Котёл Арианта

Всякий раз, оказываясь на древнем городище, я словно попадаю сюда впервые. А старые холмы и валы , кажется, изменили места расположения и являют собой совсем иную картину окрестностей, нежели была в прежние приезды мои сюда.
Городище живёт. Валы, извиваясь, двигаются, Холмы оседают и обваливаются, являя почти неразличимые входы в подземелья,
Всё говорит о невероятной насыщенной жизни, кипевшей здесь во временна оно. Я больше полувека исследую эту местность, буквально на коленях проползя по здешним шрамам земли.
Что интересно. За это время я выходил на множество документальных источников, которыми можно было бы объяснить и как пишут ученые, идентифицировать местность. И я это делал! Но в каждые десять лет я находил городищу новые объяснения и подтверждения, и они тоже точно укладывались и в ландшафты древнего стойбища, и в документальные его описания.
Городище не только меняет обличие, но и само выбирает себе историю, и сегодня оно открылось мне новой гранью. Думаю, чт это случилось в последний раз, потому что в запасе у меня десятилетий уже, увы, не осталось.
Так с чем же отпускает меня Городище в жизнь вечную?
Я сейчас об этом напишу. Но, наперед, прошу моих серьезных критиков не тратить пыл на уличение меня в дилетантизме. Да - я дилетант. Но ни от одного из ученых мужей я не слышал внятного рассказа об истории наших городищ. Всё тот же дилетантизм, намеки, догадки.
А я стою на древних городских развалах и начинаю понимать, почему план этого городища был нанесен на немецкие военные карты. И почему интерес к этому место проявила мистическая служба фашистов Аненербе,
Вы наверное помните, что фюрер собирал знаменитые библейские артефакты - чашу Грааля и Меч судьбы. Некоторые даже утверждают, что мистические цели войны для фашистов были важнее целей политических и военных.
Так вот в перечень сакральных артефактов входил и мифический Котел Арианта. И за ним тоже гонялся фюрер.
Два слова о Котле. О нем упоминал еще Геродот, Эту посудину, размером с современный трёхэтажный дом, царь скифов Ариант отлил из наконечников стрел своего войска в знак победы над то ли персами, то ли киммерийцами...
...там много непонятного. Сам Геродот локализовал Арианта и его державу где-то на просторах нынешней Украины, именуя всю страну Арианта Эксампеей.Другие историки загоняли Арианта и его народ то на Балканы, то поднимали к верховьям Танаиса - то бишь Дона. Зороастриец, толкователь Авесты Уль д, Асан, описывая для персидского шаха своё путешествие по Ра (Волге) и её бассейну, рассказывает, что слышал о о степном "кифеском" городе Экзерпее, куда раз в год к царю Арианту на пир победы стекаются все его воины, чтобы испить некой "сурицы" из гигантского котла.
И тут я обращусь к русским источникам. В семидесятые годы прошлого века в развалинах церкви женског монастыря под Волоконовкой я нашел растрепанную подшивку Воронежских епархиальных ведомостей за 1885 год. И ведь как все складывается ? там оказался кончик ниточки, которая вывела меня к сегодняшнему дню. В книжке журнала я прочел заметку тогдашнего воронежского губернатора Дмитрия Бегичева "Тайна мелового Бегибора".. Бегичев - известный писатель и историк, покровитель искусств. И в своей заметке он вопрошает : "Не есть ли древний славянский город Бегибор при р. Усердце искомым историками греческим Эксампеем, то же самое Экзерпеем? Уж очень сходится он по приметам местности с известными описаниями греков. На что указывает нам нынче и г-н. Классен".
...и я начинаю понимать интерес Аненербе к городищу. Она искала здесь котел Арианта!
Гляньте на эту панораму. Видите огромную нишу в меловом лбище, с подъездными пандусами к ней? Там вполне мог разместиться трехэтажный дом. Ну, или Котел Арианта.
Я не настаиваю а собственной правоте. Просто в этом десятилетии Бегибор открылся мне вот этой гранью.


Рецензии