Глава 3. Гора с горой не сходится

   
    Существует русская народная пословица «Гора с горой не сходится, а человек с человеком  обязательно сойдется». И в жизни такое случается нередко. В 1929 году, ровно через 10 лет, в день Рождества Христова встретились два некогда классовых врага. Но они даже не предполагали, что их жизненные дороги уже пересекались. Узнать друг друга они тоже не могли, так как при первой встрече их разделяло приличное расстояние. Это, во-первых. А во-вторых, только один из них видел тогда… лишь спину да затылок другого. И, конечно, если бы их встреча повторно произошла десять лет назад, то она, вероятнее всего, завершилась, как и тогда, кровопролитной схваткой. Но на этот раз она носила совершенно иной характер. За прошедшие годы многое изменилось в их жизни. Знакомясь и глядя друг другу в глаза, они оба, ничего не подозревая, приятно улыбались. А когда узнали о том, что раньше их дороги уже пересекались, то один из них был не только крайне изумлен, но и очень благодарен судьбе за эту встречу. И на то была очень веская причина. Но лучше узнать, как это произошло.
    Иван Владимирович  Скобелев из села Покровка, Андреевского района, Оренбургской губернии на перекладных пробирался в город Уральск. В военное лихолетье один из сослуживцев  заинтересовал его соблазнительными обещаниями. «Если останемся живы, - уговаривал его собрат, – ты обязательно приезжай ко мне в Уральск. Я работаю рядом с городом садовником. Приедешь - не покаешься. Будем с тобой выращивать фрукты. А где фрукты, там и деньги. И еще, запомни, - продолжал агитировать сослуживец, - не случайно говорят, что Ташкент - город хлебный, а наш Уральск - город рыбный! Так что, если приедешь, то голодным никогда не будешь!» Вот и решил Иван  Владимирович навестить своего бывшего товарища по оружию, пока зима, пока нет страдных работ, чтобы своими глазами оценить, «что там и почем».
    От дома до города Уральска даже прямиком расстояние не близкое. Но он решил еще несколько отклониться от маршрута, добраться до казахстанского хутора Петрова, чтобы  проведать родную сестру Маланью Владимировну. Не терпелось ему узнать, как она там живет со своими детьми, рано овдовевши. С большим трудом  ему удалось достичь цели к вечеру 6 января 1929 года. Сестра очень обрадовалась неожиданной встрече с братом. В связи с этим и по случаю Рождества Христова на следующий день она наварила пельменей и накрыла праздничный стол. На эту торжественную трапезу Маланья Владимировна пригласила самых дорогих для семьи людей - Филиппа Автономовича с его супругой Анютой. Все праздники эти две семьи встречали вместе.
    По традиции Филипп Автономович занял свое место во главе стола. Справа от него, сбоку стола, как всегда села Анюта, а по левую руку от него расположился гость Иван Владимирович. У Николая со Степаном были свои места, по бокам стола. С другого торца стола заняла свое место хозяйка. Стол был заставлен тарелками с солениной, косынками пирогов и блинов, аккуратно нарезанными кусочками соленого сала и холодца, а  также парящих пельменей.
    - Дорогие гости,  - произнесла Маланья Владимировна, обведя взглядом собравшихся за праздничным столом. – Прежде чем праздновать Рождество, я хочу вас познакомить друг с другом. Это мой родной брат Иван Владимирович Скобелев. А это наш благодетель Филипп Автономович Бунькин с супругой Анютой.
    - Рад свидеться! –  искренне произнес Филипп Автономович, поднявшись со стула и пригладив бороду, и тут же протянул руку Ивану Владимировичу.
    - Я тоже рад. И хочу сказать тебе, Филипп Автономович, огромное спасибо за то, что ты сделал и продолжаешь делать для моей сестры и ее детей, – ответил гость стоя, последовав примеру казака. – Она мне о многом рассказала вчера вечером.
    - А ежели бы ты знал, Иван Владимирович, как я благодарен твоей сестре и ее детям за то, что они приехали на наш хутор, и за их огромную помощь мне, инвалиду. Без них, без Николки и Стёпки, я, могёт быть, до малого сократил бы свои посевы, а также все хозяйство и так, как щас, не жил бы…. Только бы и дальше так продолжалось! 
    Дослушав это, Маланья Владимировна попросила всех сесть и выпить наполненные спиртным чарки за встречу и знакомство. Застолье продолжалось непринужденно. Содержимое рюмок прибавило аппетита всем. Гости заслуженно хвалили хозяйку за вкусные пельмени и удачные соленья. Не заставил долго ждать очередной тост.         
    - А теперь давайте выпьем за праздник, за Рождество Христово, - предложила Малаья Владимировна. Праздничное настроение испытывали все присутствующие за столом. Выпив и закусив, Филипп Автономович продолжал хвалить ребят, но гость, выбрав момент, перебил его:               
    - Извини, я заметил, что ты прихрамываешь. Ты что, воевал? Что у тебя с ногой?  – сочувственно заспешил с вопросом Иван Владимирович.               
