Первоклассник Димка

Димка не любил Евгению Тарасовну. Вредная больно была. Могла запросто отругать или погнать тряпкой. Конечно, когда в дошкольной группе тридцать детей, нянечке трудно за всеми уследить. Вот и приходилось держать ребятню в строгости. Справедливости ради надо сказать, что Димка был не из сорванцов, послушный. Однако и ему доставалось “на орехи”. Сегодня было всё по-другому. Евгения Тарасовна с утра навела идеальный порядок в группе и встречала у дверей всех ребятишек ласково и приветливо. Последний праздничный завтрак, и вся группа детского сада уходила в школу в первый класс. Евгения Тарасовна даже прослезилась, глядя, как с аппетитом ребятня уплетает конфеты, пирожное и какао.  Димке стало жалко её, и он подумал:
- Наверное, она добрая.  Только почему-то никогда не показывала это.
В детском саду было хорошо. И всё же он мечтал, как пойдёт в школу с новеньким портфелем и книжками, сядет за парту и будет аккуратно выводить буквы. Наконец этот день настал. Мама купила Димке серый в полосочку костюмчик, чёрные ботиночки и белую рубашку. Девочки красовались в белоснежных фартучках. В косички были вплетены пышные белые банты. Все построились в колонну по два и в сопровождении воспитателя Риты Ивановны пошли в школу. Димка шагал впереди, он был высокого роста, почти на полголовы выше сверстников. Каждый нёс в руках букет цветов. Золотой шар, георгины и даже розы украшали эту колонну. Прохожие останавливались и улыбались, глядя на праздничную процессию. Ещё издали первоклашки увидели школу. К новому учебному году её  покрасили в красивый кремовый цвет. Весь школьный двор был полон  детей разного возраста.  Уже совсем взрослые десятиклассники парни и девушки стояли рядом с первоклашками. Торжественная линейка вот-вот должна была начаться. Ждали только детсадовских и детдомовских, чтобы распределить их  в первые классы А,Б,В,Г и Д. Стали называть фамилии. Распределили всех, и только Димка остался стоять один. Его не назвали. Рита Ивановна забеспокоилась и пошла, выяснить, в чём дело. Она подошла к завучу и спросила:
-Диму Герасимова никуда не распределили. Что за причина?
Завуч, Людмила Ивановна, ещё раз просмотрела свои бумаги и ответила:
-Его нет в списках.
Проверили личное дело, его тоже не оказалось. Как выяснилось, личное дело просто забыли оформить, и Димка остался совершенно один. Его пристроили в дополнительный класс -  первый “Д”.  Туда распределили всех детей из детского дома и  тех на кого не были оформлены документы.   Так Димка Герасимов начал учёбу в первом “Д” классе, который называли детдомовский. Все дети из детдома были одеты в одинаковую форму. Коричневые костюмчики у мальчиков и такого же цвета платья у девочек.  Фартуки сшиты из простой белой ткани без излишеств. У всех девочек была короткая стрижка. На самой макушке волосы собирались в пучок, на который завязывался бант из простой белой ленточки. Даже портфели у всех были одинаковые. Димку посадили на последнюю парту. Его соседом стал такой же высокий, но толстый мальчик Женя. Чуб на его голове разлетался в разные стороны, а  непослушные сопли постоянно текли из носа. Женя вытирал их рукавом своего пиджачка и сопел, когда писал.  При этом так сильно нажимал на перо ручки, что оно пружинило и чернила разлетались по тетрадке в разные стороны. Детдомовцы писали простыми перьевыми ручками.  У каждого была чернильница-непроливайка, которую носили  в матерчатом мешочке. Димке же мама купила авторучку, которая заправлялась чернилами. Детдомовские первоклашки удивлённо  поглядывали на это чудо, а кто-то даже смотрел с завистью и пытался выменять.  Домашних детей в классе было человек десять из сорока. Всех их рассадили вперемешку с детдомовскими детьми. Так оказалось, что впереди Димки сидела девочка. Она была домашняя, но мало чем отличалась от других.  Её звали Катя Веселова. Рыжеватые волосы были туго сплетены в толстую косичку, которую украшал белый капроновый бантик. Димке она сразу понравилась. Он смотрел на Катю и не знал, как привлечь её внимание. Невольно рука его потянулась и дернула за косичку. Девочка ойкнула от неожиданности, повернулась и заплакала. Потом сквозь слёзы проговорила:
-Ты чего дерёшься. Я брату скажу, он тебе задаст.
