Метод простых и сложных итераций в учебном процесс

                МЕТОД

                ПРОСТЫХ и СЛОЖНЫХ

                ИТЕРАЦИЙ

                В  УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ХХ1 века
 

 
 .
ИТЕРАЦИЯ (лат.  «повторение»)  Результат  применения какой-либо   операции, получающийся  в серии аналогичных действий.

Осуществляемое в течение многих тысячелетий  обучение    различных поколений  молодежи  характеризовалось как определенными успехами, так  и   досадными педагогическими   неудачами. Проводимые структурные  изменения  в системе  образования в разные годы   в ряде стран мира приводили  как к определенным сдвигам в развитии данного общества, так  сводили  на «НЕТ» достижения  прошлых эпох. Трансгрессивные периоды  в жизни человеческого общества  сменялись периодами «застоя», регрессии, «темноты», инквизиции, мракобесия... Так, например эпоха Возрождения   сменялась  периодом  дикого мракобесия  и дремучего средневековья.
Последние столетия характеризуются  значительным прогрессом  многих сторон развития и жизни общества, где  не последняя роль принадлежит  рациональной  системе обучения. Учебный  процесс  ХХ  и ХХ1 столетий  существенно отличается  и должен отличаться  от процесса  обучения    прошлых  эпох и столетий. Период  колоссального  роста  информационных  носителей и  появления многообразных сфер деятельности   обусловил  существенную перестройку всей системы образования – от самого  её низа  и  до  его  возможного верха.
Сейчас путь  от  начального  обучения ( всеми  элементарно необходимыми  сведениями)  до  высот максимального уровня развития науки и культуры  необ-ходимо человеку проходить  в максимально сжатые сроки, отведенные  ему для этого жизнью.  Времени на неторопливую «раскачку»  у него -  больше нет.
Проведенные  в нашей  стране  существенные   структурные изменения  на верхних этажах обучения ( высшая школа) требуют  быстрейшего освоения  всех премудростей  изучаемых специальностей и,  по возможности, в самые короткие сроки…Быстрое  прохождение  обучающей дистанции возможно  в  случае применения  на практике  оптимальных  по затратам  времени  и  эффективных     по качеству усвоения  - методов, способов, приемов и средств  обучения.
В частности,  применяющийся   при обработке  материалов  технико-мате-матического склада   метод итераций   может  дать неплохие результаты   и в  структуре  вузовского обучения
Принимая согласно Б.С.Алякринскому  положение, что  обучение  сродни плаванию по бурной реке   на весельной лодке   против течения – «стоит только  приподнять весла, как тебя быстро относит далеко назад».  Поэтому  обучение должно быть построено так, чтобы     такие «относы» были бы минимальными, а движение   к   конечной цели было бы наибыстрейшим и  привязано прочным.
Тут возможно использование  итерационных действий, когда в процессе последующих шагов  осуществляется полная или частичная корректировка  выполняемых действий. ( Так, в частности, при  обучении магистрантов, пришедшим на данную специальность  из других  сфер  специализированного обучения, требуется  пройти   обучающий путь  в максимально сжатые  сроки).
Для этого  обучающий процесс необходимо  перевести  на  отдельные модули, последовательно усложняя  каждый последующий обучающий шаг при достижении конечной цели -  высокого уровня («мирового стандарта обучения»).
Так, например,  в начале  обучения ( первая  отправная точка)  по  отдель-ным узловым темам изучаемой дисциплины обучение следует начинать  с про-стейших  вариантноционных  изложений ( например,  как это делается в научно-популярных статьях и книгах.. . при освоении   исходного  материала), затем следует переходить на уровни  средней сложности,  а  после некоторого закрепления  «уровня обученности», то  переходить    в обучении  на более  усложненные   ступени изложения  учебного материала…
Последовательное  наращивание сложности  учебного материала  позволяет
быстро  осваивать  необходимые сведения, переводя их  из  состояния  понимания  на уровень  практического  действия ( умения – навыки, и даже творческого применения,  рационализации и изобретательства ).
Поэтапное совершенствование  умственных действий   от простых, порою  «банальных»  истин до глубоких  абстрактных обобщений  и понятийных заключений – это на сегодняшний день стратегически - тактическая  форма  педагогической работы…
Причем такое  модульное обучение можно осуществлять как по отношению к отдельным разделам ( темам), так  и при освоении  всей  учебной дисциплины. Причем,  пути освоения  учебного материала,   могут быть как путями линейно простого  продвижения, так и осуществляться  по иерархически сложным  и разветвленным   траекториям движения,   ориентированным  в т.ч. и  на  индивидуальные возможности  каждого конкретного обучаемого, которые  могут пройти весь путь обучения  от «малознания»  до самых высоких вершин изученности, и даже покорить свой  «Эверест». Продвижение  к  вершинам знаний  возможно  по  своеобразной обучающей «лестнице»,  с остановками для  «закрепления». Когда  одни знания ( более сложного вида)  как бы «наматываются» (накладываются)  на  другие  знания (более «упрощенного типа»),  по принципу «снежного кома»  или  эффекта   «вращающейся  и расширяющейся многовитковой  спирали»...
Задача  каждого  преподавателя  современной высшей школы  провести своих подопечных  к вершинам знаний по более  быстрому и короткому, а, сле-довательно,  и более оптимальному пути, сочетая  при этом  формы  группового (массового) обучения   с методами  индивидуальной работы, к  коей следует отнести  и рационально организуемую самостоятельную работу, а также    исполь-зовать  на всех этапах обучения  и при любых формах  научения  весь арсенал  имеющихся  современных технических и материальных средств.
 Опыт ряда  педагогов  нашей республики  показал эффективность такого подхода  в обучении и он, в какой-то мере,  является  видоизмененной  формой обучающей программы, уже доказавшей   свою высокую эффективность  в  работе таких педагогических гигантов  как  лучший учитель б. СССР  Шаталов В.Ф и акад.АПН  Талызина Н.Ф.( поэтапное совершенствование умственных действий).
   
