О некоторых аспектах повышения качества обучения и
И ПАРАДОКСАХ В ОБРАЗОВАНИИ
Установлено, что на подготовку специалиста высокой квалификации уходит в среднем от 12 до 15 лет.
Во всем мире пытаются найти способы, чтобы сохранить сроки обучения, не снижая качества подготовки (ведется разработка новых способов преподавания и рекомендаций по усвоению знаний).
На практике стараются реализовать самые разнообразные способы, методы, подходы, организационные структуры, новые активизирующие и интенсифицирующие информационно-обучающие технологии (например, интенсивные курсы по применению компьютеров для практикующих работников. Так в 1974 г. в США создана Ассоциация моделирования и обучения на основе опыта. Или курсы интенсивного изучения иностранных языков).
Проблемы активизации познавательной деятельности – это современная проблема повышения эффективности обучения.
Проблемы повышения эффективности учебного процесса требуют решения многих взаимосвязанных дидактических, технических, психологических и организационных задач.
Общеизвестно, что человеческий мозг обладает способностью принимать самую разнообразную информацию, если она подается легко, свободно, интересно…
Ученые и педагоги стоят перед необходимостью создать обучаемому возможность и условия для усвоения огромного и непрерывного возрастающего объема информаций и знаний.
Этим и определяется настойчивое стремление ученых найти новые максимально эффективные методы обучения.
Интенсификация учебного процесса стала главным делом большинства вузовских коллективов.
Интенсификация это оптимальное использование срока, отведенного для обучения студента (будущего специалиста) в стенах учебного заведения.
Учебный процесс является умственным трудом и теснейшим образом связан с высшей нервной (психологической) деятельностью, являющейся особым свойством высокоорганизованной материи – головного мозга.
Проблема активизации познавательной деятельности – это проблема повышения эффективности обучения.
Одним из многочисленных способов решения этой задачи является стремление использовать идеи и результаты кибернетики (со всем техническим обеспечением) применительно к педагогике.
При этом резко не отрицается многовековой опыт обучения, а лишь ставится ряд дополнительных задач, таких как:
• научить студентов учиться самостоятельно;
• подготовить будущих специалистов творческими личностями, способными к решению задач различной сложности;
• преподавателям прививать обучаемым надежные навыки и умения работать самостоятельно;
• совершенствование научной организации учебного процесса;
• осуществление комплекса мероприятий, связанных с рациональным отбором учебной информации, соответствующей современному состоянию науки, техники, производства, культуры и перспективам их развития;
• совершенствование научно-методической работы на базе использования современной техники (орг-техники, ТСО, компьютеров);
глубокой продуманности и научного обоснования каждого предпринимаемого шага с точки зрения законов педагогики, социологии, психологии, теории информации, кибернетики и др. наук.
Главная специфика обучения (в т.ч. и в ВУЗе) осмысление получаемой учебной информации, переработка ее в сознании, анализы-выводы, установление ее взаимосвязи с предыдущей (уже известной) и нахождение ответов на вопросы, поставленные преподавателем, природой, жизнью…
Задача обучения в том, чтобы закрепить полученную информацию в памяти человека, обеспечить ее сохранения на достаточно длительный период для оперативного пользования.
Сознательное усвоение информации затем превращается в прочные знания.
Творческое усвоение знаний порождает умения.
Умения могут перерасти в навыки, если будет обеспечена необходимая (порою ежедневная и многочасовая) тренировка в выполнении определенных действий.
Темп и характер подачи учебной информации должен базироваться на знании и учете индивидуальных особенностей обучаемых, т.е. адаптации педагогов к реальным психофизиологическим возможностям обучаемых.
Общеизвестно, что количество информации, которые может воспринять человек с помощью зрения (слуха, осязания, обоняния), осознать, усвоить, надолго запомнить может быть разным для различных людей в зависимости от разных периодов их активности.
Недостатки в обучаемой системе: сообщение учебного материала и поэтапный контроль восприятия разделены длительными промежутками времени (это приводит к «штурмовщине »при экзаменационном варианте обучения).
Доказано, что если в процессе обучения (например: лекции) «не заставить »обучаемых активно мыслить, то запоминание будет непрочным, а умение мыслить не вырабатывается, т.к. внимание уходит на «побочные атрибуты (например: составление конспекта и пр.)».