Он не ожидал такой реакции Кати и, смутившись, потупился. Хорошо, что это была переменка между уроками. Иначе учительница Анна Ивановна сразу бы сделала замечание Димке. Но этим дело не закончилось. Катя действительно привела своего брата Сашу, ученика четвёртого класса. Он был на голову выше Димки и сразу подставил ему кулак под нос.
-Ты чего пристаёшь к моей сестре! - с угрозой сказал Саша и прижал Димку к стене.
Но Димка был не из робкого десятка. Он с силой оттолкнул драчуна и выставил вперёд кулаки. Такого оборота Саша не ожидал и сразу остыл.
-Ещё раз тронешь, получишь! - сказал он вызывающе, повернулся и медленным шагом, не подавая вида, что испугался Димкиных кулаков, пошёл.
Ябедничество Димка не любил с детства. С такими мальчишками он не дружил никогда. Но Катя была девочка, тем более она ему нравилась.  Даже после стычки с братом Димка не обижался на неё.  Катя же была удивлена его смелостью и про себя отметила:
-Может быть, Герасимов и не задирал меня, просто случайно дёрнул за косичку. Мне ведь совсем не больно было.
Потом вспомнила, как Димка встал в боксёрскую стойку перед братом и подумала:
- Наверное, он, всё-таки, хороший и смелый.
Катя украдкой стала посматривать на Димку, но виду не подавала, что выделяет его из всех мальчиков класса. Димка учился прилежно, но до отличника никогда не дотягивал. Катя же была круглая отличница  по всем предметам. В конце четверти всех лучших учеников награждали похвальным листом, а родителей благодарственными письмами. Награждения происходили в актовом зале школы. Димку тоже включили в списки. Он радостно прибежал домой и сообщил матери, что ему должны вручить грамоту за хорошую учёбу. Мать была счастлива и решила сыну сделать подарок. Она купила у соседки голубой костюмчик и жёлтые туфельки. Соседка уже несколько раз их предлагала, но мать отказывалась. Не было денег. И вот теперь всё-таки решила сэкономить, но купить обновку сыну за хорошую учёбу. Димка ни в какую не хотел надевать обновку. Он стеснялся таких ярких цветов. Ведь ни у кого в классе из мальчиков не было голубого костюма, и тем более желтых ботинок. Но мать настояла, ведь вещь уже куплена и стоила не малых денег. Чуть не плача, он оделся и пошёл в школу. В классе был шок, когда все увидели Димку. Кто-то из мальчишек стал хихикать и показывать пальцем на жёлтые ботинки. Некоторые девочки смотрели на него с завистью и перешёптывались. Димка краснел не в силах оторвать взгляд от пола. Ему стыдно было перед Катей за свой девчачий наряд. Наконец начался урок, и все угомонились. Торжественное награждение должно было начаться через полчаса после окончания уроков. Закончились уроки, и Димка бегом пустился домой. Матери дома не было, она ушла на работу. Надо было срочно переодеться, но старый костюмчик был в стирке. Мать его замочила в ванне перед уходом на работу. Димка нашёл старый зелёный свитер с чёрными заплатками на локтях, потертые штаны в которых бегал во дворе и такие же ботинки. Быстро одевшись, он побежал в школу. В классе  теперь никто не смеялся над ним, и он был по-настоящему счастлив. Во время награждения Димка вышел на сцену актового зала под аплодисменты и получил свой похвальный лист. Сидящие в зале учителя  перешёптывались и слегка улыбались, глядя на него. Когда мать узнала, в чём её сын ходил на торжественное вручение, её чуть не хватил удар. Голубой костюмчик и жёлтые туфельки пришлось продать. Третья четверть подходила к концу. В марте солнышко наконец-то окончательно проснулось и начало плавить накопившиеся за долгую зиму сугробы. Кое-где они покрылись корочкой льда, и свисающие  сосульки сверкали всеми цветами радуги, отражая солнечный свет. Зима нехотя уступала свои права, хотя по ночам ещё показывала суровый нрав. По дороге домой после уроков Димка со своим другом Петькой из соседнего класса шли под горку по накатанной ледяной дорожке.  Горка была довольно крутая и очень соблазнительная. Димка и Петька сели паровозиком на портфели и весело поехали вниз по ледяной дорожке. Но одного раза было мало. В общем, катались, пока не промокли до нитки. Снег забился внутрь портфеля, и чернила в тетрадках расползлись грязными кляксами. Дома Димка обнаружил, что авторучка, не выдержала его веса и сломалась пополам. Чернила вытекли и залили учебники Арифметику и Букварь. За учебники Димка не переживал, они почти у всех первоклашек были в кляксах. Но авторучка ремонту не поддавалась. Он попробовал склеить её канцелярским клеем. Безуспешно. Чернила протекали и через некоторое время ручка снова развалилась.