     Педагогический эксперимент
                продолжается

________________________________________
Новые педагогические технологии - повышение активной роли обучаемых ( школьников, студентов, курсантов…слушателей)

     В современных условиях, когда модернизация знаний стремительна, а старые знания быстро устаревают, единственным выходом для получения высокой квалификации и поддержании ее на профессиональном уровне является массовое освоение новых педагогических технологий, формирующих активную роль обучаемого.
     Одна из основных задач - сформировать у обучаемого профессиональные навыки самостоятельной работы со знаниями.
     Это значит: уметь точно формулировать проблемы; быстро, эффективно собирать и оценивать информацию; выявлять в проблеме традиционные подходы и противоречия; самостоятельно формировать альтернативные взгляды на проблему; гарантированно придумывать новые идеи и предлагать оригинальные варианты решений проблем.

   
 Основой для повышения активной роли обучаемых должны стать информационная культура и навыки коллективной практики управления знаниями, базирующиеся на информационных технологиях и системах гибридного интеллекта.
________________________________________
Педагогические технологии, основанные на активной роли обучаемого   студента
 
     Современные требования модернизации образования и развития единой информационной образовательной среды формируют парадигму активного обучаемого, взамен старой парадигмы пассивного обучаемого. 
       При пассивной роли обучаемого(студента):
• преподаватель, являясь главным действующим лицом образовательного процесса, преподает группе обучаемых  студентов  полный комплект учебного материала по заданному этапу обучения;
• обучаемые, получив теоретическую основу заданного этапа, работают с ней и закрепляют полученные знания;
• преподаватель контролирует процесс закрепления знаний (семинары, лабораторные работы и т.п.) и после этого экзаменует обучаемых, чтобы затем перейти к новому этапу обучения.
      При активной роли обучаемого ( и студента):
• Преподаватель является, прежде всего, консультантом-экспертом и дает обучаемым актуально-проблемное ядро учебного материала, используя современные гипер-медиа средства (Интернет) и коммуникации.                В учебный материал входит подробный план необходимых тем, включая список литературы, набор ознакомительных и актуальных статей, ссылки на профессиональные Интернет-источники и т.п.                Главное - дать хорошую начальную установку обучаемым и создать условия для самостоятельной проработки темы.
• Обучаемый использует план с первичным учебным материалом для самостоятельного формирования более детального учебного материала. При формировании детального учебного материала он учитывает свои интересы и профиль своей профессиональной ориентации. Обучаемый изучает свой учебный материал в процессе непрерывного расширения и уточнения проблемной базы.
• Обучаемый ( студент) регулярно консультируется с преподавателем.                На лекциях и семинарах преподаватель в основном касается ключевых аспектов и обсуждает современные актуальные проблемы рассматриваемой темы.
• Обучаемый( студент) , приобретая знания, демонстрирует их преподавателю. Преподаватель комплексно оценивает способности обучаемого: умение понять проблему, способность собрать соответствующий материал, способность адекватно понять и применить найденный материал, например,  оформить его в виде реферата, лабораторной работы, статьи, выступления на семинаре и т.п.
     Переход на парадигму активного обучаемого по специальностям, в которых наблюдаются высокие темпы модернизация знаний (менеджеры, психологи и социологи, специалисты по информатике и т.п.) позволяет специалистам всех рангов и возрастов поднимать свою квалификацию до самого высокого уровня.

________________________________________

 


Рецензии