Метод простых и сложных итераций в учебном процесс
ПРОСТЫХ и СЛОЖНЫХ
ИТЕРАЦИЙ
В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ХХ1 века
.
ИТЕРАЦИЯ (лат. «повторение») Результат применения какой-либо операции, получающийся в серии аналогичных действий.
Осуществляемое в течение многих тысячелетий обучение различных поколений молодежи характеризовалось как определенными успехами, так и досадными педагогическими неудачами. Проводимые структурные изменения в системе образования в разные годы в ряде стран мира приводили как к определенным сдвигам в развитии данного общества, так сводили на «НЕТ» достижения прошлых эпох. Трансгрессивные периоды в жизни человеческого общества сменялись периодами «застоя», регрессии, «темноты», инквизиции, мракобесия... Так, например эпоха Возрождения сменялась периодом дикого мракобесия и дремучего средневековья.
Последние столетия характеризуются значительным прогрессом многих сторон развития и жизни общества, где не последняя роль принадлежит рациональной системе обучения. Учебный процесс ХХ и ХХ1 столетий существенно отличается и должен отличаться от процесса обучения прошлых эпох и столетий. Период колоссального роста информационных носителей и появления многообразных сфер деятельности обусловил существенную перестройку всей системы образования – от самого её низа и до его возможного верха.
Сейчас путь от начального обучения ( всеми элементарно необходимыми сведениями) до высот максимального уровня развития науки и культуры необ-ходимо человеку проходить в максимально сжатые сроки, отведенные ему для этого жизнью. Времени на неторопливую «раскачку» у него - больше нет.
Проведенные в нашей стране существенные структурные изменения на верхних этажах обучения ( высшая школа) требуют быстрейшего освоения всех премудростей изучаемых специальностей и, по возможности, в самые короткие сроки…Быстрое прохождение обучающей дистанции возможно в случае применения на практике оптимальных по затратам времени и эффективных по качеству усвоения - методов, способов, приемов и средств обучения.
В частности, применяющийся при обработке материалов технико-мате-матического склада метод итераций может дать неплохие результаты и в структуре вузовского обучения
Принимая согласно Б.С.Алякринскому положение, что обучение сродни плаванию по бурной реке на весельной лодке против течения – «стоит только приподнять весла, как тебя быстро относит далеко назад». Поэтому обучение должно быть построено так, чтобы такие «относы» были бы минимальными, а движение к конечной цели было бы наибыстрейшим и привязано прочным.
Тут возможно использование итерационных действий, когда в процессе последующих шагов осуществляется полная или частичная корректировка выполняемых действий. ( Так, в частности, при обучении магистрантов, пришедшим на данную специальность из других сфер специализированного обучения, требуется пройти обучающий путь в максимально сжатые сроки).
Для этого обучающий процесс необходимо перевести на отдельные модули, последовательно усложняя каждый последующий обучающий шаг при достижении конечной цели - высокого уровня («мирового стандарта обучения»).
Так, например, в начале обучения ( первая отправная точка) по отдель-ным узловым темам изучаемой дисциплины обучение следует начинать с про-стейших вариантноционных изложений ( например, как это делается в научно-популярных статьях и книгах.. . при освоении исходного материала), затем следует переходить на уровни средней сложности, а после некоторого закрепления «уровня обученности», то переходить в обучении на более усложненные ступени изложения учебного материала…
Последовательное наращивание сложности учебного материала позволяет
быстро осваивать необходимые сведения, переводя их из состояния понимания на уровень практического действия ( умения – навыки, и даже творческого применения, рационализации и изобретательства ).
Поэтапное совершенствование умственных действий от простых, порою «банальных» истин до глубоких абстрактных обобщений и понятийных заключений – это на сегодняшний день стратегически - тактическая форма педагогической работы…
Причем такое модульное обучение можно осуществлять как по отношению к отдельным разделам ( темам), так и при освоении всей учебной дисциплины. Причем, пути освоения учебного материала, могут быть как путями линейно простого продвижения, так и осуществляться по иерархически сложным и разветвленным траекториям движения, ориентированным в т.ч. и на индивидуальные возможности каждого конкретного обучаемого, которые могут пройти весь путь обучения от «малознания» до самых высоких вершин изученности, и даже покорить свой «Эверест». Продвижение к вершинам знаний возможно по своеобразной обучающей «лестнице», с остановками для «закрепления». Когда одни знания ( более сложного вида) как бы «наматываются» (накладываются) на другие знания (более «упрощенного типа»), по принципу «снежного кома» или эффекта «вращающейся и расширяющейся многовитковой спирали»...