 -Как же сказать маме? – подумал Димка.
Авторучка стоила 70 копеек. Ему было страшно признаться, что она сломалась, когда катались на портфелях. И всё-таки он рассказал, как всё было. Мать не стала его ругать. Она была доброй и очень любила своего сына.
-Дима, сынок, это хорошо, что ты сказал правду, - только и сказала она и погладила его по голове.
 Новую ручку Димке купили, но он навсегда запомнил, шершавые, натруженные ладони своей мамы.
Димка жили с матерью вдвоём. Мать работала на двух работах. С пяти утра до обеда поваром в столовой, а вечером мыла полы в школе. Отца у Димки не было.  Он уехал на север на заработки, когда Димка был ещё маленький, да так и не вернулся. Загулял. Мать не подавала  на алименты, в надежде на то, что он всё-таки вернётся. Любила его очень. С детства Димка был приучен к самостоятельности. Он выполнял по дому разную мелкую работу инструментом, который остался от отца, и помогал матери по хозяйству. Уроки давались ему легко, но иногда проскакивали тройки. Чтобы не расстраивать мать, Димка перочинным ножичком соскабливал оценку в тетрадке. Получалось плохо. Бумага была очень тонкая и, как бы он ни старался, всё равно появлялась дырка. Учительница подчёркивала красными чернилами его художества и рядом снова ставила тройку с надписью “Грязно!”.  Женя, сосед по парте  видел, как Димка подчищает в тетрадке оценки перочинным ножичком и выпросил его на время. На переменке Женя стал вырезать на парте какую-то фигурку. При этом он пыхтел как паровоз и сопел носом.  Димка с интересом стал наблюдать, что получится. Наконец появился контур маленькой машинки, но Женя никак не мог справиться с колёсиками. Лезвие упорно не вырезало кружки. Димка забрал складишок и аккуратно дорезал  колёса. Оба остались довольны, получилось хорошо.
-И чем это мы  занимаемся? – раздался сзади строгий голос Анны Ивановны.
Она уже увидела художество ребят и ждала их ответа. Но они молчали.
-Чей ножик? – спросила она, глядя на Димку.
Нож был у него в руках, он не успел его спрятать в карман.
-Мой, - вздохнул  Димка и потупился.
-Кто из вас испортил парту? – строго спросила Анна Ивановна.
-Я, - тихо ответил Димка.
Женя промолчал и только сопел носом, глядя в пол. В дневнике у Димки Анна Ивановна сделала запись: “Прошу родителей прийти для беседы завтра в школу в 12 часов”. Из школы мать пришла расстроенная. Анна Ивановна показала ей, чем занимается Дима на переменах и сказала,  что парту нужно покрасить заново.  Матери пришлось купить краску, кисть  и в выходной день  Димка красил парту под присмотром своей мамы.
В конце учебного года детский дом переехал в другой город в новое построенное здание. Старое находилось в аварийном состоянии, и жить в  нём стало опасно. Женьке Димка подарил перочинный ножик на память, когда детдомовцы прощались и уезжали.  Первый “Д” класс расформировали, а оставшихся домашних детей распределили по другим классам.  Димка оканчивал школьный год вместе с Катей, но теперь уже в первом “В” классе.
В рассказе использованы реальные фрагменты событий из жизни первоклассников 60-х годов.
                Март 2023


Рецензии