Установлено, что чередование и органическая связь устной информации с показом соответствующего учебного материала в статическом и динамическом виде с последующим поэтапным контролем способствует лучшему восприятию и усвоению отдельных доз информации.
При активной работе человека его мыслительные мозговые центры наиболее возбуждены, он работает сосредоточенно, быстрее усваивает учебный материал и глубже его осмысливает.
Системный подход к подготовке специалистов может быть обеспечен только тогда, если весь процесс обучения будет связан с будущей деятельностью студента.
Так Э.Эрроу пришел к концепции «обучение во время работы”, т.е. методы эффективно осваиваются посредством постепенного обучения на рабочем месте.
Замечено, что в практической деятельности, как правило, специалисты не запасают знания «впрок”, а делают их по мере необходимости.
Если знания базовых (фундаментальных) дисциплин органически не связываются со специальностью, то часто они дают мало пользы для будущей практической деятельности.
Как правило, студент не в состоянии освоить всю лавину учебного материала, так чтобы он в его руках стал инструментом деятельности.
Если бы студенты читали все, что им настоятельно рекомендуют учебные программы, то машиностроители учились 63 года, геологи – 81 год. Журналисты – 132 года…
Отбор учебного материала должен вестись по известному принципу: «брать с собой в дорогу не то, что может пригодиться, а только то, без чего нельзя будет обойтись. Но уж с тем, что «взято в дорогу »необходимо уметь пользоваться.
Известно, что в процессе изучения естественнонаучных (например: физика, химия) и ряда технических наук рассматриваемые явления заменяются некоторыми эквивалентными моделями.
По мере увеличения глубины познания, т.е. перехода от сущности одного порядка к сущности следующего, более высокого, одна модель рассматриваемого явления заменяется другой, более совершенной. Так по узловым вопросам специальности образование инженера строится на более сложных моделях, чем образование техника, т.е. моделях, дающих возможность более глубокого проникновения в сущность явлений. Словом более полные знания в большинстве случаев приводят к более совершенным решениям.
Однако овладение более совершенными моделями требует расширения общей подготовки, большего времени на усвоение.
Специалист в своей практической деятельности вращается в кругу почти одних и тех же явлений, но постепенно проникает все глубже в их сущность, что позволяет принимать ему все более и более ценные решения.
Непрерывность профессионального образования на протяжении всего периода его деятельности в избранной области имеет целью перехода от одного уровня знаний к последующему, более высокому.
Необходимо всегда помнить, что на всех уровнях учебной работы следует освобождаться от изучения справочного материала, ограничиваясь информацией о его существовании.
Общеизвестно, что инженерные знания представляют собой систему знаний из многих дисциплин. В специальных дисциплинах синтезируются знания, полученные при изучении общенаучных дисциплин (физика, математика) и общетехнических (теоретическая механика, электротехника и т.д.).
Превращение знаний, полученных из базовых дисциплин в комплексное, системное инженерное знание, должно осуществляться в процессе их изучения.
Студент, поставленный в основном в условия приобретения готовых знаний, постепенно теряет свою природную активность и стремится не столько к самостоятельной работе мысли, сколько к получению готовых рецептов.
Несмотря на свой низкий КПД, лекция остается основным видом обучения в вузе, так как она дает возможность студентам воспринимать и усваивать материал в более короткие сроки и обеспечивает активную мыслительную работу во время занятий. Нужно только, чтобы лекция не включала излишний фактологический, вспомогательный, справочный и подсобный материал: дополнительной информацией студент должен пользоваться самостоятельно. Согласно С.И. Архангельскому лекция должны быть «компасом в мире информации”, своеобразной инструкцией к самостоятельной работе.
Вторым (после лекции) этапом совершенствования учебного процесса является эффективная организация самостоятельной работы. На этом этапе необходимо только обеспечить прочное усвоение воспринятой учебной информации. Хорошо организованная самостоятельная работа обеспечивает переработку знаний в умения и навыки. И вообще самостоятельная работа - основа всякого образования и, прежде всего, высшего.
Развитие самостоятельности человека – при обучении происходит успешно тогда, когда он видит результаты обучения, будучи поставленным в надлежащие условия.
