Пещерно-предковая мифология
ПЕЩЕРНО-ПРЕДКОВАЯ МИФОЛОГИЯ.РЕКОНСТРУКЦИЯ
В нахско-дагестанских языках присутствуют следы пещерно-предковой мифологии, связанной с таинством жизни и смерти. Причём она общая с носителями монгольских языков и имеет параллели в индоевропейских языках, что в принципе ставит под сомнение ряд утверждений лингвистов по поводу происхождения и самой природы нахско-дагестанских языков.
Мы до сих пор практически никак не затрагивали лезгинские языки. Приводим следы в том числе и их языках:
1. ПЕЩЕРА КАК ЛОГОВО ШЕРСТИСТОГО ПЕРВОПРЕДКА
Первопредком может в этой конструкции выступать как паук (способный менять обличья и связанный с прядением, ср. ав. нуси "паутина" и монг. ноос "шерсть,шерстяной"), так и "волк", спрятанный под табуированным обозначением "собака", "друг"
A. Ав. НОХЪО (мн. ч. нахъал) "пещера", диал. нухо. Монг. НУЬХ "отверстие, дыра, яма", "нора, логово"
Рут. наьгъа "вчера", наьх "вечер", накь "сон", лезг.,таб.,агул.,крыз. накь "вчера".
2. СОН КАК ПОГРУЖЕНИЕ/УХОД В ПЕЩЕРУ
Халха-монг. НОЙР "сон", нойрсох "спать". Ср. с лексикой языков лезг. группы: наьх "вечер", накь "сон".
ВНЕШНИЕ СВЯЗИ Cave-Ancestral Mythology:
Др.-греч. НУЬХИОС [NYXIOS] "ночной", нем. NACHT "ночь" ( нем. nach- "назад", ср. ав. нахъ "назад")
ПЕЩЕРА/НОЧЬ - СПИНА,НАЗАД
Др.-греч. NO:TOS "спина, хребет" (nyxios "ночной") : халха-монг. НУРУУ "спина, хребет, позвоночник" (халх. нойр, ойрат. ноьоьр "сон")
Пещерно-предковая мифология, пещерно-предковые представления связаны с рядом общих черт мировоззрения тех или иных народов. Они позволяют более глубже взглянуть на прошлое.На приведённых нами примерах мы видим, что "пещера-сон-шерсть" сплетены в пучок общих представлений для ряда языков. Мы также замечаем, что пещера это "темнота" (она же "шерсть") и "назад, спина".
Можно ли себе такое представить,что предки нахско-дагестанских народов одни слова позаимствовали от греков, другие от немцев, да ещё и монголов. Нет. Это лексемы ностратического происхождения. Они общие для тех и других.
Для чего вообще нужна "пещера" по мнению монголов, с точки зрения их языка?
Ойрат. НОЬОЬХЕ "сберегать, запасать", "жалеть, беречь,экономить".И всё это - ноьоьце "накопления, сбережения, запасы", а также должно быть НУУЦЛАХ "засекречивать,делать тайным", НУУЦ "тайна, секрет" (ср. ав. НУЦIА "дверь").Ав. нуцIа должно было изначально подразумевать "кожанный полог".
Согласно монг. традиции человек при возрождении получает "самость, лицо", поэтому наряду с монг НУРУУ "спина, хребет, позвоночник" в этом же семантическом ряду оказывается и монг. НУЬУЬР "лицо, лицевая сторона, фасад". НАР(АН) " солнце",НУЬУЬР "лицо",такого точно нет ни в нахско-дагестанских,ни тюркских языках. Зато в семитских эта основа представлена.
Приведём цитату из исследования по топонимики Осетии,где высока частотность основы "НАР" :
"В. А. Абаев название с. Нар (в Туалетии) и с. Нар; (в Дигории) объясняет из того же монг. нар «солнце» и считает, что Нар/Нар; «значит не что иное, как «Аул солнца»7. Действительно, оба селения с этим названием расположены на солнечных склонах. И все же мы позволим себе не согласиться в данном случае с мнением проф. В. И. Абаева. И вот почему: элемент нар, мар довольно часто встречается в топонимии Северной Осетии (около 32 раз) и четко можно определить его ареал. При этом в основном те объекты, в названии которых встречается мар, нар, в большинстве своем расположены не на солнечной стороне. И это обстоятельство заставляет нас думать, что названия ее. Нар, Нара много старше периода монгольского нашествия на Кавказ".
Здесь мы должны сразу поправить автора,что нет смысла все совпадения с монг.языками увязывать с монгольским нашествием. Монгольские ( точнее - парамонгольские) лексемы могли вообще не иметь никакой связи с монг.нашествием. Ещё одна деталь,нуждающаяся в поправке- некторые осетинские исследователи пытаются потогнать под ойконимы "Нар" некое "нарин" со значением "узкий". Это свидетельствует о том, что они совсем не знакомы с монгольчкими языками,так как в них есть и это самое "нарин" как раз со значением "узкий,тонкий,изящный" и т.п., так что получается, что пытаясь избежать одной монг.этимологии, они опять натыкаются на ещё одну монгольскую лексему с той же основой. Таким образом, на Сев. Кавказе, в Осетии эти "нар" есть, но никто не понимает их значения. Естественно,что монг. нашествие никаким боком с этим термином не связано.
Вышеприведённая лексика может быть связана с местоимения единственного числа первого лица типа НУ, НИ (в лак., дарг. яз.). Следы этого местоимения сохранились и в халха-монгольском. В качестве аналогичной конструкции по типу "я-пешера (внутренний мир) выступает и дагурское ДУН "дыра, отверстие, пещера, грот" при ав. ДУН (дарг. диал. ДУ) "я", но ДОНГ "яма" (эта же основа имеется и в китайском), где "ДИ" - это одно из местоимений 1 л. ед. ч., также означает "первый". Вовсе не случайно в китайском присуствует и DONG "дыра, отверстие". Подобная лексика могла служить стартовой площадкой для создания этиологических мифов, которые начинаются с проникновения в пещеру.
Исследователи, вследа за Карлом Юнгом признают, что:
"Поскольку, пещера символизирует погребение и возрождение одновременно, то она является местом соединения нескольких миров, заключения брака между Землёй и Небом. Китайцы отождествляли пещеру с женским началом «инь», а гору – с мужским «янь», соединение которых есть великая единая тайна. Таким образом, пещеры выполняли, по крайней мере, пять функций: рождение, посвящения, захоронения, хранение драгоценностей, и восстановление сил...Нельзя не отметить связь пещеры с горой. И та, и другая – символы духовных центров, полярные символы. Поскольку пещера располагается под горой или внутри нее это еще более усиливает связь между этими двумя символами, которые, в некотором роде дополняют друг друга".
Пещера Эргене-коон, напр., согласно монг. мифологии находилась в горах (см. "инь" и "янь"), в неё ушли мальчик и девочка (опять "инь" и "янь") и плодородная долина в ней была ими воспринята как "страна свободы и счастья". Прошло 300 лет и племя размножившись, задумалось над тем как из неё выйти, так как ресурсов уже начало не хватать, её пытались долбить, но не смогли, но кузнецу приснился во сне сивогривый волк (тотем), который дал подсказку, что выход перекрывает железная гора. Кузнец решил расплавить то место, на которое указал сивогривый волк во сне - вышли из пещеры- перед входом они опять увидели сивогривого волка, который им произнёс человеческим языком: "следуйте за мной, теперь я буду указывать вам дорогу!"
Здесь пешера также играла роль сбережения, сохранения племени, таивания их от врагов.
Свидетельство о публикации №223032100776