Чарующие звуки гона

           Южный Урал. Охотничья база на берегу озера. Три дня охоты на косуль прошли удачно – лицензии закрыты. До отлёта домой ещё есть время, и когда егерь Сергей предложил поохотиться на зайца, я с удовольствием согласился. Мои камчатские друзья тоже выразили желание составить нам компанию, но к полуночи передумали и, покинув столы, разошлись спать. Так хочется, чтобы завтра погода не подвела. Мне впервые предстоит охотиться с гончими собаками, о чём я всегда мечтал, а при дожде или ветре вряд ли это получится.

          Погода утром, со слов егеря, оказалась самой подходящей: слегка пасмурно и безветренно. Загружаем всё необходимое в автомашину, едем за собаками. По дороге Сергей объясняет особенности охоты с гончими собаками, наставляет, как правильно себя вести во время гона. Слушаю, запоминаю. Оказывается, если собаки стронули зайца и погнали, ни в коем случае нельзя бежать на звуки гона, чтобы перехватить зайца. Обладая хорошим слухом, заяц всегда почувствует движение охотника и незамедлительно свернёт в сторону. Для удачной охоты необходимо оставаться рядом с заячьей лёжкой, поскольку гонный заяц, делая круги, возвращается к месту своей лёжки.

           – Стоять нужно неподвижно, – говорит Сергей, – иначе заяц заметит тебя и мгновенно сойдёт с круга.

           Небольшое село на опушке леса. Из дома выходит жена Сергея, приглашает на чай. Лицо женщины грустное, она едва сдерживает слёзы, и только присутствие гостя не позволяет ей расплакаться. Мне известна причина её печали: по дороге Сергей рассказал, что несколько дней назад под колёсами автомашины погиб их жеребец. Всё произошло в его отсутствии, и женщина тяжело переживала потерю любимого животного.

           Выходя из дома, Сергей погладил жену по плечу:

           – Не плачь, в хозяйстве без потерь не бывает…

           Во дворе в вольере мечутся две русские гончие.

           – Хорошая порода, – говорит Сергей, – выносливая, с тонким нюхом.

           В разговоре при определении пола животных я употребил слово «кобель». Сергей поправил: оказывается, к гончим собакам, в отличие от других пород, термин «кобель» и «сука» не употребляется. Гончую женского пола охотники называют «выжловка», а мужского – «выжлец».

           Собаки запрыгивают в багажник, выезжаем на охоту.

           Дорога много времени не заняла. Останавливаемся перед открытым пространством, примыкающим к хвойному редколесью с участками густой еловой поросли. Здесь будем охотиться на зайца-беляка. Осенью, со слов Сергея, хвойный лес – самое заячье место, так как в лиственном лесу он боится шуршания опавшей листвы.

           Тишину не соблюдаем, переговариваемся… Собаки рвутся на поводках, повизгивают от нетерпения… Шуметь можно – стронем зайца, гончие скорее возьмут свежий след.
Перед ельником Сергей спускает собак с привязи и, выждав несколько минут, громкими покрикиваниями отправляет в поиск. Опустив головы до земли, собаки закрутились по лесу и вскоре исчезли из вида.

           – Возьмут след, – уходя, наставляет Сергей, – быстрее к месту начала гона. Там встань где-нибудь перед открытым участком и жди.
Сергей уходит в сторону.

           «Гав… гав… – изредка доносится из леса, – гав… гав…»

           Слушаю, жду…

           На такой охоте я впервые, но понял сразу, что собаки взяли след – спокойные потявкивания сменились резким взвизгом, и осенний лес наполнился звуками гона!

           Перебежав на место, откуда, по моим расчётам, собаки погнали зайца, опускаюсь на колено у покрытой мхом кочки и, сжимая в руках ружьё, слушаю… Собаки лают, перекликаясь друг с другом. За глуховатым «гав!» выжлеца следует более звонкое «гав!» выжловки, и всё это сливается в чарующую музыку гона, сравнимую, по определению классика русской поэзии и страстного охотника с гончими собаками Николая Некрасова, с музыкой известных композиторов!

           Зайца я увидел метров в двадцати пяти от себя, но не со стороны гона. Зверёк остановился, присел… Белый как снег, он хорошо выделялся на фоне зелёных елок, стреляй – не промахнёшься! По-видимому, его поднял Сергей, а стрелять по «шумовому» зверю, то есть поднятому во время гона не гончими собаками, как он меня предупреждал, не следует, чтобы не сбить гон.

           Азартно лая, в густом ельнике пробежали собаки. Увидеть их, как я ни пытался, не удалось. Так хотелось в этот момент кинуться им наперерез, но я остаюсь на месте и, только когда гончие ушли на второй круг, быстро прошёл вперёд.

          Передо мной открытый участок, окружённый лесом, по всей видимости, это и есть один из тех лазов, о которых говорил Сергей, – возможный переход зверя от преследующих собак. Становлюсь под невысокой ёлкой… Лай собак всё ближе… А вот и заяц! Среди деревьев мелькнула белая шубка! Идёт! На меня идёт! Миг – и на открытый участок выкатился заяц-беляк. Стреляю! Заяц со всего бега переворачивается через голову и, дёргая задними лапами, остаётся лежать на сухой траве.

          Поднимаю добычу, даю обнюхать собакам:

          – Хорошую позицию занял, – похвалил подошедший Сергей, – и «шумового», я видел, не стал стрелять – молодец!

          Положительная оценка моим действиям опытным охотником-гончатником, конечно, очень приятна.

          Не теряя времени, Сергей пускает гончих на новый поиск:

          – Возьми его!.. Возьми!.. – взбудораживает он собак.

          Несколько минут, и методичные потявкивания сменились неистовым взвизгом, как будто на собак плеснули кипятком. Лес вновь наполнился звуками гона. Стараясь точнее определить место, откуда начался гон, пробегаю по лесу. Не найдя открытого места, сажусь среди ёлок. Обзор не ахти какой, но времени больше нет – гон приближается.

          Когда я увидел зайца, мне показалось, что он уходит от собак как-то не спеша. Пробежав по ельнику, заяц остановился, повернул голову в сторону собак… послушав, побежал дальше… Он в пределах моего выстрела! Ветви ёлок прикрывают цель, но, выбрав момент, я стреляю… Беляк закрутился на месте, пытается уйти… Стреляю со второго ствола, и заяц лёг!

          В этот день ещё дважды собаки уходили на гон, и мне удалось взять ещё одного зайца-беляка. На охоте большое значение имеет везение, и сегодня мне повезло. Охота с гончими оказалась очень увлекательной. Причём в этот день, как я заметил, мне не столько хотелось выстрелить по бегущему животному, а как можно дольше стоять в осеннем лесу и слушать, слушать чарующую музыку гона! И как тут вновь не вспомнить поэта Николая Некрасова, утверждавшего в одном из своих произведений: «Кто же охоты собачьей не любит, тот в себе душу заспит и погубит». Категорично, конечно, но всё так! Сегодняшняя моя охота с гончими собаками во всей своей наглядности подтвердила правильность этих слов!


Рецензии