Черкесские этюды. Нана. Красота по-черкесски

Не Нана, как у Золя с ударением на последнем слоге, а нана, то есть бабушка по-черкесски, с ударением на первом. Моя нана даже в старости была красавицей и сама хорошо это знала. Иногда я замечала, как на нее смотрел дед, который всю жизнь , наверное, себя спрашивал, как ему повезло, как ему досталась такая красивая и высокородная? Последнее весьма чтилось у черкесов, поскольку, как известно, от осинки не рождаются апельсинки,  поэтому важен не только некий генный набор, культивируемый столетиями, но и система воспитания в семье.
Обычно  девочку в национальной семье должны были воспитывать так, что у нее на лбу должно было скоро, подобно невидимой татуировке, запечатлеться что-то вроде « и не думай», или « я не такая», а то, еще того хуже, « оставь надежду, всяк сюда смотрящий». Якобы именно это должна демонстрировать истинная черкешенка, поэтому ко многим девушкам просто страшно было подступиться, хотя времена и нравы во многом поменялись. Через некоторое время действительно исчезали достойные претенденты на руку и сердце, и часто такая девушка в итоге доставалась дураку, для которого визуальные шифры мало что значат, да и соизмерить свои желания и свои возможности  для него – вещь весьма затруднительная, а то и невозможная. У девушки, считала нана при всем своем аристократизме, такой печати не должно быть, она как бы оценивающе должна демонстрировать: если ты герой, я посмотрю. Но пока ты это не доказал, не подходи близко.               
      Хорошо помню уроки бабушки: громко не смейся, улыбка должна показать только краешек зубов, потому что во весь рот скалятся только лошади. За столом в гостях никогда не ешь, а пробуй еду, и делай это весьма деликатно. Бабушка трапезу вообще считала весьма интимным процессом, а раздельное застолье по принципу мужчины – женщины находила единственно верным. Те, кто думает, что у нас женщину не уважают и потому не сажают за мужской стол, считала бабушка, ничего не понимают. Все ровно наоборот. Мужчины могут выпить лишнего за столом, у них может вылететь  нечаянно слово, не предназначенное для женских ушей. Они могут громко разговаривать, чего нельзя категорически делать женщине. Более того, чтобы сохранить уважение к мужчине, женщина должна быть изолирована от него, когда у того слабеют тормоза сознания. А что этому способствует больше, чем алкоголь?
    Запреты бабушки были многочисленны: не дружи с недостойными и не входи с ними ни в какое общение, кроме вежливого приветствия, не смотри мальчикам в глаза прямо и долго, никогда не участвуй в сплетнях, никому не жалуйся -  не помогут, а уважать перестанут. Сор из избы выносят только глупые женщины, умная,  даже разведясь, на все вопросы ответит: так получилось. Любого мужчину, считала бабушка, женщина может и поднять, и опустить, не зря в народе говорят: опущенного всем аулом мужчину жена может снова поднять на высоту, а вот если жена тебя опустила, здесь не поможет никакая сила.
        В семейной жизни от женщины зависит очень много: даже если тебе в мужья достался непутевый сморчок, подними его так, чтобы он почувствовал себя королем, и настанет момент, когда он не захочет совершать плебейские поступки. Хорошим людям не надоедай, пусть твое присутствие везде будет праздником, с плохими старайся держать наиболее возможную дистанцию, никогда ничего не выясняй, только еще больше запутаешься.
     Не давай повод против себя бранчливой свекрови, молча выслушай и делай свое дело, если она несет явную чушь. Будь щедрой, не держись за вещи, всегда найди повод сделать большему количеству людей маленькие подарки, когда обед в складчину, первая выложи свои продукты. Это не значит, что можно быть мотовкой, только неумная женщина спускает все, что принес в дом ее муж, заработав это нелегким трудом. И все в таком роде, что и являлось женским дворянским воспитанием у черкесов. А, как известно, все нормы морали, равно как и этикетные нормы, идут сверху вниз, от знати к простолюдинам. 
   Нана уделяла огромное внимание своей внешности и вообще культивировала красоту во всем. Например, считала она, кожа женщины по мягкости и нежности должна сравнивааться с крымской ватой, а по белизне с «калмыкъ бжьэхуц», то есть калмыцкая вата. Женское тело должно напоминать пену молока, загар, смуглая от природы кожа, натренированное тело – это все  есть атрибуты простолюдинок, аристократка же должна быть «ущызык1эщ1эплъу» - буквально: «прозрачная плоть».
    Очень важны женские брови, их конфигурация, высота и густота , черкесы               
ценят тонкие брови вразлет подобно хвосту ласточки, имеющие форму
 полумесяца.   Образ женщины в ее сознании образовывал  прочную связь с такими понятиями, как красота, чистота, целомудрие, ее культ был  неотделим от культа прекрасного: она красиво говорит, танцует, ходит, сидит, одевается, красноречие женщины, изящество ее поз и движений, красота ее костюма воспеваются в песнях:
Ее серебряный нагрудник атласом сверкает,
Из атласа желтого ее рукава,
Луна, что на небе - ее лицо.
Белолицая красавица величаво ступает,
На подушке сидишь - голубка,
Выпрямишься – львица.
