монг. Хангай как очередной Эргенекон?
В предыдущих статьях мы предположили, что миф о пещере Эргене-коон "крутой склон" монг. мифологии мог иметь отношение к чеч. Ичкерии (Ичгэр), т.е. задействована та же самая семантическая конструкция.
Что-то подобное мы предпологаем и в случае с монг. Хангаем, потому что заметно восприятие монголами Хангая в том же ключе:
Хангай - гористая и лесистая местность, обильная водой и плодородием. Хангайи уулс "Хангайские горы", "Хангайи нохой" - букв. "хангайская собака", что явл. "табуированным именем волка".
Здесь прослеживается важная деталь для понимания типичного для монголов сакрального места- ЛЕСИСТЫЕ ГОРЫ, ОБИЛЬНЫЕ ВОДОЙ И ПЛОДОРОДИЕМ. Таким образом, мы видим очередной мифический Эргене-коон с табуированным волком в придачу.
В нахско-дагестанском варианте подобной "монголоподобной" конструкции роль Хангайских гор играет Ичкерия (Ичгэри уулс "Ичкерийские горы"), а ключевым элементом Хьун/Хьон (чеч. лес, ав. теневая сторона) и Хвен (ав. диал. "луг",т.е. "плодородное место").Сюда также подтянут семантический ряд с сочетанием согласных по типа nVx. Никакой случайностью мы эти совпадения не считаем. Это,должно быть, общемонгольский шаблон конструкции мифа о своих прародителях.
В Хангае также заметна связь с монг. ХОЙНО "север, на севере", "позади". Можно заметить, что в рамках монг. этиологических мифов требуется гористая лесистая местность, достаточно обильная водой и плодородием, далее там оказыается пещера, появляется волк и далее всё идёт по накатанной схеме, типичной для монголов.
Свидетельство о публикации №223032100607