Аскетическое учение о развитии помысла в страсть

Принятие страстного помысла, развитие страсти и пленение ею. Развитие помысла в страсть на примере Родиона Раскольникова.

Согласно аскетическому учению, развитие в душе человека страсти включает в себя следующие основные стадии:

1) помысл, или прилог (приражение);
2) сдружение, или сочетание;
3) сосложение, соизволение;
4) борьба;
5) навык;
6) пленение;
7) страсть.

1. Помысел возник в сознании Родиона Раскольникова  самопроизвольно, помимо его воли под влиянием внешних обстоятельств, внешних чувств (бедность, положение сестры Дуни и мамы, социальная ситуация): “Тварь ли я дрожащая или право имею…”. Как он сам потом объяснял Соне Мармеладовой: “Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею…”. И помысел этот был от падшего духа: “Я хотел тебе только одно доказать: что черт-то меня тогда потащил, а уж после того мне объяснил, что не имел я права туда ходить, потому что я такая же точно вошь, как и все! Насмеялся он надо мной…”; “Да ведь как убил-то? Разве так убивают? Разве так идут убивать, как я тогда шел! Я тебе когда-нибудь расскажу, как я шел… Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку! Тут так-таки разом и ухлопал себя, навеки!.. А старушонку эту черт убил, а не я…”; “Но Раскольников в последнее время стал суеверен. Следы суеверия оставались в нем еще долго спустя, почти неизгладимо. И во всём этом деле он всегда потом наклонен был видеть некоторую как бы странность, таинственность, как будто присутствие каких-то особых влияний и совпадений”.

2. После появления в его сознании прилога (помысла) нельзя сказать, что Раскольников с ненавистью отринул эту мысль и забыл о ней. Об этом свидетельствует то, как вскоре услышанный им разговор об Алене Ивановне (старухе-процентщице) в трактире возбудил в нем интерес к этой мысли. То есть в сфере ясного сознания обнаружилось отношение к данному помыслу свободной воли Родиона в виде отклика чувства по поводу возникшего впечатления: “Вдруг он услышал, что студент говорит офицеру про процентщицу, Алену Ивановну, коллежскую секретаршу, и сообщает ему ее адрес. Это уже одно показалось Раскольникову как-то странным: он сейчас оттуда, а тут как раз про нее же. Конечно, случайность, но он вот не может отвязаться теперь от одного весьма необыкновенного впечатления, а тут как раз ему как будто кто-то подслуживается: студент вдруг начинает сообщать товарищу об этой Алене Ивановне разные подробности…”; “Раскольников был в чрезвычайном волнении. Конечно, всё это были самые обыкновенные и самые частые, не раз уже слышанные им, в других только формах и на другие темы, молодые разговоры и мысли. Но почему именно теперь пришлось ему выслушать именно такой разговор и такие мысли, когда в собственной голове его только что зародились… такие же точно мысли? И почему именно сейчас, как только он вынес зародыш своей мысли от старухи, как раз и попадает он на разговор о старухе?.. Странным всегда казалось ему это совпадение. Этот ничтожный, трактирный разговор имел чрезвычайное на него влияние при дальнейшем развитии дела: как будто действительно было тут какое-то предопределение, указание…”.

Далее ряд обстоятельств (слова Лизаветы, что она будет отсутствовать дома, знакомство с Мармеладовым, история Сони, письмо от матери, волнение о судьбе сестры Дуни) возбудил в Раскольникове напряженную мыслительную деятельность. То есть помысл нашел в его природе благодатную почву. В результате помысл укрепляется, разрастаясь в целую мечтательную картину, заполняя всю сферу сознания и вытесняя другие впечатления и мысли: “Он узнал, он вдруг, внезапно и совершенно неожиданно узнал, что завтра, ровно в семь часов вечера, Лизаветы, старухиной сестры и единственной ее сожительницы, дома не будет и что, стало быть, старуха, ровно в семь часов вечера, останется дома одна. До его квартиры оставалось только несколько шагов. Он вошел к себе, как приговоренный к смерти. Ни о чем он не рассуждал и совершенно не мог рассуждать; но всем существом своим вдруг почувствовал, что нет у него более ни свободы рассудка, ни воли и что всё вдруг решено окончательно. Произошло сочетание.