Педагогическая практика убеждает, что знания, добытые собственными усилиями, во много раз прочнее, чем знания, поданные в готовом виде, а умение самостоятельно получать новые факты способствует формированию творческого мышления. Выпускаемые ВУЗом специалисты должны стремиться стать «искусными организаторами”, которые согласно А.К. Гастеву (выдающийся специалист по НОТ) это те,
« «кто может развернуть ДЕЛО в сжатых положениях: в ограниченном куске времени; на очень ограниченном, небольшом пространстве; с небольшим количеством инструментов; с ограниченным материалом».
Доверившись ВУЗу (в т.ч. и определённому) и преподавателям студент считает, что его обучают наилучшим образом, т.е. кратчайшим путём ведут к цели – к хорошим, прочным знаниям.
Рациональная система преподавания непременно должна ставить студента в условия, способствующей активизации его познавательной деятельности. Шкала качества знаний такова: внизу расположены знания, полученные путём механического запоминания (чего живая жизнь не знает вовсе), а вверху – знания, добытые в результате сложного процесса мышления.
При воспитании в интеллектуальных «шорах» получается структура эрудированной личности. Обстановка же интеллектуальной свободы – приводит к образованию творческой личности».» « »
Рациональный метод подготовки должен включать работу с книгой, как с основным источником информации. Несмотря на бурное развитие в последние годы средств электронной телекоммуникации книга и в XXI веке будет оставаться главным средством обучения, так как на реальном производстве далеко не всегда встречаются сложные электронные системы и средства дистанционной связи.
Выставляемые обучаемым отметки должны стимулировать студента к более активной работе. При этом каждый обучаемый должен рассчитывать при качественной и успешной работе на самый высокий балл.
Главное в работе любого педагога помочь студенту достигнуть своего максимума.
С воспитательной точки необходимо приучить каждого человека к планомерной работе.
При проверке качества знаний следует ориентироваться не только на конечный результат решения той или иной задачи, но и также и на процесс его получения.
Совершенно не допустимо перегружать студента информацией сверх его возможностей. Это приводит часто к обратному результату. Известны многочисленные случаи, когда круглые отличники ничем не проявляют себя в реальной жизни, а бывшие троечники добиваются выдающихся результатов во многих сферах.
Отбор материала для учебного процесса – один из самых ответственных в современной педагогике.
Поэтому необходимо подвергнуть ревизии подход, когда общественное мнение по старинке преклоняется перед «ходящими энциклопедиями», ибо будущим творцам новой техники и технологии нужно иное.
Особенности памяти эрудита и творческого работника различны. Постоянно действующий механизм ассоциаций даёт последним несомненные преимущества, повышая вероятность получения той комбинации, которая именуется открытием.
В чём заключается творческая работа?
Кратко это можно интерпретировать так:
- смотреть, чтобы понять;
- задавать постоянно самому себе вопросы;
- давать определения, чтобы уточнить расплывчатые понятия;
- попарно комбинировать понятия;
- переносить понятия из одних сфер в другие;
- представлять себе объекты в неожиданной обстановке.
Многочисленное анкетирование на вопросы: «…чем занимается творческий человек и что стимулирует его деятельность? »Установило, что среди самых важных стимулирующих факторов оказались парадоксальные ответы:
- утреннее лежание в постели;
- утренняя прогулка;
- воскресная загородная поездка, рыбалка (охота).
Оказалось, что просто утренняя ходьба – хороша для здоровья, а медленная для творчества.
Творчеству же мешают:
- рутинная работа;
- и постоянная «текучка дел».
Существует классический пример «информационного вакуума» – производственные совещания.
Психологи также установили, что если вы будете одновременно критиковать и творить, у вас не получится ни достаточно охлаждающей критики, ни достаточно воспламеняющих идей.
Примером этого может служить история, случившаяся в 50-х годах с прославленным теперь самолётостроительным ОКБ Сухого П.О. Это опытно-конструкторское бюро было разогнано при Сталине и возродилось после смерти в 1953 году. Но ветеранов Сухому не вернули за исключением нескольких человек, велели опереться на зеленую молодежь, в основном на распределенных выпускников МАИ. Сами ветераны вернуться не могли вследствие действующих в то время суровых законов военного времени.
