей Ильин (1735)/Евдокия Иосифова (1742).
36.20 Сухотин Софрон Ильин (1741)/Марфа Васильева (1747).
37.20 Сухотин Ефим Ильин (1741)/Прутовых Василиса Михайлова (1741).
  --.20 Сухотина Матрена Ильина (1757).


38.21 Сухотин Максим Петров (1746)/Екатерина Митрофанова (1745).
39.21 Сухотин Сидор Петров (1759)/Прасковья Семенова (1765).

40.22 Сухотин Никифор Калинин (1737)/Василиса Силова (1729).

41.23 Сухотин Федор Илларионов.
________________________


И о ЧЕЛДОНАХ
пришло время сказать пару слов.
Производя время от времени, поиск краеведческих материалов в Сети, обратил внимание на то, что чуть ли не каждая вторая «самопальная» история сочинённая самобытными местными «историками» старожильческих селений Красноярского края объявляет с неудержимым и неиссякаемым восторгом своими основателями этих самых пресловутых «казаков-челдонов».
Истоки этой народной, глубочайшей любви к «людынам с Дона» мне не понятны и рациональному объяснению эта любовь не поддаётся. Эти народные фантазии о казаках-челдонах, если честно, уже и печень всю выклевали, и всю плешь проели!
Извините за лексику весьма далёкую от краеведения, но мифы эти от истины неизмеримо дальше.

Да, факт существования такой категории сибирских первожителей челдонов неоспорим, но прочитав тысячи листов архивных документов и исторических источников XVII-XVIII веков, удивительно!, но мне ни разу не попалось слово «челдон».
Почему первопроходцы, путешественники, исследователи, воеводы и дети боярские, дьяки и подьячие, да все, кто обладал знаниями, кто владел и скрипел пером, игнорировали челдонов в своих записках?
Только в XIX веке темой челдонов заинтересовались ученые, историки, этнографы, но и они не нашли разгадки, хотя и совершали исследовательские экспедиции в Сибирь и опрашивали население, в том числе и этих самых челдонов.
Кто такие челдоны и откуда пришли в Сибирь, достоверных сведений нет до сих пор. Нет и современных сколько-нибудь содержательных работ по исследованию этого феномена сибирской этнографии, несмотря на то, что число версий и предположений высказано уже сравнимо разве что с числом версий о природе «Тунгусского метеорита», то есть несчётным.
Воспользуюсь случаем, выскажу свою, «стопятьсотпервую» версию, нисколько не претендующую на научность.

Как я уже писал чуть выше, несмотря на скептическое отношение серьёзных исследователей к «донской» версии, в народе укоренилось и живёт своей отдельной жизнью неистребимое мнение, что, челдоны это казаки/люди с Чала, с Дона. Я же обращу свой взгляд на Русский север, издревле принадлежавший Новгородской республике.
Жили там люди свободные и отважные. Крепостного права на этих территориях испокон не было! Поморы и их соседи, проникали в Сибирь задолго до Ермака. Но не беглые они были, и, само собой разумеется, не староверы, а охотники за мягкой рухлядью – пушниной. Естественно такие конкуренты коренному сибирскому населению были не нужны. И у русских добытчиков случались постоянные стычки с местными кочующими охотниками.

