Как нас хотели разделить

У каждого человека, рожденного в СССР, свои воспоминания о времени, когда Советский Союз распался. Мне тогда было двенадцать лет и политика меня, как и любого подростка, не интересовала. Но ощущение тревоги и какой-то неустроенности было. Возможно, это было связано вовсе не с политической и экономической ситуацией в стране, а с личными обстоятельствами. Незадолго до развала союза наша семья получила квартиру от маминого предприятия, и мы переехали из центра города в загородный поселок. Новая школа, новые одноклассники, с которыми нужно еще уметь наладить отношения - именно эти обстоятельства меня тревожили и беспокоили.
И все-таки мне хорошо запомнился один момент, который очень наглядно показывал, что «работу с населением» тогда вели во всех регионах, баламутили массы, пытались разобщить и рассорить.
Прихожу я как-то в школу, а моя одноклассница, мордовка по национальности, заявляет:
- Русские – в Рязань, татары – в Казань, а Мордовия – мордве!
Понятно, что эти слова она услышала от взрослых, возможно, дома это обсуждали. А меня так поразила нелепость этого выражения, что я даже не стала объяснять однокласснице всю абсурдность её слов. И все-таки что-то неприятно царапнуло. Придя из школы, я поделилась произошедшим со старшей сестрой и она меня успокоила:
- Не слушай всяких дураков, твоя одноклассница даже не понимает, что говорит. Русских в Мордовии больше, чем мордвы, одной Рязани не хватит.
На этом можно было бы считать, что в Мордовии попытка разобщить народ провалилась. Но все-таки в «верхах» что-то еще бурлило, что пытались выдать за сохранение национальной идентичности и самоопределение малых народов. В Саранске на некоторых хлебных магазинах сменили вывески. И вместо привычного «Хлеб», на них красовалась двойная надпись: «Хлеб» и «Кши». Кши – на мордовском хлеб. Но наш народ это новшество воспринял с юмором. Как только это «кши» не обыгрывали. Тем более что, мордовское «кши» и русское «кыш» чем-то похожи.
Сейчас таких вывесок уже и не осталось, наверное. Зато в центре города названия улиц на домах прописаны в трех вариантах: на русском, эрзянском и мокшанском. Возможно, для кого-то это важно.
А еще память из событий тех лет выхватывает отдельные эпизоды, которые тоже дополняют картину происходящего. Наш школьный учитель истории был ярым коммунистом. Состоял в партии, был депутатом. Прекрасно помню, с каким негодованием он воспринимал газетные статьи, развенчивающие миф о «великом» Ленине. Собирал подписи за сохранение Мавзолея. Тогда шли разговоры, что надо Мавзолей закрыть, а тело Ленина похоронить.
Много чего вспоминается о том времени: ваучеры, челноки, новые русские и всё это под хит «Амэрикан бой». Хорошо же нам тогда мозги промывали.


Рецензии
Татьяна!

Как говорят, большое видится на расстоянии.

Много лет прошло с тех, появилось много фактов, случилось событий.
Вы уже не подросток, а взрослая, прекрасная женщина.

И наверное можете объяснить своё высказывание: "Хорошо же нам тогда мозги промывали".

Кто были главные "промывальщики"? И через какие "рупоры"? Все газеты, ТВ были под неусыпным контролем партии и КГБ.

С уважением,

Саша Щедрый   22.05.2023 15:07     Заявить о нарушении
Александр, я ни в 90-ые, когда была подростком, ни сейчас не интересовалась паспортными данными промывальщиков. В нашей семье подобные разговоры не велись. Возможно, мои подруги, семьи которых в 90-ые бежали из Узбекистана и Казахстана, на этот вопрос ответили бы подробнее. Бежали они, как и многие русские, бросив благоустроенные квартиры и хорошую работу. Кем именно насаждалась межнациональная рознь, надо спросить у тех, кто её поддерживал. Например, у той продавщицы в магазине Молдавии, которая отказалась обслуживать мою знакомую, только потому что она заговорила на русском языке.

Татьяна Бегоулова   22.05.2023 15:49   Заявить о нарушении
Татьяна!

Хотел бы дополнить сказанное вами: из Узбекистана выехало кроме русских и огромное количество татар, казахов, украинцев. В 90-е годы и в России было нелегко, а там многие просто голодали.
И многие "не свои национальности" остались жить в Казахстане, Узбекистане, Прибалтике, Киргизии.

А промывали мозги тогда те, кто получил от разделения дивиденды, и кто находится во власти, у кормушек во всех республиках, в том числе в России.
Мы с вами ничего не получили.

Сейчас нам опять "промывают мозги", как вы написали. Не получилось бы так, как с СССР.

Вот вы рассказываете СО СЛОВ, как там в Молдове.

Героиня известного фильма говорила: "Я не знаю, как там в Лондоне ...". Так вот и я. Не знаю, как там в Молдове, я там не бывал, но вот про Украину тоже многие, там не бывавшие, рассказывают, что обратишься на русском - тебе даже не ответят.

Пять лет назад я ездил по Украине. Не помню ни одного такого случая. Украинского не знаю. Да я бы просто умер с голоду. Когда я заболел, семейный врач, совершенно незнакомый, принял меня, лечил, от оплаты отказался.

В одноклассниках разместил песню которую исполняла Э.Пьеха, что слезы людям не нужны, и во всём мире они взяться за руки должны. И приписал: давайте возьмемся за руки, а не за автоматы.

Сотни просмотров от моих товарищей, знакомых, родных - и лишь один отклик.

Между странами, народами всегда были конфликты, недопонимание. Время стирает противоречия, большинство старается забыть и жить больше сегодняшними делами, думать о завтра.

А мы всё расцарапываем и расцарапываем, вспоминаем то битву под Полтавой, а то и набеги печенегов (как мы их отбивали недавно напомнил Путин).

Саша Щедрый   22.05.2023 16:50   Заявить о нарушении
Жить сегодняшним днем и думать о будущем, конечно, хорошо. Но вот и прошлое забывать не следует. Потому что прошлое, это, в том числе, и ошибки наших предков. И вот эти ошибки повторять не следует.

Татьяна Бегоулова   22.05.2023 18:30   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.