Сочетание с греховным помыслом подтверждают и следующие строки: “Письмо матери его измучило. Но относительно главнейшего, капитального пункта сомнений в нем не было ни на минуту, даже в то еще время, как он читал письмо. Главнейшая суть дела была решена в его голове и решена окончательно: "Не бывать этому браку, пока я жив, и к черту господина Лужина!... Еще бы! Думают, что теперь уж и разорвать нельзя; а посмотрим, льзя или нельзя!”.

3. Родион утверждается в справедливости своей теории, он относит себя к право имеющим, способным восстановить справедливость в больном обществе, он уже просто одержим своей теорией и начинает обдумывать все детали будущего преступления. Хотя в душе преступление уже совершено, ведь грех в намерении уже совершен: напряжением своей воли Родион не освободил сознание от мечтаний и картин будущего преступления, воля увлеклась помыслом окончательно, склонилась к нему, и возникла решимость осуществить то, о чем говорил помысел - произошло сосложение, или соизволение.

4. Но до самого преступления в некоторых случаях человек переживает еще борьбу между страстным влечением и добрыми наклонностями своей природы. Борьба имеет место только тогда, когда в душе человека еще не образовался дурной навык. В душе Раскольникова борьба еще пока была: “Заметим кстати одну особенность по поводу всех окончательных решений, уже принятых им в этом деле. Они имели одно странное свойство: чем окончательнее они становились, тем безобразнее, нелепее, тотчас же становились и в его глазах. Несмотря на всю мучительную внутреннюю борьбу свою, он никогда, ни на одно мгновение не мог уверовать в исполнимость своих замыслов, во всё это время. И если бы даже случилось когда-нибудь так, что уже всё до последней точки было бы им разобрано и решено окончательно и сомнений не оставалось бы уже более никаких, - то тут-то бы, кажется, он и отказался от всего, как от нелепости, чудовищности и невозможности. Но неразрешенных пунктов и сомнений оставалась еще целая бездна”.

5. Навык является таким моментом развития страсти в душе человека, когда греховная склонность уже проникла глубоко в природу человека. В человеческую природу Родиона греховная склонность проникла на тот момент глубоко, и борьба уже отсутствовала. Он полон решимости. Здесь следует заметить, что Родион сам себе словно не принадлежал, он был расколот (о чем фамилия его красноречиво говорит).

6. Отсутствие борьбы указывает на шестое состояние развития помысла - пленение. Оно выражается в том, что воля человека утрачивает нормативную, обязательную для человека, господственную, руководящую и контролирующую власть над отдельными влечениями и потребностями человеческой природы. В результате страстное влечение увлекает всю душу в сторону предмета страсти, заставляя всю ее мыслительную активную энергию сосредоточиться на последнем: “Никак он не мог, например, вообразить себе, что когда-нибудь он кончит думать, встанет и - просто пойдет туда... Даже недавнюю пробу свою (то есть визит с намерением окончательно осмотреть место) он только пробовал было сделать, но далеко не взаправду, а так: "дай-ка, дескать, пойду и опробую, что мечтать-то!" - и тотчас не выдержал, плюнул и убежал, в остервенении на самого себя. А между тем, казалось бы, весь анализ, в смысле нравственного разрешения вопроса, был уже им покончен: казуистика его выточилась, как бритва, и сам в себе он уже не находил сознательных возражений. Но в последнем случае он просто не верил себе и упрямо, рабски, искал возражений по сторонам и ощупью, как будто кто его принуждал и тянул к тому. Последний же день, так нечаянно наступивший и всё разом порешивший, подействовал на него почти совсем механически: как будто его кто-то взял за руку и потянул за собой, неотразимо, слепо, с неестественною силой, без возражений. Точно он попал клочком одежды в колесо машины, и его начало в нее втягивать”.

7. Страсть. Преступление совершено уже на физическом плане.


Рецензии