Философ Иван Ильин

Владимир Путин много раз цитировал в своих публичных выступлениях философа Ивана Ильина. Его словами о русском народе Президент эффектно завершил свою речь на церемонии принятия в состав РФ четырёх новых регионов.

По личной инициативе Путина прах белоэмигранта, идеолога Русского общевоинского союза (РОВС) Ивана Ильина (и его жены Натальи Николаевны тоже) был перевезён из Швейцарии в Москву, и перезахоронен в Донском монастыре. Через 4 года президент России на личные средства заказал на могилу новые надгробия.

До 2006 года библиотека и архив философа-эмигранта хранились в Университете штата Мичиган (Ист Лансинг). В 2006-м Владимир Путин добился их передачи в Россию, на хранение в Отдел редких книг и рукописей Научной библиотеки МГУ имени Ломоносова.

Библиотека Ильина насчитывает 630 наименований книг, брошюр, из них 563 – на русском языке. Это издания по русской литературе, истории и философии. В том числе редкие издания Н. М. Карамзина и других дореволюционных учёных; а также писателей и публицистов Русского Зарубежья, касающиеся вопросов русской идеологии и культуры.

Дворянин, наполовину немец, большой знаток немецкой классической философии, Ильин как философ был весьма плодовитым автором: он написал более 50 книг и свыше тысячи статей на русском, немецком, французском и английском языках.

Как личность он оценивается весьма неоднозначно. В основном – за его скептическое отношение к демократии, за прославление сильной, чётко выстроенной «вертикали власти». Некоторые даже обвиняют Ильина в симпатиях к фашизму.

Отцом будущего идеолога Русского мира был человек богатый и занимавший высокое положение в государстве. Александр Иванович Ильин (1851–1921) был крестником императора Александра II, губернским секретарём, присяжным поверенным Округа Московской судебной палаты.

Мать же его была чистокровной немкой, по имени Каролина Луиза Швейкерт фон Штадион (1858-1942), дочерью маститого московского врача. Перед венчанием она приняла православие и стала Екатериной Юльевной.

Ильин с малых лет одинаково хорошо говорил на обоих языках, и впоследствии выбрал сферой своих интересов как раз немецкую классическую философию. В дореволюционной России он прошёл путь от студента до профессора философии МГУ.

После революции Иван Александрович пытался жить в новых реалиях, в мае 1918-го защитил диссертацию «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека», за которую ему единогласно присудили сразу 2 степени: магистра и доктора государственных наук. Осенью Ильин получил звание профессора. Однако, одновременно с этим его регулярно вызывали в ВЧК и пытались «пришить» ему антисоветскую деятельность.

29 сентября 1922 г. вместе с другими видными философами, историками и экономистами Ильин эмигрировал в Германию на пароходе «Обербургомистр Хакен» (так называемом «философском пароходе).

Сторонник сильной нации, сильного государства. Противник и коммунизма, и демократии.
В эмиграции он стал националистом, отстаивавшим особую Русскую идею и Русский мир. В начале 30-х он даже хвалил Гитлера и Муссолини, которые сберегли свои страны от коммунистической угрозы. «То, что происходит в Германии, есть огромный политический и социальный переворот… Что cделал Гитлер? Он остановил процесс большевизации в Германии и оказал этим величайшую услугу всей Европе… Пока Муссолини ведёт Италию, а Гитлер ведёт Германию — европейской культуре даётся отсрочка»,– писал Ильин в 1933 году.

Однако немецкие фашисты комплиментов не оценили и вынудили профессора Ильина снова эмигрировать – в нейтральную Швейцарию, где он и жил до конца своих дней, в пригороде Цюриха Цолликоне. Близко общался он со знаменитым композитором Сергеем Рахманиновым, который купил там имение (10 га на берегу Фирвальдштетского озера) и построил роскошную виллу «СЕНАР» (СЕргей и НАталья Рахманиновы).
.
Всё это время Ильин много писал – об особом пути России и русского народа, об общности и неразделимости русских, – не важно, в какой стране живущих, о неизбежном их противостоянии внешним врагам. А также об антибольшевизме. Именно поэтому о нём не говорили в Советском Союзе.