            В. Даль: челдон – ирк. могольск. бродяга, беглый, варнак, каторжник

Действительно, монгольское владычество оказало значительное влияние на языки и на обычаи коренного населения Сибири. Вот отсюда у Даля предположение о монгольских корнях слова «челдон», которым татары ли, остяки ли, вогулы ли прозвали пришлых русичей. Со временем русские сибиряки привыкли к прозвищу и сами стали называть себя челдонами, и довольно часто брали себе в жены местных сибирячек.
Так и сформировалась особая общность русского сибирского народа – челдоны, отличающаяся как внешностью, так и особым характером, особым укладом жизни.
Да, действительно, отряд Ермака состоял в большинстве своем из казаков, причем сборный, любителей «пофехтовать» саблей и пикой – с Дона, с Терека, с Волги и других мест. Привычки пахать и строить у них отродясь не было.
Ермак Тимофеевич с казаками разгромил Сибирское ханство и присоединил Сибирь к Русскому государству и тем навечно вписал свое имя в славную историю России. Но вот заселяли Сибирь уроженцы Русского Севера. В суровом климате жить и осваивать бескрайние просторы Сибири могли люди закаленные, смелые и предприимчивые, а не привыкшие к теплу и лёгкой наживе южане.
Копылов А.Н. в своей книге «Русские на берегах Енисея в XVII веке» на стр.66 указывает, что:
            «Русское население в Енисейском уезде в XVII веке сформировалось за счет пришлых людей из северных
            областей Русского государства – Устюжского, Соль-Вычегодского, Яренского и других поморских уездов
            и лишь небольшая его часть – за счет выходцев из других областей страны (Центр, Поволжье, Юг и Запад).
            При этом выходцы западных, южных, поволжских уездов преимущественно, а центральных – в значительной мере,
            попадали в Енисейский уезд в порядке ссылки за различные проступки,
            а жители Поморья в подавляющем большинстве прибывали в Сибирь по своей инициативе».

В своей исследовательской работе «Устьянск. По страницам ревизских сказок»
http://proza.ru/2022/11/17/461
я документально доказал, что основателями, первыми жителями Устьянска практически все были потомки уроженцев северных уездов Руси.
А по воспоминаниям бабушек и дедушек устьянцы называли себя челдонами.

Прапраправнучка Григория Андреевича Турова, которого я уже упоминал выше, того, который отдал свою дочь Анну за Сухотина Алексея Васильевича – Мария Ануфриевна Турова (она и в замужестве была Турова, т.е. дважды челдонка), говорила*, что они, Туровы, челдоны.
Так документы утверждают, что первый Туров на Усолке, Михаил Антонович, был родом из города Архангельска!
Туровы челдоны, но ни разу, не казаки, и уж совсем не с Дона!

Таким образом, напрашивается следующий вывод – челдоны, это северяне, русские крестьяне, торговый, промышленный и гулящий люд – архангелогородцы, вологжане, вятчане, пермяки, зыряне (коми), карелы и т.д.

Кому интересна тема челдонов, могут найти в Сети: Бережнова М.Л. Загадка челдонов. Омск, 2007.

______________
*) Об этом вспоминает внучка Марии Ануфриевны – Нина Егоровна Турова, ныне проживающая в Белоруссии. Об этих воспоминаниях мне сообщила дочь Нины Егоровны – Ирина Владимировна Игнатюк.



Родословная ПРУТОВЫХ

1.0 ИВАН ТИМОФЕЕВ (фамильного прозвания не имел)

II поколение, Прутовые
2.1 Василий Иванов (1639)
3.1 Захар Иванов (1644)
4.1 Лука Иванов (1649)
5.1 Алексей Иванов (1658)

III поколение, внуки Ивана Тимофеевича
6.2 Иван Васильев (1659)
7.2 Потап Васильев (1672)
8.3 Никита Захаров (1672)
9.3 Герасим Захаров (1675)
10.3 Иван Захаров (1684)
11.4 Степан Лукин (1675)
12.4 Лев Лукин (1678)
13.4 Григорий Лукин (1683)

IV поколение, правнуки Ивана Тимофеевича
***
14.6 Алексей Иванов (1687) , первый житель Алацкой деревни из рода Прутовых.
15.6 Михаил Иванов (1691)
16.6 Илья Иванов (1693-1771)
***
17.6 Пётр Иванов (1699-1772)
18.6 Конон Иванов (1704)
19.7 Михаил Потапов (1702)
20.8 Иван Захаров (1695)
21.8 Василий Захаров (1710-1775)
22.8 Константин Захаров (1712)
23.8 Осип Захаров (1714)
24.9 Осип Герасимов (1702)
25.9 Яков Герасимов (1710-1772)
26.9 Гавриил Герасимов (1714)
27.9 Прокопий Герасимов (1719)
28.11 Фока Степанов (1712)
29.11 Леонтий Степанов (1714-1766)
30.12 Илларион Львов (1711)
31.13 Сила Григорьев (1714)

НОШИНО, Прутовых
V поколение, праправнуки Ивана Тимофеевича
32.14 Иван Алексеев (1716-15.01.1789) []
33.15 Михаил Михаилов (1718)
34.16 Артём Ильин (1737)
35.16 Евдоким Ильин (1740)
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~


