Коммунизм не наступит. Никогда...

Коммунизм не наступит. Никогда...
***
(Эта статья написана мною более 30 лет назад. Однако, я до сих пор стою на этих принципах, позициях, формулировках и выводах. Что ж, остаётся только порадоваться: вечные, сегодня сказали бы традиционные, ценности человеческой жизни остаются НЕИЗМЕННЫМИ!)

***
Во время"взглядовского" ток-шоу 9 марта народного депутата СССР Старовойтову кто-то спросил:
"Когда мы все-таки
построим коммунизм?"
"Никогда,- ответила она, - потому что он
противоречит природе человека."
"Тогда куда ведет нас КПСС?", -
прозвучало логичное продолжение вопроса,-
"Это спросите у самих
коммунистов"- парировала она. Впрочем, участников программы
ответы не очень-то обескуражили, поскольку сейчас об этом
можно услышать даже на улице...

Политическая религия.

В последнее время очень многие сравнивают коммунистический
идеал со своеобразной религией, политической религией.
И в самом деле: Маркс - бог отец, Ленин - бог сын, Бухарин, Зиновьев,
Каменев - апостолы, Кампанелла, Фурье, Оуэн - пророки. И всео-
бъемлющий дух коммунизма... Этот анекдот сейчас в ходу.
(Правда, в Северной Корее или на Кубе, например, могут поспорить,
у них свои кандидаты на эти должности)
"Ленин- жив!" (И не похо-
ронен) "Ленин - и теперь живее всех живых!"
Всякая религия состоит из"трех составных частей:  вероучения, культовых действий и организации. Вероучение - имеется..
Организация - тоже, даже культовые действия типа заседаний,
конференций, апплодисментов, процедуры голосования, речей, докладов, лозунгов, гимнов, символики и т.д.
Вот только по отношению к старой новоявленная религия повела себя, мягко говоря, не совсем мудро. Ведь почти все мировые религии, возникая одна после другой, органично "включали" в себя предыдущие.
Например, христианство - иудаизм, ислам - христианство (хотя бы частично).
Правда, Войнович в своей "Москве-2042", доводя до логического конца и одновременно абсурда, все же "предвещает" то, что там, у
них, Иисус Христос, наконец-то признан классиком, и его портрет "с галстуком и в пиджаке")  висит в одном ряду с членами Политбюро...
Но ближе к делу.
Коммунистическая религия в
одном моменте существенно отличалась от предыдущих.
Дело в том, что во всех человеческих мировых религиях (не будем путать религию и церковь!) идея бога выполняет очень важную
функцию - всесильного и всемогущего морального контроля и регулятора поведения человека, а значит, и общества.
И этот контроль находится вне человеческого общества, представляя собой ту, может быть, единственную точку опоры, тот маяк, благодаря
которому человечество (и отдельный человек) ведёт себя по пути
развития и прогресса.
Коммунизм, как религия, "свергает" бога
с небес дважды.
Первый раз, когда заявляет, что "религия общественный продукт, опиум народа, фантастическое представление
людей" (Маркс и Энгельс) и второй - когда создает собственного
"бога" уже действительно здесь на земле.
Что же происходит?
А происходит следующее: общество превращается в Мюнхгаузена,
который тянет себя из болота за собственные волосы..
Результат всего этого нам известен. "Научный"коммунизм - это политическая материалистическая религия. Странно звучит, правда! Оставим аналогии типа бог-отец, бог-сын на совести тех, кто это делает, но похоже, идея бога действительно имеет место в коммунизме.
И этот бог - коллектив, коллективность, коллективизм в различных вариациях. Другой вопрос, как идея воплотилась в жизнь или в виде Политбюро, или в виде советов трудовых коллективов.
Жизнь отдельного человека в нашем обществе до сих пор подчинена идеалам коллектива, общества, государства, ит.д. И обезличенный коллектив до настоящего времени может выбросить человека
на улицу, сделать безработным, изгоем, диссидентом и т.п. как
ни в одной стране цивилизованного мира.
И самое главное -  никто не будет выяснять по политическим мотивам или каким-либо другим это произошло. Итак, бог в коллективе, точнее, он сам коллектив, он обезличен и, что самое страшное, ошибается.
Мы сами жили в это время массового психоза, время потерянных ориентиров и нравственного затмения.