У светлорукой у нашей, чей подол платья в золоте,
Шея подобна косульей,
Шелк нежный - ее кожа,
Брови - ласточки крылья,
 Тебя родившую мать Бог да вознаградит.               
В этой связи вспоминается, что красота черкешенок привлекала одинаково людей Востока и Запада именно тем, что в этом этническом типе гармонически объединились духовные и физические черты в органическом единстве и в высшем проявлении, что соответствует классическому определению прекрасного как совершенного в своем роде, она привлекала всегда внимание художников, писателей и поэтов. И в мировой художественной культуре, особенно в поэзии, мы находим шедевры, посвященные женской красоте, красоте черкешенки., к примеру Байрон в поэме «Гяур» дает образ дочерей Черкессии,  прекраснейшей птицы Франгистана.
  Для наны очень важна была женская походка. Походка красивой женщины уподоблялась походке грациозных лесных зверей:
изящной, как у лани, плавной, как у лебедя,
 так ходили княгини – надменно и плавно, глядя поверх голов. Ценилась мягкая, скользящая, кошачья походка - «ступает мягко, подобно кошке», Всячески критиковалась неженственная походка, и таких существовало множество: переваливается, как селезень, вышагивает, как журавль, выступает, как коняга, еле плетется, как старая кляча и тому подобное.   
  Нельзя обойти вниманием женские глаза и волосы в контексте бабушкиных представлений о красоте. Вопреки распространенному мнению, предпочтение отдавалось не ярко-черным глазам, а приглушенно-карим, чей взгляд был мягким и лучистым, а вот тяжелые черные волосы она считала лучшим украшением девушки. Пожалуй, волосы были самым ярким акцентом девичьей красоты, поскольку нана, как и все черкесы, предпочитала все «серебряное золотому», то есть не яркий блеск, не ослепительное сияние, а приглушенную красоту, в которую нужно было всматриваться и которая никогда не надоедала, не вызывала привыкание. Есть  в языке термин «нзщ1эпч1э», то есть вызывающая всеобщее внимание, бросающаяся в глаза.  Это негативное определение в буквальном смысле слова означает « прыгает в глаза».
  Что касается представлений об идеале телосложения, они   менялись  со временем, но современное представление о красивой женской фигуре вызвало бы усмешку у моей наны. Девушка должна была выглядеть как тонкая ива, как тростиночка, лишенная всяческих выпуклостей, фигура же с обозначенной грудью и бедрами считалась телосложением женщины-матери.
   Поэтому в восемь лет аристократкам надевали так называемый куэншыбэ – плотный корсет из кожи с двумя деревянными дощечками вдоль позвоночника, которая мешала груди развиваться, и который не снимали даже во время купания. Корсет носился вплоть до замужества и дарил своим обладательницам тончайшую талию. К примеру, в Санкт-Петербургской кунсткамере  хранятся два корсета черкешенок, объём которых составляет 48 и 52 см соответственно.
   Важнейшее условие женского телосложения – его четкие и правильные пропорции, которые важны и для сохранения физического здоровья, и способствовали вынашиванию, рождению и кормлению детей.  А как же корсет, спросит кто-нибудь. Так вот, после замужества корсет снимался, грудь быстро приходила в нужную форму и практически не было случаев, когда ребенок оставался без грудного вскармливания, зато женщина до старости оставалась стройной, с небольшой грудью, которая долго не теряла форму. Даже замужняя женщина считалась некрасивой, негармоничной, если у нее была большая грудь, а полнота не допускалась совсем как в женском, так и мужском телосложении. Поэтому даже мебель в доме была соответствующая, к примеру, стульчики, на которых сидели во время трапезы, были так шатки и неудобны, что засиживаться за едой не представлялось возможным. 
  Кроме того, нана постоянно рассказывала мне  о своей семье, своей матери, которую она рано потеряла, и которую считала женским идеалом. Помню один из этих рассказов. Нана, тогда еще маленькая, со своей мамой на повозке, запряженной волами, ехали в соседний аул к родственникам. На волах потому, что никто не стал бы унижать лошадей, впрягая их как тягловый скот. Вот они неспешно двигаются, с двух боков их сопровождают два всадника, кроме возницы, конечно, и вдруг они почти догнали такую же арбу, где на коврах, постеленных на мягкое сено, сидели две интересные дамы, правда, в сопровождении только одного всадника. Надо сказать, что в то время дороги были почти пустынными, редко кто попадался на пути, и, согласно хабза, черкесскому этикету, моя прабабушка попросила одного из всадников подъехать к ним и спросить, какого они роду и нужна ли им какая-нибудь помощь. Но в тот момент, когда всадник  тронулся, услышала женский смех и приказала : - Вернись!  Потому, что  не заслужили женщины, которые громко смеются, того, чтобы им оказывали уважение…


Рецензии
Шарман,как у горянок Чечни,но?(хотя времена и нравы во многом поменялись)Куда уж более(( К стати Нана по Чеченский мать,может правы те кто пишут,что до монголов и тимуридов,до России,жили от каспия до черного моря,родственные племена! А сейчас смещались с тюрко язычными!

Нарт Орстхоев   04.02.2024 07:39     Заявить о нарушении