Родословная ПАШЕННЫХ

1.0 ТИМОФЕЙ ПРОКОПЬЕВ

II поколение
2.1 Иван Тимофеев
3.1 Фрол Тимофеев (1654)
4.1 Павел Тимофеев (1669)
5.1 Фёдор Тимофеев (1675)
6.1 Алексей Тимофеев (1680)

III поколение, Пашенных, внуки Тимофея Прокопьевича
7.2 Василий Иванов (1680)
8.2 Семён Иванов (1682)
9.2 Иван Иванов (1679)
10.2 Даниил Иванов (1681)
11.3 Иван Фролов (1685)
12.3 Василий Фролов (1689)
13.3 Иван Фролов (1690)
14.3 Тимофей Фролов (1699)
***
15.4 Яков Павлов (1701)
16.4 Василий Павлов (1703-1771), первый житель Алацкой деревни из рода Пашенных.
***
17.4 Павел Павлов (1706)
18.4 Пётр Павлов (1713)
19.5 Карп Фёдоров (1709)
20.5 Сила Фёдоров (1712)
21.5 Иван Фёдоров (1716)
22.6 Яков Алексеев (1709)
23.6 Осип Алексеев (1712)
24.6 Никифор Алексеев (1718)

НОШИНО
IV поколение, правнуки Тимофея Прокопьевича
25.15 Гавриил Яковлев (1723)
26.15 Прокопий Яковлев (1741-1777)
27.16 Иван Васильев (1728-20.08.1783)
28.16 Андрей Васильев (1731-1773)
29.16 Гавриил Васильев (1733)
____________________________
По опыту построения Родословной абанских Туровых, на что ушло у меня два года, я убедился, что дело это не благодарное. Интерес Туровых к своим корням оказался практически ничтожным.
Потому составление Родословных Сухотиных, Прутовых и Пашенных я довел только до 1782 года с первыми их поколениями на Енисейской земле.
Если у кого-то из потомков ношинских первожителей проявится на то желание, воля и упорство, то они смогут сделать продолжение Родословных самостоятельно. Благо, для этого сейчас нет препятствий. На сайте ГАКК оцифрованы и находятся в свободном доступе «он лайн» документы периода 1780-1919 годов. Как то: Метрические книги, Исповедальные росписи, Ревизские сказки.

Добавлю ещё один штрих. Николай Шипило в своём историческом очерке «1 село Верхнепашино Подгородная» упоминает о потомках Сухотиных, Прутовых, Пашенных, тех, кто остался и продолжал жить на Енисее вплоть до XXI века.
http://proza.ru/2018/05/27/1006



БЕЛОГОЛОВЫ

Первое упоминание о Белоголовых находим в Переписной книге посадских людей Енисейского уезда 1669 года. Жили они в деревне без названия, что стояла на Енисее «пониже Маклаковской» деревни и были посадскими.

            (л.390об.)
            «Двор посадского человека Коземки Белоголова, у него детей:
            Кондрашка одиннатцати, Алешка девяти лет <…>
            у него ж брат Филка, живет в Енисейском в Рождественском монастыре…»

Следующее упоминание есть в «Книге 7203 (1695) года города Енисейска денежному приходу», где «С енисейских городовых и уездных посацких людей довелось взять по Поместному списку годового оброка»
             (л.156) с Филки Белоголового тритцать алтын
             (л.164) с Коземки Белоголового з детми рубль десять алтын»

Того же Филку (Филиппа) упоминает Копылов А.Н. в своей книге «Русские на берегах Енисея в XVII веке» на стр.185.
«… Веретнов в 1704 г. вдвоём с посадским человеком Филиппом Белоголовым держал на оброке
те же рыбные угодья «на Енисее реке выше города Енисейска под ригами» на 2,4 руб. в год.
Вдвоём с Ф. Белоголовым они ловили рыбы на 15 руб. в год «неводом большим, да другим неводом частиком на продажу»» (источник РГАДА Ф.214 Оп.1 Д.1389 лл.2-2об.).