Особенно ярко и убедительно эти мысли были оформлены в поздней работе Ивана Ильина «Что сулит миру расчленение России?». Именно эту книгу называет Владимир Путин в числе любимых работ этого философа.

Нельзя не заметить, что суть общей идеологии Ильина (если не брать Россию и русских) изложена им предельно ясно. Это отрицание и коммунизма, и демократии, с прославлением солидаризма нации, вне сословных различий.

То есть, Ильин призывал именно к прямой диктатуре господствующего класса. Он пытался приравнять интересы эксплуататоров и эксплуатируемых, и при этом объясняется абстрактным «чувством ранга», который должен быть присущ исключительно народной массе. Она обязана покорно нести крест жизненных тяжестей и не мешать управленцам стремиться к общему благу нации. Несмотря на спорные идеологические моменты, Ильин является очень талантливым философом, и русским патриотом.

По-видимому, этой своей заметкой я ответил на вопросы некоторых моих земляков и читателей, что это за человек, которого часто цитирует президент Путин. Я не буду делать никаких выводов, думаю, их сделает каждый читатель сам.  А если кто-то захочет сделать выводы, немного подскажу.

Я совершенно не исключаю того, что в недалёком будущем в нашей стране во всех учебных учреждениях будут висеть портреты Ильина, а его философию будут изучать как когда-то марксизм-ленинизм в Советском Союзе. И, к сожалению, это не ирония, а скорее констатация факта, ибо даже прочитав небольшую часть его трудов, можно увидеть вектор развития современной России...

Начнём с того, что, по крайней мере в официальных СМИ, ничего хорошего и положительного о жизни в Советском Союзе не должно освещаться, а наоборот, мы должны всячески отречься от этого своего прошлого, как от чего-то негативного: Итак, русский народ нуждается в покаянии и очищении. Десятки лет сущедьявольского большевизма — уже очистили одних и затоптали в грязь других. И вот, очистившиеся должны помочь неочистившимся восстановить в себе живую христианскую совесть, веру в силу добра, верное чутье к злу, чувство чести и способность к верности. Без этого — Россию не возродить и величия ее не воссоздать. Без этого русское государство, после неминуемого падения большевизма, расползется в хлябь и в грязь.
Источник: Иван Ильин. «Национальная Россия: наши задачи» стр. 39.

Как вы понимаете, именно поэтому в нашей стране молчком прошли такие знаковые события, как: 150 лет со дня рождения В. И. Ленина, 100 лет со дня образования СССР, 70 лет со дня смерти И. В. Сталина. Как будто это не наша история...

В связи с этим хотел бы привести два примера об отношении к истории в Советском Союзе.
Всего через несколько месяцев после победы в Великой Отечественной войне и всего через две недели после подписания акта капитуляции Японией, в Советском Союзе прошли торжественные события, посвященные... 200-летию со дня рождения великого русского полководца фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова.

В блестящем сонме национальных героев, которыми гордится наш народ, одно из первых мест занимает Михаил Илларионович Кутузов.

Одно упоминание этого имени заставляет сильнее биться русское сердце. Любовь к Кутузову переходит из поколения в поколение. И — как это бывает с великими людьми — образ Кутузова с годами встает в нашем сознании все отчетливей и ясней, и дело его предстает перед нами во все более ярком свете.- писали тогда в газетах.

И вспомните, какими словами напутствовал товарищ Сталин на историческом параде Красной Армии 7 ноября 1941 года на Красной площади в Москве.
«Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!».

А ведь именно вера в своё героическое прошлое, в тысячелетнюю непрерывную связь поколений, и помогла одолеть немецко-фашистских захватчиков...
Знаю, какие примерно аргументы уже приготовили антисоветчики, а посему хотел бы описать ещё одно событие, происходившее после Великой Отечественной войны в 1948 году —  Празднование 500—летия Автокефалии Русской Православной церкви.