П. Сухой поступил парадоксально – просто дико по тогдашним «убеждениям”. Он максимально ослабил дисциплину: ходи молодежь по КБ, заводу, ни у кого не отпрашиваясь, заседай хоть в курилках часами, болтай там с кем угодно, но порученное дело сделай – кровь из носа!
Эта вольность (понятно, что не только она) помогла любознательным молодым в будто бы болтовне быстро перенять драгоценный опыт немногих вернувшихся ветеранов, их инженерное искусство, включая и их жизненный опыт, особенно нелишний в творческой деятельности.
В результате чего СУ-7 был сделан вовремя ослабленным на первых порах ОКБ, были опережены другие именитые фирмы, получивших в порядке конкурса аналогичные правительственные задания.
Научно-популярная литература, пресса имеют порою целью, наряду с просветительской, ту же ускоренную передачу драгоценного опыта уходящих поколений, передачу по возможности в легко воспринимаемой форме, как бы в «болтовне”.
НОТовцы учитывая сии факты, стараются больше внимания уделять организации кулуарных встреч, и для этого нужно создать соответствующие условия, что делается на ряде передовых, новаторских фирмах:
• свободный режим работы;
• расположения учреждения в «зеленой зоне »(не забыты клумбы и спортивные площадки);
• есть множество боксов, в любом из них можно уединиться. Взяв ключи, и превратив его в маленький кабинет;
• везде (включая буфеты, столовые) установлены грифельные доски, на столах пишущие, копировальные, счетные машинки и пр.;
• библиотека открыта с утра до ночи;
• творческий работник может работать в институте, ездить в другие организации, сидеть дома, уединяться за город (лес, горы, на море…). Но в рамках достаточно большего отчетного периода должен выдать «п-ое »число оригинальных идей, пригодных для использования и перепродажи;
• одновременно создаются временные трудовые коллективы, которые после решения задачи расформировываются.
Психологи обратили внимание, что просмотр картин, отражает интеллект и является индикатором профессиональной специализации.
Творческих личностей привлекают картины, заставляющие думать и вызывающие неожиданные ассоциации.
Замечено, что в условиях информационных перегрузок все стремятся к тишине, при этом каждый хочет оградиться от соседей и сослуживцев.
Человек отличается от других живых существ тем, что обрабатывает семантическую (смысловую) информацию и не может существовать в семантическом информационном вакууме.
Одним из факторов низкой эффективности обучения иностранным языкам является то обстоятельство, что язык это средство общения и быстро научиться иностранному языку можно только в общении, испытывая постоянную потребность что-то давать или что-то получать.
Современное общество в своем развитии очень нуждается в творческих личностях.
Доказано, что творческая способность более воспитывается в детском, раннем отроческом возрасте, чем наследуется. Это указывает на необходимость правильного рационального обучения в юном и молодом возрастах.
Учитывая факты постепенного угасания знаний, умений, навыков из-за отсутствия постоянного систематического пользования необходимо обеспечивать постоянные упражнения и тренировки. Первыми угасают навыки, так как они нуждаются в ежедневной многочасовой тренировке (пение, игра на музыкальных инструментах, спорт), затем постепенно «угасают »умения, последними исчезают нужные знания.
Наверно, нет никакой необходимости откладывать знания «про запас »в надежде, что они когда-нибудь пригодятся. Скорее целесообразнее в процессе обучения необходима постоянная ежедневная и порою многочасовая тренировка и упражнение таких личностных качеств как:
• целеустремленность;
• умение рационально работать с различными источниками информации, прежде всего с книгой (при чтении использовать методы «сканирования», «скимирования», «скипинга » и др.);
• развитие деловой активности и высокой работоспособности;
• медитационная сосредоточенность;
• повышенное внимание (попутно ведет к улучшению памяти);
• творческая и деловая активность;
• абстрактное, логическое и образное мышление;
• повышенная чувствительность и восприимчивость к приобретению новых знаний и многое другое.
