Возвращение. Роман. Гл. 5

     V. – Мы не знаем, о чем думал малорослый фокусник в театральном камзоле, да это и не так важно. Гораздо важнее для нас, что и о нем, и о цирке больше всего думал наш герой Д.П., вторые сутки мотаясь по дальним окрестностям города S. в Славином грузовике.
     «Итак, – после длительного молчания продолжал Д.П., – у меня есть действительно странное предчувствия в связи с моим возвращением. Но я тебе не могу сказать ничего определенного на этот счет, поскольку и сам ничего еще толком не знаю. Догадки – одно, факты – совсем другое. Люди больше доверяют фактам, чем догадкам. Хотя, если по правде, что такое факт по сравнению с шепотом сердца? Нет ничто». – «И вы совершенно правы!» – воскликнул воодушевленно Слава, хлопнув Д.П. по плечу, да так крепко, что тот почти прилепился к боковой дверце. – «Я рад, что ты разделяешь мои взгляды, – сказал Д.П., отлепляясь от дверцы и возвращаясь в прежнее положение, – вот только о заветных предчувствиях можно говорить лишь с близкими по-настоящему людьми», – он выжидательно замолчал. – «И вы сомневаетесь, близкий ли я вам человек, – горькая надрывная ирония звучала в наивном Славином голосе, – спасибо, любезный Д.П., за доверие». – «Я не сомневаюсь, поскольку близким ты стал моей семье. А тебя я знаю всего несколько часов. Но и их мне достаточно, чтобы убедиться в том, что ты – очень хороший человек, Слава». Д.П. не нужно было даже поворачиваться, чтобы увидеть, как Слава украдкой смахнул слезу с глаз.      
     «Что же касается фактов, – спокойно продолжал Д.П., – то, как говорится, лучше поздно, чем никогда. И факт моего возвращения на родину необратим. Совесть моя чиста. Я выполнил свой жизненный долг. Встреча с отцом и матерью назначена в нашем бывшем саду на полдень. Так что поспешай, дружище». – «Да если бы вы не купались и рыбку не удили, как раз бы и уложились вовремя, – простонал Слава, – а теперь... теперь какую же я вам могу дать гарантию? Постараюсь сделать все возможное. А бог даст, так и невозможное». – «Насчет рыбалки ты прав, – заговорил Д.П. немного погодя, – но пойми же и ты меня. Я словно ума лишися, когда тот чудесный ландшафт завидел. Помнишь? Сосновый бор примыкает вплотную к березовой рощице. А чуть поодаль овсяное поле. За полем деревенька. Настоящая русская деревенька – как двести лет назад – без единого модерного строения. У ног же моих – ну что за чудо! – эта прозрачная, глубокая, всего-то в полсотню метров шириной река. А на другом берегу густые кусты ежевики. И надо же! в тот самый момент, когда мы вылезали из кабины, чтобы толкать грузовик, не знаю, заметил ты или нет, огромный уж выползал из воды, уже скрываясь за прибрежными водяными лилиями. Думаешь, такое на Западе можно увидеть? Думаешь, так вот просто можно там посидеть с удочкой? Как бы не так! Надобно специальное рыболовное разрешение. Экзамен нужно сдавать на право удить рыбу. Денег это немалых стоит. А если поймают без соответствующих бумаг, плати штраф».
     «Стало быть, не всем хорош ваш Запад», – осторожно вставил Слава. – «Как тебе сказать, – уклончиво возразил Д.П., секунду поразмыслив, вдаваться ли ему в долгие и путаные разъяснения, но, решив, что вопрос этот сложный даже для него самого, не говоря уже о простецком Славином уме, подытожил с философской лаконичностью, – видишь ли, везде есть свои преимущества и недостатки. Важно, чтобы между теми и другими сохранялось должное равновесие. Когда одно слишком перевешивает другое, это очень нехорошо. Значит, в обществе назревает глубокий кризис. Понимаешь?» – «Понимаю. Но я-то думал, что чем больше преимуществ, тем как раз стабильней общество. Это когда много дурного – то есть по-вашему недостатков – вот тогда обществу и грозит беда». – «То же самое и я хотел сказать. Всякое сравнение, как известно, хромает. Ну а мое так и на обе ноги, – пошутил он, – но куда же мы теперь едем?»
      Слава судорожно проглотил слюну. «Кабы не ваше упрямое желание прибыть в город S. с восточной стороны, то есть стороны вашего бывшего сада, и вытекающая отсюда необходимость избегать любые приличные дороги, поскольку все они, хотите вы того или не хотите, подводят к западной стороне города, в обход вашего сада, повторяю, если бы не этот ваш фантастический замысел, мы бы давно уже приехали, причем даже в ваш сад». Д.П. отрицательно покачал головой : «Слишком рано не нужно. И слишком поздно тоже. Нужно вовремя. Нет, я не могу изменить мой план. Это значило бы погубить всю идею. А она мне чересчур дорога. От нее, быть может, зависит вся моя последующая судьба. Нет, это невозможно». – «В таком случае я ни за что не ручаюсь». Слава вырулил грузовик из луговой низины. Выключил для вескости мотор. Прижался к рулю, как прижимаются бегуны к земле перед стартом.
     Светало. Туман понемногу рассеялся. Кругом, насколько хватало глаз, открывалась, раздвигая горизонт, плоская равнина. Птицы отчаянно кричали, приветствуя начало нового дня. И далеко-далеко на Западе выпестовывались первые и крайние дачные дома.
     «Это и есть пригород города S., – подтвердил Слава, проследив направление взгляда Д.П. «Здесь кончается Азия и начинается Европа, только с обратной стороны, – задумчиво вымолвил Д.П., – так за чем же дело стоит?» – «Я знаю эти места, – мрачно скзал Слава,. – здесь самые коварные ухабы. А мне уже дважды, как вы помните, пришлосбь менять резину. Третий раз будет последним, предупреждаю вас. Запас кончился».
     Д.П. показалось, что он понял намек. Достав из бумажника банкноту, он ловко сунул ее под ремень, к Славиному животу : так, мол, надежней! Но тот, к его удивлению, наотрез отказался от денег : «Не надо. Это лишнее. Бог даст, управимся вовремя».
     И взвыв мотором, грузовик тронулся с места.


Рецензии