Задача каждого преподавателя современной высшей школы провести своих подопечных к вершинам знаний по более быстрому и короткому, а, сле-довательно, и более оптимальному пути, сочетая при этом формы группового (массового) обучения с методами индивидуальной работы, к коей следует отнести и рационально организуемую самостоятельную работу, а также исполь-зовать на всех этапах обучения и при любых формах научения весь арсенал имеющихся современных технических и материальных средств.
Опыт ряда педагогов нашей республики показал эффективность такого подхода в обучении и он, в какой-то мере, является видоизмененной формой обучающей программы, уже доказавшей свою высокую эффективность в работе таких педагогических гигантов как лучший учитель б. СССР Шаталов В.Ф и акад.АПН Талызина Н.Ф.( поэтапное совершенствование умственных действий).
Педагогический эксперимент
продолжается
________________________________________
Новые педагогические технологии - повышение активной роли обучаемых ( школьников, студентов, курсантов…слушателей)
В современных условиях, когда модернизация знаний стремительна, а старые знания быстро устаревают, единственным выходом для получения высокой квалификации и поддержании ее на профессиональном уровне является массовое освоение новых педагогических технологий, формирующих активную роль обучаемого.
Одна из основных задач - сформировать у обучаемого профессиональные навыки самостоятельной работы со знаниями.
Это значит: уметь точно формулировать проблемы; быстро, эффективно собирать и оценивать информацию; выявлять в проблеме традиционные подходы и противоречия; самостоятельно формировать альтернативные взгляды на проблему; гарантированно придумывать новые идеи и предлагать оригинальные варианты решений проблем.
Основой для повышения активной роли обучаемых должны стать информационная культура и навыки коллективной практики управления знаниями, базирующиеся на информационных технологиях и системах гибридного интеллекта.
________________________________________
Педагогические технологии, основанные на активной роли обучаемого студента
Современные требования модернизации образования и развития единой информационной образовательной среды формируют парадигму активного обучаемого, взамен старой парадигмы пассивного обучаемого.
При пассивной роли обучаемого(студента):
• преподаватель, являясь главным действующим лицом образовательного процесса, преподает группе обучаемых студентов полный комплект учебного материала по заданному этапу обучения;
• обучаемые, получив теоретическую основу заданного этапа, работают с ней и закрепляют полученные знания;
• преподаватель контролирует процесс закрепления знаний (семинары, лабораторные работы и т.п.) и после этого экзаменует обучаемых, чтобы затем перейти к новому этапу обучения.
При активной роли обучаемого ( и студента):
• Преподаватель является, прежде всего, консультантом-экспертом и дает обучаемым актуально-проблемное ядро учебного материала, используя современные гипер-медиа средства (Интернет) и коммуникации. В учебный материал входит подробный план необходимых тем, включая список литературы, набор ознакомительных и актуальных статей, ссылки на профессиональные Интернет-источники и т.п. Главное - дать хорошую начальную установку обучаемым и создать условия для самостоятельной проработки темы.
• Обучаемый использует план с первичным учебным материалом для самостоятельного формирования более детального учебного материала. При формировании детального учебного материала он учитывает свои интересы и профиль своей профессиональной ориентации. Обучаемый изучает свой учебный материал в процессе непрерывного расширения и уточнения проблемной базы.
• Обучаемый ( студент) регулярно консультируется с преподавателем. На лекциях и семинарах преподаватель в основном касается ключевых аспектов и обсуждает современные актуальные проблемы рассматриваемой темы.
• Обучаемый( студент) , приобретая знания, демонстрирует их преподавателю. Преподаватель комплексно оценивает способности обучаемого: умение понять проблему, способность собрать соответствующий материал, способность адекватно понять и применить найденный материал, например, оформить его в виде реферата, лабораторной работы, статьи, выступления на семинаре и т.п.
Переход на парадигму активного обучаемого по специальностям, в которых наблюдаются высокие темпы модернизация знаний (менеджеры, психологи и социологи, специалисты по информатике и т.п.) позволяет специалистам всех рангов и возрастов поднимать свою квалификацию до самого высокого уровня.
________________________________________
Свидетельство о публикации №223032100118