"Научный" коммунизм и его Классик.

К счастью, жизнь берёт своё и этот "социальный опыт", по-видимому, заканчивается, не дав никаких положительных результатов.
О том, что еще могло было бы быть мы знаем из большого числа опубликованных у нас антиутопий... Однако, для большинства из нас осознание кризиса потребовало
определенного времени.
Попробуем восстановить этот процесс.
1983 год.
Мы наконец-то поняли, что надвигается ядерный апокалипсис.
Ученые первыми подвергли критике классовую борьбу в международных отношениях и заговорили о новом мышлении, общечеловеческих ценностях.
Позже это признали и политики,
мы оглянулись на себя и увидели во что превратила классовая борьба наше общество.
Репрессии, гражданская война,
массовый побег интеллигенции и деловых людей, раскрестьнивание, опять репрессии - вот лишь некоторый результат забвения общечеловеческой нравственности.
Следующий момент в цепочке осмысления: культура, нравственность, просвещение - вот движущие силы общества, решили мы и увидели весь ужас фраз типа "сначала надо ввязаться в серьезный бой, а там -
видно будет" или "поднимем культуру народа на основе общественной собственности и диктатуры пролетариата".
Теория исторического материализма рассыпалась, словно карточный
домик.
Мы поняли, может быть, главное: русская интеллигенция, вместо того, чтобы кропотливо заниматься просвещением народа, взялась за оружие и.. поплатилась за это сама.
И здесь, наверное, самое время посмотреть на роль Маркса, этого классика "научного" коммунизма.
Идеи коммунизма - общества равенства, справедливости и счастья существовали и до того, как им придали "научный" характер Маркс и Энгельс.
Последние же, действительно построили довольно стройную схему,
состоящую, как нам известно со школьной скамьи из трех составных частей, которая, в последствие, была названа "единственно верным научным мировоззрением", правильно отражающем мир, "всесильным и верным учением".
Кратко, наверное, эту схему можно сформулировать так: исторический материализм - прибавочная стоимость - классовая борьба и диктатура пролетариата - коммунистическое общество.
Ленин постоянно подчеркивал и говорил об этих вещах, как о "великих открытиях", сделанных классиками.
Теперь мы видим как эти "великие открытия" с треском провалились (вместе с Берлинской стеной), не выдержав испытания временем, превратившись в очередные социальные утопии.
Сейчас даже многие могут оспорить материалистический тезис Маркса о первичности материальных потребностей человека
над его духовными потребностями.
И здесь, по-видимому мы подступаем к наиболее важному моменту.
К вопросу о человеческой
природе, который и сыграл роковую для идей коммунизма роль.

"Старик Адам" и коммунистическое общество.

"Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, в своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений" и
"учение о том, что люди -
есть продукты обстоятельств и воспитания... забывает, что обстоятельства изменяются именно людьми.. Совпадение изменения
обстоятельств и человеческой деятельности может рассматрива-
ться и быть рационально понята как революционная практика."
Прошу извинить за длинную цитату из Маркса, но в этом суть
коммунистического учения о человеке.
Итак, человек: отношение -
деятельность - революционная практика.
Все изменчиво, все непостоянно. Диалектика!
Где человеческая природа?
Ее просто нет, есть "совокупность всех общественных отношений". Все про-
блемы общества находятся в самом обществе. На каждом шагу
Маркс говорит о "саморазорванности, самопротиворечивости
земной основы" и ни слова о противоречивости человеческой
природы. Вот модель развития по Марксу. Да, люди злы, эгоистичны, агрессивны потому, что таковы общественные отношения.
Изменяя в революции общественные отношения, человек
изменяет самого себя.
Из горнила классовой борьбы, социали-
стической революции должен выйти качественно новый человек,
революционно-преобразованный.
И хотя средства-то не совсем
нравственные: революционное насилие, диктатура, экспроприация, зато уж цель - высокая, гуманная.
Так казалось.
Цель - новое общество справедливости, счастья, равенства и новый
человек в этом обществе, человек-ангел, который будет творить сплошное добро и именно тогда отпадет необходимость в государстве, праве, судах и даже политике.
Все люди будут стопроцентно нравственны.
Вот такая модель.
Не правда ли что-то напоминает?
Вспоминается наш знаменитый биолог-
мичуринец Т. Д. Лысенко и его опыты по "селекции сосны из ели" и
наоборот (в нашем случае будет точнее, сказать: "овцы из волка")
Однако, и сейчас сторонники коммунистической
(и частично социалистической модели) не отказались от желания осуществить, наконец, ее, призывая нас в очередной раз поверить им и.. поэкспериментировать.
Правда, они вновь, уже в который раз отодвинули горизонты в далекое будущее.
В такой ситуации вобщем-то понятно почему "политическая религия" коммунизма так невзлюбила генетику и кибернетику, "этих продажных девок империализма".
Ведь генетика говорила о "наследственном веществе", определенных стабильных наследственных признаках, передающихся от поколения к поколению генотипе вида и т.д.
Все эти вещи окончательно перечеркивали надежды на воспитание "нового человека", человека коммунистического общества. Перечеркивали они и изначальную первородность учения Маркса (который, впрочем, даже и не знал
о существовании генетических законов), выраженную им в те-
зисах, приведенных выше.
Генетические законы заставляли говорить о человеческой природе, которая в своей сущности чрезвычайно противоречива.
Она представляет борьбу двух начал:
биологического, материального и духовного, социального.
Эта борьба происходит в человеке с самого первого дня его появления на Земле.
С точки зрения многих мировых религий природа человека заключает в себе проитиворечие между божественным происхождением человека и его последующим грехопа-
дением.
На языке современной науки это может звучать так: противоречие между генетической запрограммированностью человека к самосохранению, эгоизму, агрессивности, к выполнению и удовлетворению "любой ценой" своих материальных потребностей и духовными, нравственными идеалами человека (вопрос о происхождении этих идеалов представляет собой
отдельный разговор).
Наверное, лучше всех о вековечной
неизменности человеческой природы сказал русский философ
Бердяев: "..Старик Адам все еще продолжает жить в нас".
Таким образом, коммунистический идеал столкнулся с генетическими законами, о существовании которых и не подозревал, и тем не менее, даже после этого опыт по его внедрению продолжался.
Сейчас во всех смертных грехах принято винить Сталина, это стало уже официальной точкой зрения.
Между тем, ему не откачешь в завидной последовательности в реализации
коммунистической программы.
Столкнувшись с трудностями, заклю-
ченными в самой природе человека, Сталин (вместе с его последовате-
