Молитва и деятельность человека
Свт. Феофан Затворник на вопрос, что значит непрестанно молиться, отвечает так: “Быть непрестанно в молитвенном настроении. Молитвенное настроение есть мысль о Боге и чувство к Богу совместно. Мысль о Боге - мысль о Его вездесущии, что Он везде есть, все видит и все содержит. Чувство к Богу - страх Божий, любовь к Богу, ревностное желание всем угождать Ему одному с таким же желанием избегать всего Ему неугодного и, главное, предание себя в Его святую волю беспрекословно и принимание всего случающегося как от руки Его непосредственно. Чувство к Богу может иметь место при всех наших делах, занятиях и обстоятельствах, если оно не ищется только, но уже водружено в сердце”.
А водружено оно в сердце тогда, когда человек вверяет себя Богу, любую свою деятельность осуществляет для Бога, ради Него и ближнего, и уже действует в нем Бог. Тогда и непрестанная молитва как постоянная память о Боге уже есть не трудное, а радостное, помогающее и укрепляющее дело.
Господь Иисус Христос Сам называет Себя врачом душ и телес наших, сколько исцелений было Им совершено: “Вот, Я приложу ему пластырь и целебные средства, и уврачую их, и открою им обилие мира и истины” (Иер.33:6).
В лечении участвуют трое: врач, пациент и Бог как истинный Врач души и тела. Бог есть Главврач, потому как в Св. Писании сказано: “Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его. Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его, сотворившего небо и землю, море и все, что в них, вечно хранящего верность, творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников, Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных…” (Пс.145:3-8).
Иными словами, человек в любой своей деятельности может и должен смело вверять себя Богу, а Он уже все управит. Свт. Феофан Затворник дал такое воодушевляющее толкование на стихи Псалма 118: “Если однажды ты вверил себя Господу, вседовлеющему для охранения тебя и смотрения о тебе, и если пойдешь вслед Его, то не заботься уже ни о чем относительно себя, но скажи душе своей: на всякое дело довольно для меня Того, Кому однажды предал я душу свою. Меня здесь нет; Он это знает. Тогда на деле увидишь чудеса Божии”.
“Блажен человек, которого вразумляет Бог, и потому наказания Вседержителева не отвергай, ибо Он причиняет раны и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его же руки врачуют” (Иов.5:17, 18). Как наказания, так и помощи Божией не должно отвергать. Потому молитва в любом деле ради Бога, для Бога не мешает, а только помогает в делах, требующих всецелого внимания человека. “Боже мой! на Тебя уповаю, да не постыжусь, да не восторжествуют надо мною враги мои, да не постыдятся и все надеющиеся на Тебя: да постыдятся беззаконнующие втуне. Укажи мне, Господи, пути Твои и научи меня стезям Твоим. Направь меня на истину Твою и научи меня, ибо Ты Бог спасения моего; на Тебя надеюсь всякий день” (Пс.24:2-5).
Молитва во время работы есть сигнал готовности человека к соработничеству с Богом: “И во всем, что он предпринимал на служение дому Божию и для соблюдения закона и заповедей, помышляя о Боге своем, он действовал от всего сердца своего и имел успех” (2 Пар.31:21).
Митр. Антоний Сурожский вспоминал: “Когда я был врачом, то старался, перед тем как увижу пациента, помолиться, войти в себя, в молитвенный дух, с тем чтобы все, что я буду делать, исходило из какого-то глубинного общения между Богом, мной и этим человеком”.
Бог оперирует руками человека, направляет внимание его внимание, стоит только обратиться к Нему за помощью.
А сколько помощников - святых Его - даровал нам Господь. Например, свт. Лука Войно-Ясенецкий. В углу его операционной висела икона, и он никогда не начинал операции без молитвы. Смею предположить, что и во время операций он пребывал в постоянной молитве, ассистируя Богу.
Свт. Лука в своей проповеди "О рассеянности при молитве" говорил: “Глубокие философы, глубокие ученые, мысли которых всегда сосредоточены на важнейших вопросах бытия, на трудных научных вопросах, всегда сосредоточены. Их мысли прикованы к этим вопросам, и они не рассеиваются, их мысли не блуждают везде и повсюду - мысли их удерживаются на том важном, чему они посвящают жизнь свою. Они всегда сосредоточены, и им надо нам подражать: как они сосредотачивают всю мысль свою, все стремления свои на весьма высоких вопросах философии и науки, так и мы, если хотим быть в общении с Богом, должны быть живущими в Боге, мысли наши должны быть всегда обращены к высшему… Видите: рассеянность в молитве есть результат того, что сердце не возносится всегда, от утра до вечера, к Богу, что люди не положили целью жизни своей восхождение к Богу и не замечают того, что не восходят к Богу, а нисходят всё ниже и ниже. Вот отсюда и нет молитвы”.
Таким образом, из слов Святителя можно сделать вывод, что любая деятельность человека, требующая всецелого его внимания, полной включенности и сосредоточенности, если делается для Бога, пред Богом, когда вектор действия и направлен к Богу, то через молитву возникает резонанс, т.е. амплитуда взаимодействия и сила соработничества человека с Богом возрастают.
Свидетельство о публикации №223032201161