В книге 1-й Ревизии 1719 года находим больше сведений о Белоголовых.
Усть-Тунгусского присуда, Каменской деревни.
            «… в скаске сказался посацкой члвк Дмитрей Алексеев сын Белоголов<…>
            он Дмитрей трицати шести лет, а у него дети: Родион Е лет [5],
            Семён трех лет; да у него Дмитрея братья: Леонтей Евсевьев трицати пети лет,
            Макар семнацати лет, Козма тринацати, Кондратей Кондратьев сын КИ лет [28],
            Алексей КS лет [26]»

Очевидно, что глава семьи Дмитрий Алексеевич, это внук Кузьмы Белоголова из Списка 1669 года.

Деревня Каменская весьма вероятно и есть та самая деревня без названия из Списка посадских 1669 года.
Предположительно эта деревня располагалась выше Южаковой деревни, но на противоположном, правом берегу Енисея (совр. Каменск).
И таким образом получается, что все ношинские первожители жили на Енисее в соседних деревнях.

В 1782 году в списке 4-й Ревизии в Ношино Белоголовы отсутствуют. Как я писал выше в отношении такой же «пропавшей» из Ревизии одной из семей Прутовых, это можно объяснить утратой части листов в архивном деле. Но вот в Исповедальных росписях за 1780-1782 годы (ГАКК Ф.819 Оп.1 Д.5 лл.17-18), в Алацкой деревне записаны посадские, прихожане Самойловской Христорождественской церкви. Это семья Семёна Дмитриевича Белоголовых (он есть в обзоре документа 1719 года), 2 семьи сыновей Самойла Алексеевича Белоголовых. Этот Самойло (Самуил) нигде в ранних документах не упоминается. Возможно он дядька Семёна Дмитриевича, но полной уверенности в этом нет, слишком велик период между 1719-м и 1780-м годами.
И ещё одна семья Белоголовых – вдовы Евдокии Даниловны (1723-17.06.1786). Дети у неё Ивановичи, но идентифицировать их отца Ивана так же не получилось из-за недостатка данных.
Таким образом составить древо Белоголовых на основе первых поколений пока не представляется возможным.


СЕЙЧАС, когда выяснилось, что в 1719 году все Сухотины, Прутовые, Пашенные и Белоголовы ещё жили на Енисее, версию об основании Алацкой (Ношинской) деревни в период 1700-1710 гг. необходимо признать ничем не обоснованной и ошибочной!

Кто же был основателем Алацкой деревни на Усолке?
К сожалению, документально подтвержденных точных дат основания старожильческих селений находящихся в границах современного Абанского района на сегодняшний день нет ни у одного.
У одних даты взяты с потолка самобытными краеведами, иные взяты из пресловутого статистического справочника «Список населенным мест Сибирского края» 1929 года, который нельзя признать историческим источником ни в коей мере, у других даты символические.
Поэтому строить можно пока только версии с вероятным периодом основания.
Как я писал выше, предположительно деревня Алацкая могла быть основана во временном промежутке 1740-1750 годов.
Так же пока нельзя определенно сказать, кто были первыми посельщиками Алацкой деревни.
Возможно, это были Сухотины. Возможно, это было совместное переселение Сухотиных, Прутовых, Пашенных.
Но вполне возможно, что сначала посадские Белоголовы основали заимку на Усолке. Предположительно это мог быть Белоголов Дмитрий Алексеевич (1684гр). Это его потомки будут жить в Ношино в последующие века.
А уже после Белоголовых, в 1740-1750 гг. на заимку начали подселяться крестьяне из Енисейских подгородных деревень.
В пользу такой версии есть некоторые косвенные свидетельства, однако их пока недостаточно, чтобы уверенно отдать предпочтение Белоголовым.
Если в моём распоряжении появятся новые данные по этим вопросам, я обязательно напишу Дополнение к настоящей работе.