В качестве парадоксальных моментов в структуре образования можно отметить такие обстоятельства:
- Х. Рембмайром (Германия) составленные специальные карты, на которых отмечены районы с наиболее интенсивным появлением выдающихся людей. Карты свидетельствуют, что таланты прорастают в точках напряженного духовного общения (глухие места с однородным составом населения, менее всего благоприятны для становления творческой личности). Преимущества имеют портовые города, а также пункты пересечения торговых «артерий», т.е. центры, представляющие пеструю смесь «одежд , лиц, племен, наречий, состояний…» ;
- при творческой работе и исканиях полезно обогащать себя результатами других исследований, желательно из неродственных областей (подобный фактор следует и использовать при составлении расписания занятий и домашней самоподготовке: чередовать занятия разнородными дисциплинами). Согласно наблюдениям А. Пуанкаре: среди комбинаций ответов самыми плодотворными оказываются те, элементы которых взяты из наиболее отдаленных друг от друга областей. У Дж. Пойа большего уважения заслуживает исследователь, обнаруживший между ними связь;
- при формировании творческой личности и способностей большую роль играет «культурный фон» эпохи, формирующий не просто личность ученого, педагога, специалиста, а также их научные воззрения, приемы и методы исследовательского поиска, их творческий потенциал;
- засвидетельствована порою «отрицательная роль »обширных знаний в различных областях науки и техники. Так У. Рамзай отмечал, что слишком обширные знания в специальной области, скорее становятся препятствием в процессе научного творчества, чем помогают ему.
Чрезмерная эрудиция ведет к утрате способности осознать частную задачу, как общую.
При обилии знаний специалист (в большей мере узкого профиля) порою заслоняет в исследователе разносторонне мыслящую личность, угнетает фантазию, которая скорее посещает человека, не обремененного обширными знаниями. Можно сказать «шестерни воображения вязнут в избытке знания». Так В. Гамильтон (автор гиперкомплексных чисел) – прежде чем решить какой-либо вопрос имел обыкновение основательно знакомиться с имеющийся литературой (много читал и делал обширные выписки), в он часто обнаруживал в доведении исследований до конца: накопленный материал как бы подавлял его. По мнению его биографа: «читай он меньше, то создал бы больше».
Эти факты одно из объяснений того, что больше открытия и крупные изобретения делаются в молодом возрасте, часто не превышающим 30 лет;
- но особенно впечатляют многочисленные факты из биографий крупных ученых и изобретателей, когда больших научных и технических успехов достигают люди, получившие базовое образование в других сферах науки и человеческой деятельности (Таблица № 1).
Факты резких переходов специалистов гуманитарного профиля в естествознание и из технических сфер в гуманитарные рельефно говорят о значении «дилетантизма » (в лучшем смысле этого слова). Особенно успеха добиваются специалисты, меняющие общественно-гуманитарные сферы (отсюда видна большая роль основательной базовой гуманитарной подготовки для специалистов технического профиля) и «переходящие» в естественнонаучную область, по сравнению с теми, кто переходит в близкие области знаний.
Представители гуманитарного знания оказываются удачливыми в точных науках и потому, что они не связаны жесткой дисциплиной однозначных решений, которую несет с собою учеба в области точных наук. Гуманитарное образование приучают к разнообразному толкованию одного и того же.
Словом специалисту следует приобрести свойство личности – отвлекаться от знаний, определяющих его узкий профиль, приобрести умения «расслабится »и проявить «недисциплинированность »в оценке исследовательской задачи, т.е. необходимо посмотреть на свой предмет глазами стороннего наблюдателя.
Психолого-педагогической наукой также установлено, что обучаемые уверено, решают задачи, предъявленные в обобщенных структурах (с помощью абстрактных объектов: треугольников, квадратов, рычагов и пр.), чем когда это же содержание задано в конкретных формах (земельными участками, площадями квартир и т.п.). Это связано с тем, что конкретизация разрушает принцип абстрактного рассуждения, который признан, прививать навыки логического мышления. При этом утрачивается умение схватывать структуру текста, упрощать его понимание, а вместе с этим и умение решать познавательное задание.
Умение варьировать задачу – показатель возможностей интеллекта.
Видоизменение исследовательской задачи и понуждает ученого и специалиста мобилизировать при ее решении все наличное знание, заглянуть в закоулки памяти, пробуждать к активному использованию разнородную информацию.
Благодаря этому удается извлечь из наличных сведений механизмы ассоциаций и привлечь их к решению проблемы.
При уяснении сути проблемы ее нужно упростить, довести до абстрактно-обобщённой формы с возможно меньшим числом параметров.