Вот что пишет Журнал Московской Патриархии того времени: «Слово приветствия от Правительства СССР произносит Г. Г. Карпов. Оно дышит благожелательством ко всем собравшимся. Г. Г. Карпов говорит, что Правительство охотно пошло навстречу желанию Русского Православного Патриарха отметить славный церковный юбилей, что «широкое представительство на настоящем церковном торжестве Православных Церквей мира является выдающимся событием не только Русской, но и Вселенской Православной Церкви...».

А вот как описывает события, происходившие в то время, православный журнал pravoslavie.ru:  «Самые правдивые слова обо всем, что происходило вокруг, произнес митрополит Ливанский Илия, представитель Антиохийской Церкви. Он подчеркнул, что Православие должно быть сильным и единым, таким, как говорил Сталин, заявивший, что он хочет «сильного Православия». (Разговоры гостей слушал, а позже записал в своем отчете чиновник МИДа С. М. Кудрявцев.) Потом владыка подумал и сказал, что, может, Сталин и не говорил этих слов. Но лично он, Илия, считает, что только благодаря Сталину обеспечено процветание Русской Православной Церкви и Православия во всем мире.»

И ведь это в стране, где строилось совершенно новое общество...
Сейчас очень много говорят о консолидации общества. И если вы почитаете Ильина, то поймёте, на каких началах это планируется делать. Во-первых, на противопоставлении, противостоянии русского мира с Западом.

«Не случайно русская сердечность и простота обхождения всегда сжималась и страдала от черствости, чопорности и искусственной натянутости Запада. Не случайно и то, что русская созерцательность и искренность никогда не ценились европейским рассудком и американской деловитостью.»
Источник: Иван Ильин. «Национальная Россия: наши задачи».

А во-вторых, на полной поддержке правящего класса.
«Необходима общая готовность — лояльно нести возможную ошибку в ранге и не раздувать случайное явление «больного ранга» в общественный или национальный скандал неповиновения. Несимпатичному, неопытному, неумелому, безвольному, бездарному начальнику надо помогать — во имя чести, во имя совести, во имя патриотизма, во имя всенародного и государственного дела, а не интриговать против него, не вредительствовать, не изолировать его, не подкапываться под него. Этому учат идея ранга и монархическое правосознание, побуждающее верно служить не только великому Государю.»
Источник: Ильин И. А., Наши задачи, т. I. Идея ранга

Ну, а, в-третьих, на том, о чём сказано в начале статьи. Как вы думаете, получится ли задуманное?

Ирония истории — именно В. И. Ленин спас Ильина от расстрела (тот поддерживал Белую армию печатным словом и даже финансово, а по версии следствия, и вовсе являлся членом ее южного объединения «Добровольческая армия», заведовал петроградским отделением). «Нельзя. Он автор лучшей книги о Гегеле», — писал он, имея в виду диссертацию философа.

На этот раз давайте попытаемся разобраться в причинах драпировки Мавзолея, ибо версия, что всё это делалось в угоду зарубежным гостьям несостоятельна, поскольку с Западом мы давно уже не дружим, а вот из оставшихся почётных гостей в первом ряду как раз остались почитатели В. И. Ленина — Г. Лукашенко и Си Цзиньпин. Так в чём же причина такой патологической нелюбви к В. И. Ленину, если вопреки чаяниям большинства из года в год на парадах прикрывают Мавзолей? На мой взгляд, всё дело в том, что в нашей стране всеми силами пытаются создать общество, сообразно философии Ильина, а вот любой тезис Ильича абсолютно ей противоположен. Судите сами...

По В. И. Ленину, к обучению управлять государством должны быть допущены все, независимо от их положения.«Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. В этом мы согласны и с кадетами, и с Брешковской, и с Церетели. Но мы отличаемся от этих граждан тем, что требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно, т. е. к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту».
Источник: В.И.Ленин. Полное Собрание Сочинений, том 34,  Удержат ли большевики  государственную власть. стр. 315.