ПОСЛЕСЛОВИЕ
Возможно, кого-то воскликнет эмоционально: «Чего же это вы так скрупулезно, досконально, со ссылками на архивные документы и другие первоисточники всё расписываете? Кто сможет проверить и разобраться во всём этом обилии ссылок, сопоставлений, анализа данных?»
Конечно, не для тех, у кого в голове вместо знаний один аргумент «Не может быть!».
И не для тех, кому милее сказки и кому ни факты, ни логика, и даже архивные документы не доказательство. Не для тех, кому комфортнее сосуществовать с придуманной, лубочной картинкой, которой они отгораживаются от подлинной истории. Точно не для тех, кого можно обозначить фразеологизмом «уходящая натура».
А для тех, кто хочет понять и быть уверенным в достоверности представленной информации.
А главное для будущих читателей и исследователей с не заштампованным мышлением, не отягощённых идеологическими установками, и которые пройдут дорогой, указанной мной и подтвердят правоту моих исследований, разовьют и поднимут на новый уровень исторические знания о нашей малой родине, о нашей земле Сибирской.



Источники:
РГАДА Ф.214 Оп.3 Ст.75. Роспись Енисейского острога у кого сколько лошадей 1639 г.
РГАДА Ф.214 Оп.1 Д.528. «7176 года Книга именная Енисейского острога крестьянам кто сколько пашет государевой десятинной пашни».
РГАДА Ф.214 Оп.1 Д.527. «7177 года Книги Енисейского острога переписные енисейским посадским людям и пашенным крестьянам».
РГАДА Ф.214 Оп.1 Д.580 «Книга 7181 года города Енисейску о количестве пашенной крестьянами земли и о сборе с них оброчнаго хлеба по городу Енисейску». (Дозорная книга Енисейского уезда 1673 года.)
РГАДА Ф.214 Оп.1 Д.942. «Книга переписная 7197 года города Енисейска и уезда детей боярских, служилых людей, посадских и крестьян разных деревень».
РГАДА Ф.214 Оп.1 Д.1089. «Книга 7203 (1695) года города Енисейска денежному приходу».
РГАДА Ф.214 Оп.1 Д.1614. «1719 года Книга, заключающая в себе ревизские скаски о крестьянах мужеска пола города Енисейска и его уезда и деревень».
ГАКК Ф.909 Оп.1 Д.7. «Ревизские скаски Енисейского уезда 1782 года». (4-я Ревизия)
ГАКК Ф.819 Оп.1 Д.5 Исповедальные росписи и Метрические книги церквей Енисейского уезда 1780-1782 гг.

Литература:
Копылов А.Н. Русские на берегах Енисея в XVII веке. Новосибирск, 1965.
Шунков В.И. Очерки по истории земледелия в Сибири (XVII век). Москва, 1956.


БЛАГОДАРНОСТЬ сердечная за сотрудничество и содействие
по сбору по теме архивных документов и других материалов:
Городиловой Л.М., доктору филологических наук, Хабаровск;
Родичеву С.Н., Москва;
Олегу Т., Москва.


Список моих краеведческих работ:
Князь Волконский Александр Сергеевич
http://terrasibiria.ru/articles/Volkonskiy/Volkonskiy.html

Абанский район
http://proza.ru/2019/01/14/161

Абан. Туровы. Новый взгляд
http://proza.ru/2020/11/10/51
и
Абан. Туровы. Дополнение
http://terrasibiria.ru/articles/turovy/turovy-new.html

Долгий Мост. 1 часть. Основание
http://www.proza.ru/2019/01/14/172

Долгий Мост. 2 часть. 1903-1916
http://www.proza.ru/2017/10/26/478

Устьянск
http://proza.ru/2021/09/25/167
и Дополнение
Устьянск. По страницам Ревизских сказок
http://proza.ru/2022/11/17/461

Хетчиковы из Огурчиковой
http://proza.ru/2022/07/24/671

Рукосуевы. 4-е колена Моисеевых
http://terrasibiria.ru/articles/rukosuevy/rukosuevy.html

Хандала на Оне
http://terrasibiria.ru/articles/handala/handala.html

Забытые солдаты
http://terrasibiria.ru/articles/soldaty/soldaty.html

Загадка архивного манускрипта
http://terrasibiria.ru/articles/pochet/pochet.html



Все права защищены.
©Трощенко Н.Е., Абан, 2023-2024.
В соответствие с Законом о защите интеллектуальной собственности,
при использовании в публичной сфере данных настоящего исследования,
указание автора и ссылка на сайт обязательны.


Рецензии