Как я стал википедистом, или как все начиналось?

Как все начиналось?! С дружбы с Интернетом и началось. С Интернетом  дружу с начала 90-х годов прошлого столетия, как только появилась возможность подключения к всемирной паутине. Потому что люблю познавать новое и интересное. Бывало с вечера даешь задание компьютеру скачать с Интернета какую-то статью и ложишься спать, утром встаешь пораньше и быстренко читаешь. Текстов на русском языке было не очень много, читал в основном английские статьи с помощью машинного переводчика, который ужасно плохо переводил. Да, бывали такие времена. А теперь не успел кнопку нажать, окошко браузера уже открылось и можно читать, слушать, смотреть.

Интерес к познанию чего-то нового и привел меня в Википедию. Это было в первой половине 2005 года. Поисковики начали его выдавать в верхней строчке. Нажал, зашел, и так я стал читателем Википедии. А когда узнал, что можно и самому писать, то стал анонимно редактировать. Что-то добавлял, что-то исправлял.
В конце этого же года узнал, что оказывается есть раздел Википедии на моем родном башкирском языке. Эврика! И под окном редактирования есть башкирские буквы. Кликни по ним мышкой и набирай текст. Вы представить себе не можете, как я ликовал. Потому что, тогда нигде еще не было раскладки клавиатуры для башкирского языка. Просто не было. 

Успокоившись, я провел небольшое расследование и установил, что главная страница башкирского раздела создана в июне 2002 года и есть три статьи-заготовки. И тишина, нет ни редакторов, ни читателей. Я начал ходить по различным онлайн форумам (тогда еще не было социальных сетей),  создавал темы в них, писал статьи в республиканские газеты и журналы с приглашением волонтеров в Башкирскую Википедию.

В ходе изучения проекта выяснил, что первая версия первой статьи написано 16 апреля 2005 года. Это была статья “Башкортостан”, созданный анонимным автором. Вот тогда я решил, что 16 апреля будет днем рождения башкирского раздела Википедии. В этом году мы справляем символическое совершеннолетие проекта - 18-летие Башкирской Википедии. 

Обнаружив раздел Википедии на башкирском языке я зарегистрировался и создал страницу участника в проекте, это было в начале января 2006 года. Начал задавать вопросы администратору, просил его исправить ошибки на главной странице. Вместо ответа на вопросы и просьбы, в конце месяца приходит уведомление, что мне присвоены статусы “бюрократ” и “администратор” раздела. С тех пор выполняю обязанности администратора, от функций бюрократа отказался в 2010 году.

Первый год в разделе работал я один, бывало приходили и помогали мои наставники из русского раздела Павел Каганер и Вячеслав Иванов. Через год в проект пришел Зуфар Салихов, который до сих пор активно редактирует и администрирует раздел. Во многом благодаря ему Башкирская Википедия выжила в младенческом возрасте.

Таким образом, Башкирская Википедия выжила, окрепла, выросла и достигла совершеннолетия. За 18 лет более 3250 человек внесли свой вклад в развитие проекта. В настоящее время число активных редакторов в месяц держится на уровне 100 человек. В разделе более 62 тысяч статей, которые содержат 26 миллионов слов. Башкирская Википедия самый посещаемый и самый крупный сайт с открытым контентом на родном языке. Благодаря этому контенту башкирский язык вошел в международный проект по компьютерной лингвистики NLLB-200. Чем мы очень гордимся. Потому что на базе NLLB-200 наши башкирские разработчики приступили к созданию различных прикладных приложений.

Фото: Рустам Нурыев (слева) дарит башкирский гостинец (мед) основателю Википедии Джимми Уэйлс (справа). Езино Ларио, Италия, 2016.
CC-BY 4.0 21.03.2023


Рецензии