На круги своя

Некоторым счастливчикам удалось вернуться в своё родное гнездо, хоть с тяжёлыми ранениями, без рук или ног, но живыми. Деревня вновь ожила. Весной мычанье коров и ржание жеребцов ласкали слух сельчан, а летом трели певчих птиц лучше всякой музыки согревали душу.

 
Мать с горечью вспоминала мужа, как они поженились, как он был рад рождению дочери - всё в прошлом. Мечты молодой семьи стёрла эта треклятая война. Она теперь вдова, как и большинство её подруг. И крутилась худенькая женщина, как белка в колесе на ферме и в поле.  Не имея собственной крыши над головой и  без подсобного хозяйства одиноким женщинам да ещё с ребёнком в деревне жить вдвойне тяжело.  Худо-бедно, но поддержка была сиротам. Жизнь, как и река, потекла, входя в свое русло.

 
Вдове удалось перебраться из своей тихой деревеньки  в наслежной центр, потому что  дочке уже пора было идти в школу. Ей предложили работать уборщицей с предоставлением жилья в закутке, пристроенном к школе. Школа для начальных классов, построенная когда-то на пожертвование купца, была ещё добротной. 
Мать начала готовить дочку к школе, научила её отвечать на вопросы учителя, что она не «Дунька», а Дуня Дуранова. Ещё заставила писать цифры. Написав задом наперёд цифру «2», Дунька получила от мамы подзатыльники. На том часть подготовки к школе была завершена.


Затем мать наголо постригла непокорные волосы дочери. На вырост ей сшила платье из ситца с розовыми мелкими ромбиками. Хорошо смотрелись на ней прозрачные пуговки, а  старый учительский портфель,  доставшийся от дяди, был переделан в  школьную сумку. Так Федора Петровна снарядила дочку в «нулевой» класс. Стесняясь «портфеля», Дуняша медленно потащилась в школу. Она была рада тому, что никто не обратил внимания на неё и на «школьную сумку».

 
Первый школьный учитель был похож на чёрного насупленного ворона с длинным клювом. Он,  поблёскивая выпуклыми чёрными глазищами, как будто выискивая добычу, любил ходить  между партами, постукивая указкой не только по парте, но и по головам нерадивых учеников, а  хромовые сапоги учителя на каждом шагу издавали «модный» хруст. Видимо,  этот не естественный звук сапог его успокаивал. Вся  деревня  знала, что они с женой жили, как кошка с собакой. К счастью, как был, так и вскоре смылся.


Как говорят, святое место пустым не бывает. К радости сельчан прибыла в деревню большая дружная семья учителя-фронтовика. Он вёл урок физкультуры и пения, обучал детей играть на мандолине. Жена Степанида Васильевна была учительницей от Бога. Она была строга и немногословна, но сразу влюбила в себя своих учеников. Аккуратно уложенные косы были прикрыты  сеточкой для волос, а на ней были нанизаны мелкие бусинки, подчёркивая  её по-матерински нежный облик и тонкие черты лица.  Всё в ней было красиво и крепдешиновое платье с мелкими цветами, и жилет на ней. Деревенские жители их сразу признали и полюбили. Они прижились.

 
Жить становилось намного интереснее. Деревня постепенно пополнялась молодыми специалистами и расширялась. Иногда приехавшие по направлению девушки навсегда оставались в деревне, выходя замуж за местных парней.


Дикая природа завораживала дарами и нетронутой  красотой. Бурлящая река, говорливая речушка, чистые озёра и  девственные леса крепко привязывали людей, прибывших в эти суровые края.  И деревенские жители не испорченные и не избалованные лёгкой жизнью, были доверчивы и приветливы с  приезжими людьми. Так и жизнь постепенно возвращалась на круги своя.


Рецензии