Ильин же считает иначе... "
Для этого необходимы люди высокой духовной силы, люди первого ранга. Вот почему необходимо высказывать, доказывать и жизненно прививать воззрение, что государственная и политическая деятельность требует не ловкого проходимца, не хитрящего интригана или чего-нибудь еще худшего, но человека с религиозно и нравственно сильным характером, человека качественного и призванного к власти. Она требует высоковолевой, моральной, образовательной и профессиональной квалификации. Это есть дело совсем не общедоступное, не дилетантское, не уличное. Отсюда в высоком смысле аристократическая природа государства, не в сословном, а в духовном смысле;»
Источник: И. Ильин «Национальная Россия: наши задачи». Надо готовить грядущую Россию стр 41.

Во-вторых, у Ильина с Ильичом совершенно разные взгляды на равенство. И хотя и Ленин и Ильин, признают, что люди ни по физическим ни по душевным качествам не могут быть равны, однако у Ленина с Ильиным совершенно разные взгляды на то, какое положение человек должен занимать в обществе с учётом этих различий.

Если у В. И. Ленина: «Под равенством социал-демократы в области политической разумеют равноправие, а в области экономической, как уже сказано, уничтожение классов. Об установлении же человеческого равенства в смысле равенства сил и способностей (телесных и душевных) социалисты и не помышляют...
Уничтожить классы — это значит поставить всех граждан в одинаковое отношение к средствам производства всего общества, это значит — все граждане имеют одинаковый доступ к работе на общественных средствах производства, на общественной земле, на общественных фабриках и так далее...
Кратко говоря: когда социалисты говорят о равенстве, они понимают под ним всегда общественное равенство, равенство общественного положения, а никоим образом не равенство физических и душевных способностей отдельных личностей.»
Источник: В. И. Ленин Полное Собрание Сочинений том 24. стр. 360.

А вот что у Ильина:
«Итак, люди от природы неравны; и в этом не «беда», а дар Божий. Нам надо только верно узнавать этот дар и верно с ним обходиться...
В идее «ранга» есть две стороны: во-первых, имеется в виду присущее человеку качество, — это его действительный ранг; во-вторых, имеются в виду его полномочия, права и обязанности, которые признаются за ним со стороны общества или государства, — это его социальный ранг...
Никакая общественная организация невозможна без ранга. Государство с неудачным ранговым отбором — слабо, не устойчиво, может быть прямо обречено...
Замечательно, что в России идея ранга исторически держалась главным образом на религиозном основании и на патриотическом чувстве. Вот почему присяга («целование креста») имела в России такое значение. Вот почему народ тысячу лет верил в праведную волю Государя, в его сердечную заботу о всем народе без изъятия и в его искание справедливости для всех. Ранг в России держался верою и любовью и постольку вызывал в душах искреннюю и самоотверженную лояльность.»
Источник: Ильин И. А., Наши задачи, т. I. Идея ранга

Ну, и, последнее, которое вытекает из всего вышесказанного. Если для В. И. Ленина конечная цель построения социалистического, коммунистического общества — полное народовластие — Вся власть Советам, до для Ильина — это вечное правление людей «избранных Богом».Самодержавие» монарха указывает как раз на обратное: на правовую и законную природу его власти. Самодержавный монарх есть высший правовой орган, государства; его верховенство устанавливается правом и есть правовое верховенство. Власть монарха не дается ему ни от иноземных, ни от внутригосударственных сил (напр., от армии, от гвардии, от народного голосования, от дворянства, от финансовых кругов); нет, она принадлежит ему в силу закона и возводит его ответственность к высшим источникам, правосознания — к совести, к патриотизму, к Богу...
История как бы вслух произнесла некий закон: в России возможны или единовластие, или хаос; к республиканскому строю Россия неспособна. Или еще точнее: бытие России требует единовластия — или религиозно и национально укрепленного, единовластия чести, верности и служения, т.е. монархии...»
Источник: И. Ильин «Национальная Россия: наши задачи». Надо готовить грядущую Россию;  т. I. Идея ранга.

Можно было ещё привести несколько примеров, но думаю даже этого достаточно, чтобы понять, что Ленин и Ильин не «уживутся» в одной стране. А посему Владимира Ильича будут всячески дискредитировать, а память о нём постепенно стирать. Разве не так?


Рецензии
Спасибо за познавательную статью. Возникло желание прочесть труды Ильина!

Полина Ребенина   23.03.2023 21:37     Заявить о нарушении