лями типа Мао, Чаушеску, Пол-Пота или Кастро) решил уничтожать человека, вместо того, чтобы изменить идею,
превратив тем самым эту светлую идею в чудовищную реальность.
А теперь вновь вернемся к вышеописанной модели.
Она, как известно, не сработала. Классовая борьба, революция, диктатура - эти, мыслившиеся временными средства, превратились в
самоцель, стали вечными и, конечно же, они не смогли воспитать "нового человека".
Однако в такой ситуации и высокая
гуманная цель превратилась в свою противоположность.
Развитой социализм - в тоталитаризм, постоянное угнетение
и подавление человека, коммунизм - в духовное рабство со
всеподавляющей коммунистической моралью.
К счастью, всему этому, по-видимому, уже не суждено будет сбыться.
Но многие могут возразить: а христианский и вообще религиозный социализм?
Ведь он существует!
Да, общины христианского социализма известны человечеству давно (до настоящего времени существует иудейская коммунистическая община
в Израиле)
Однако, давайте разберемся.
Во-первых, религиозный социализм - это нравственное, духовное, общекультурное явление, а не способ производства или общественно-экономическая формация. Во-вторых, это добровольный выбор каждого человека, это выбор индивидуальности, свободной от общества.
В-третьих, это не всеобщее, а всегда частичное явление.
Безусловно, сознательность, духовность этих людей у многих
вызывает симпатии и даже восхищение (вспомним, например,
наше монашество и отношение к нему сейчас), однако, не стоит забывать, что те же монашествующие обретают духовную силу в нашей с вами слабости, они возвышают себя нравственно,
отталкиваясь от пороков, зла, несправеливости, существую-
щих в обществе.
Добро всегда существовало и существует только рядом со злом..
Их меньшинство, но они - "соль земли,
без которой земля была бы пресной", - вспоминается известное, библейское выражение.
И еще.
Очень важно не пересолить, как известно, иначе пища будет непригодной...
Итак, пока существует человек в своем первозданном виде, до тех пор будут существовать личная (частная) собст-
венность, присвоение, материальная заинтересованность, материальное обогащение, социальная и даже нравственная свобода - и все это будет выражаться в определенных политических интересах, это с одной стороны.
С другой стороны, будут продолжать существовать, как бы создавая необходимые противовесы, благотворительость, милосердие, духовное совершенствование, самопожертвование, моральная заинтересованность, социальная свобода (но нравственная необходимость) - и все
это будет выражаться уже в других политических интересах.
Иными словами, человеческая природа оказывала, оказывает и будет оказывать огромное, если не сказать решающее влияние, на всю историю человеческого общества, обеспечивая его стабильность, постоянство и преемственность.
Я не ставил себе задачу "развенчать" "вечно-живое, всесильное, научное мировоззрение", да и вряд ли стоит это
сейчас делать.
Это лишь некоторые размышления по поводу реплики народного депутата в телевизионной передаче.
И все же.
Каким образом идеи коммунизма вписываются в изложенную выше систему человеческой природы, интересов и ценностей?
На первый взгляд, они апеллируют к духовному началу в человеке, однако тут же заявляют о приоритете материального, говорят о нравственном, духовном совершенствовании
и тут же разрушают идею внесоциального бога, лишая тем самым человека ориентиров и заменяя личное духовное самосовершенствование социальной муштрой и коллктивным самооболваниванием, они решительным образом забывают и не хотят вспоминать об экологии: "Общество-бог" вправе подчинять себе все и вся, сделать своим рабом не только человека, но и
природу (особый разговор)
Здесь всё перепутано и поставлено с ног на голову.
Не защищая церковь, которая за несколько веков тоже потрудилась над искажением нравственности в угоду собственной власти, тем не
менее, интересно будет все же вспомнить о том, как духовенство
отнеслось к коммунизму в нашей стране, заклеймив его лидера
страшным именем Антихриста...
Однако, в очередной раз
апокалипсис, видимо, несколько откладывается....
***
1990 г.