Главное – задача должна быть поставлена четко, однозначно и сжато.
СПИСОК
фамилий ученых «всех стран и народов», внесших исключительный вклад в развитие различных наук и получивших базовое образование в других сферах.
Таблица № 1
Фамилии учёных Страна Базовое образование Область знаний, где он обессмертил своё имя Примечание
Луи Пастер Франция Химическое Медицина, микробиология Профессор химии
Парацельс (Филипп Ауреал Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм) Швейцария Медицинское Химия
А. Лавуазье Франция Юридическое Химия
Г. Гельмгольц Германия Медицинское Физика
Н. Коперник Польша Юридическое Астрономия Медицинское
Т. Браге Дания Юридическое Астрономия
Р. Майер Германия Медицинское Физика Закон сохранения энергии
Г. Швабе Швейцария Медицинское Астрономия
В. Струве Россия Филологическое Астрономия, математика
П. Гассенди Франция Философское Астрономия, физика Священник
Э. Хаббл США Юридическое Астрономия Открыл «Красное смещение”
И. Кеплер Германия Медицинское Астрономия
Д. Гершель Англия Астрономия Химия
В. Гершель Англия Музыкальное Астрономия Учитель музыки, органист
Ф. Бессель Германия Самоучка Астрономия, математика Торговец, купец
А. Холл США Самоучка Астрономия Плотник
Д. Фабрициус Нидерланды Теология Астрономия
К. Гаусс Германия Филология Математика Король математиков
Л. Эйлер Германия Россия Филологическое Математика
М. Фарадей Англия Самоучка Физика Химия
Ф. Шиллер Германия Медицинское Литература
Омар Хайям Средняя Азия Гуманитарное Математика
В.Лейбниц Германия Гуманитарное Естественные науки Энциклопедист
В. И. Даль Россия Медицинское, морской офицер Филология
А. П. Чехов Россия Медицинское Литература
В. В. Вересаев Россия Медицинское Литература
М.А. Булгаков Россия Медицинское Литература
А. А. Беляев Россия Медицинское Литература
И. Грассман Германия Филологическое Математика Векторный анализ
П. Ферма Франция Юридическое Математика
Р. Фишер Англия Биологическое Математика
У. Эшби Англия Медицинское, психиатр Кибернетика
Ж. Фабр Франция Самоучка Биология, энтомология
А. Авогадро Италия Юридическое Физика, химия
Отто фон Гереке Германия Юридическое Физика
Х. Гюйгенс Германия Юридическое Физика
Ч. Таунс Англия Гуманитарное Физика
Г. Плеханов Россия Горный инженер Социальные науки
Сен Симон США Естествознание Социология
П. Лавров Россия Артиллерийский офицер Социология
М. Бакунин Россия Военное Социология
Г. Кирхгоф Германия Химическое Физика
Р. Бунзен Германия Физическое Химия
Х. Эрстед Дания Химическое Физика Профессор химии
В. Франклин США Филологическое Физика Государственный деятель
Г. Кавендиш Англия Физическое Химия
П. Лебедев Россия Гуманитарное Физика
Ш.Рамануджан Индия Самоучка Математика
М. Ломоносов Россия Гуманитарное Естественные науки Энциклопедист
Улугбек Средняя Азия Гуманитарно-политическое Астрономия, математика
Абу али ибн Сина Средняя Азия Гуманитарное Медицина Энциклопедист
А. Югов Россия Медицинское Литература
И.А.Каримов Узбекистан Техническое (сельхоз.машины) Экономика, политология первый-Президент Р Уз
И. М. Губкин Россия Гуманитарно-педагогическое Геология нефти Академик, вице-президент АН СССР
В.Я. Мостович Россия Химическое Цветная металлургия Профессор Томского университета
Д.Джоуль Англия Пивовар Физика
А.И.Куприн Россия Военное Литература
Н.Г.Гарин-Михайловский Россия Техническое Литература Инженер-путеец
А.И.Солженицын Россия Физико-математичнское Литература Нобелевский лауреат
П.Н.Яблочков Россия Военное Физика Поручик Киевского саперного батальона
Кир Булычев Россия История Литература Игорь Можейка
В.В.Филатов Россия Геофизическое Литература Специальная и техническая
Свидетельство о публикации №223032000868