    - Получается, что изувечился (искалечился - И.Ч.) я в аккурат десять годков назад, в канун Рождества Христова, – начал казак свое повествование, отвечая на просьбу бывшего красноармейца рассказать об инвалидности. – Шестого января девятнадцатого года, после выполнения приказа Уральского атамана, мне надо было возвратиться из города Бузулука в город Уральск. Заночевав на хуторе Стольникове, я успел оседлать коня, чтобы продолжать свою поездку. Но, как говорится, загад не всегда бывает богат. Этот хутор, в котором я тогда находился, внезапно оказался оцепленным с трех сторон красноармейцами. Потому вместо западного направления мне пришлось направить коня на восток. И тут надо отметить, что был у меня тогда не конь, а ветер. Потому я не пужался, что со мною могёт что-то статца. Без особого труда я оторвался от погони. Мне показалось, что я ушел от красноармейцев и уже почти распрямился в седле. Но зря так подумал. Мое мненье оказалось ошибочным. Пуля одного красноармейца догнала меня. Свет в глазах померк, тело обмякло. И что было со мной опосля, только одному Господу ведомо, так как во время приземления от резкой боли я потерял сознание. А вернул мне его и спас меня от неминуемой смерти случайно проезжавший разъездной фельдшер Чеботарёв Владимир Тимофеевич. К сожалению, после того ранения и неудачного приземления я и стал хромоногим.
    Слушая повествование Филиппа Автономовича, Иван Владимирович вспомнил тот день 6 января 1919 года. В его памяти четко всплыла картина десятилетней давности. Будучи бойцом 224-го Краснокутского полка легендарной 25-й  Чапаевской дивизии, он принимал участие в «зачистке» упомянутого хутора. Память вернула ему тот миг, когда он послал пулю в ускользающего от пленения казака. Он был убежден, что та пуля, которая догнала в тот день его собеседника, была послана им. И он был уверен, что того казака уже нет в живых.
    Анализируя ситуацию, он невольно испытал чувство виновности перед сидящим против него благодетелем своей родной сестры. И он решил уже принести ему свои искренние извинения и непременно сделал бы это, но собеседник не смолкал. Иван Владимирович слушал повествование казака, не перебивая, а лишь ожидая удобного момента для освобождения от испытываемой удрученности, вызванной только что прозвучавшей информацией.  Но его чувства резко поменялись от дальнейших признаний Филиппа Автономовича.    
    - И вот, благодаря этому случаю в моей жизни началась иная полоса, - сказал он, развернув свой корпус  к рядом сидящей жене Анюте. И восторженно глядя на нее, скорее всего, ей в очередной раз сделал свои искренние признания: – Если бы не это ранение, я не оказалса бы в доме Грудновых, а именно там я повстречал свою половинку Анюту. Видишь, как Господь все повернул, – обратился казак к гостю, – и наказал меня, и наградил, за что нижайший ему поклон и благодарность превеликая. И знаешь, Иван Владимирыч,  я до сих пор сожалею только об одном.
    - И о чем же это?
    - Что не довелось мне того красного встретить, который подстрелил меня тогда. Я б ему в ноги поклонился за ту пулю, но, видать, он и без благодарности моей обойдется, коли жив еще.
    Это признание казака окончательно поменяло настроение Ивана Владимировича. И он, вместо извинения, с улыбкой на лице произнес:
    - А мне бы вот хотелось благодарность твою услышать и поглядеть, как в ноги упадешь. 
    - Чего? И куда?
    - В ноги мои падай, раз собирался, и благодарность говори, а я послушаю, - добродушно продолжал Иван Владимирович.
Всех сидящих и внимательно слушавших разговор, эти слова гостя очень заинтриговали.
    - А не много ли для тебя чести будет? - опешил Филипп Автономович. – Ты хто таков будешь, чтоб я тебе в ноги падал? Я говорил о том человеке, которого нет средь нас и быть не могёт!
    - А ты в том уверен? – улыбнулся бывший красноармеец. – Знай, тот боец, которого ты хотел отблагодарить - перед тобой.
    В первое мгновение казак оторопел. Разные варианты, на его взгляд, несбыточных встреч со своим недругом ранее роились в его голове. Но, чтобы вот так! И осознав реальность, он, радостный, приподнявшись со стула, глядя прямо в глаза неожиданно появившемуся гостю, изумил всех:
    - Да быть того не могёт! Лопни мои глаза и отсохни ухи! Иван Владимирыч, дорогой! Воистину говорится: «Гора с горой не сходится, а человек с человеком обязательно сойдется». А я ведь ненароком мыслил, что помру, а так и не узнаю, хто меня пулей той облагоденствовал! Теперь есть кому сказать слова благодарности, кои столько лет в башке своей вынашивал! Дык вот, прими, не побрезгуй, ибо с сердцем своим сообща тебе их высказываю. И я от чистого сердца говорю тебе огромное спасибо за то, что ты тогда, десять лет назад, подстрелил меня! И в подтверждение своей искренности он, крепко обняв своего бывшего врага, одарил его троекратным поцелуем.   
    Филипп Автономович был искренне рад знакомству с Иваном Владимировичем. Возникшая ситуация пробудила в казаке огромное желание, хоть чем-то отблагодарить бывшего красноармейца за судьбоносное вмешательство. Узнав о планах нежданного гостя, он решил оказать ему помощь в их осуществлении.
    - Вот что, ребята, – обратился он к Николаю со Степаном после застолья. – Не иттить же вашему дяде Ване эдакую даль до города Уральска пешком. Он хоть без багажу, но и на легких столько идти не очень интересно. Потому я предлагаю загрузить одни сани имеющимися у нас дровами и свезти их в город на продажу. А заодно и довезти Ивана Владимирыча, хотя бы до рынка. А когда возвернетесь, съездим в Чиганаки за дровами для себя.И братья охотно согласились.
    - Всех благ, Иван Владимирович! - высказал пожелание при прощании казак Бунькин.
    Очень был благодарен казаку за такую услугу Иван Владимирович. Однако планируемый его переезд с семьей в город Уральск был отложен на годы.   


Рецензии