Рецензии
В чем кроется великий смысл коммунистической идеологии? А смысл заключён в том, что не могут в едином общественном организме мирно существовать выделенные счастливые и богатые участки жизни, их банально постараются уничтожить те миллионы голодных и несчастные, которые обеспечивают богатство единиц! Именно поэтому человеческое общество с момента своего зарождения постоянно сотрясают восстания, войны, социально-экономические кризисы и революционные изменения сложившихся устоев.

В мировом сообществе происходит то же самое! Как только богатые народы будут умиротворены, счастливы, потеряют контроль и не смогут защищать своё право жить по своим законам, это право постараются уничтожить те, кто уже уничтожил свои когда-то богатые природные ресурсы и им не нравится счастливая жизнь тех, кто съел ещё не все свои ресурсы. А теперь голодным и злым нужны ресурсы тех, кто ещё не растратил все свои ресурсы и это подтверждает не только Ливийская Джамахирия, но и история развития Советского Союза, Древнего Рима и тысячи иных историй в жизни разных народов.

Весь мировой общественный организм на планете должен развиваться относительно равномерно, со своими лидерами и отстающими, но сражающимися за свой путь и свой выбор. Как только он слабеет, не развивает своё оружие и начинает почивать на лаврах собственных достижений – ждите беды. И неважно к кому это относится – к Ливии, США или России – процесс упрётся лишь во временные рамки, но результат будет един и неизбежен.

Но возможен и другой путь развития, когда со временем это процесс изменится и будет распространяться не только на общественные объединения, но и на каждую общественную единицу – вплоть до семьи или отдельного человека. То есть деятельность богатых семей/людей, пытающиеся уклониться от общественно полезной деятельности и вести праздную жизнь должна жёстко пресекаться. Это необходимо с точки зрения благополучного развития единого социального организма, поэтому любую болезнь организма запускать нельзя.

Как это ни странно, но диалектические законы развития общества позволяют нам с некоторой надеждой заглянуть в будущее и попытаться разглядеть контуры коммунистических идеалов, но всё по порядку.

Дело в том, что рыночное экономическое развитие многократно умножает товарную массу. То есть если мы сравним объемы продукции общества, то можно увидеть не только рост продукции, получать которую помогает теперь развитие науки и техники, но и, фактически, с каждой новой ступенью развития общество имеет экспоненциальный рост всей товарной массы. Часто это происходит почти без учёта сокращения природных ресурсов, как будто люди, как и представители других живых организмов, тоже неразумны.

И самое важное здесь то, что роста товарной продукции не должно быть в случае, если население оказывается неплатежеспособным, а это происходит! Либо люди должны иметь возможность приобретать новую продукцию, либо эта продукция не должна появляться на рынке!

А в этом случае неплатёжеспособных становится ещё больше, если дешёвая рабочая сила одних стран производит более дешёвую продукция для других. В этом случае низкая зарплата в одной стране и растущая безработица в другой позволяет обогащаться небольшой кучке капиталистов в обеих странах, как и позволяет увеличиваться росту нищеты простого населения в этих странах.

Указанные выводы можно подтвердить и исторически. Еще в начале прошлого века автомобиль могли покупать лишь единицы, тогда как сегодня многие миллионы граждан уже обладают подобной возможностью. Конечно, и здесь не всё так гладко, как хотелось бы, поэтому отрицать существенный рост богатства одной части общества и нищеты другой тоже не имеет смысла.

В итоге мы можем констатировать, что будущее восхождение на новую ступень общественного развития неизбежно! В то же время известно, что неизбежен и новый информационный уровень развития, переход к которому будет сопровождаться созданием глобального сообщества со своим правительством при структурных изменениях. А это породит новый и весьма существенный объем товарной продукции, доступность которого для населения тоже не должна вызывать сомнения. Либо эту продукцию покупают, либо её не должны производить, иначе опять будет социально-экономический кризис!

Из этого следует, что для сохранения природных ресурсов планеты необходимо либо существенное снижение роста производства второстепенной продукции, либо снижение численности населения! Либо смена монополии капитала на монополию законов о социальных гарантиях на достойные человека нормы необходимых каждому базовых социально-коммуникационных благ от их общего производимого в стране количества по количеству и квалификации труда для счастливой жизни всех трудящихся и их семей, что уже поняли народы стран Скандинавии и других социально развитых стран мира!

Конечно, это не сделает всех поголовно счастливыми, но это уже существенно ближе к тому «светлому будущему», о котором мечтали наши деды и прадеды. Подобное развитие общества совершенно необходимо не только на уровне обсуждения, но и уже ставится в виде целей общественной деятельности как для правительств многих стран мира, так и для их населения.

Аникеев Александр Борисович   22.03.2023 15:19     Заявить о нарушении