Молитва. Главное её назначение

Молитва - это источник спасения, связующее звено между Богом и человеком, средство общения человека с Богом, несущее в себе такие блага как любовь человека к Богу, единение с Ним, вознесение на высоту всех добродетелей, привлечение благодатной помощи Божией. Молитва есть главная и непременная обязанность христианина, ведь она являет собой сердечное, благоговейное помятование о Боге, сердечное устремление к Нему. Молитва подразумевает и слово к Богу, и доброе душевное расположение, и добродетельные дела, проходящие через всю жизнь человека, а, значит, жизнь человека должна и способна стать непрерывной непрестанной молитвой.
По словам свт. Григория Нисского, молитва “посредством таинственной святости, духовного действия и неизреченного расположения прилежного в молитве вводит в единение с Богом”. А прп. Ефрем Сирин свидетельствует, что благодаря молитве человек “становится храмом Божиим”.
Прп. Иоанн Лествичник в своем Слове 28 говорит о священной и блаженной молитве как о матери добродетелей:  “Молитва, по качеству своему, есть пребывание и соединение человека с Богом; по действию же, она есть утверждение мира, примирение с Богом, матерь и вместе дщерь слез, умилостивление о грехах, мост для перехождения искушений, стена, защищающая от скорбей, сокрушение браней, дело Ангелов, пища всех бесплотных, будущее веселие, бесконечное делание, источник добродетелей, виновница дарований, невидимое преуспеяние, пища души, просвещение ума, секира отчаянию, указание надежды, уничтожение печали, богатство монахов, сокровище безмолвников, укрощение гнева, зеркало духовного возрастания, познание преуспеяния, обнаружение душевного устроения, предвозвестница будущего воздаяния, знамение славы”.
Дыханием души называет свт. Игнатий Брянчанинов молитву. Молитва нужна прежде всего не Богу (ведь Он и без нашего прошения знает Он знает, в чем мы нуждаемся, Бог зрит на сердце, Он видит самые сокровенные, самые тончайшие помышления и ощущения наши; видит все прошедшее и все будущее наше, Бог - вездесущ), молитва нужна нам как плач кающегося пред Богом, как излияние желаний сокрушенного и смиренного сердца, его прошений и воздыханий: “Нам необходима молитва: она усвояет человека Богу. Без нее человек чужд Бога, а чем более упражняется в молитве, тем более приближается к Богу. Молитва - причащение жизни. Оставление ее приносит душе невидимую смерть. Что воздух для жизни тела, то Дух Святой для жизни души. Душа посредством молитвы дышит этим святым, таинственным воздухом”.
Свт. Игнатий также предупреждает нас о том, что не всегда немедленно бывает услышано наше прошение, иногда Бог медлит в исполнении просимого нами, но это всё для нашего же блага: “Он видит, что нужно остановить на время это исполнение для нашего смирения, что нужно нам утомиться, увидеть нашу немощь, которая всегда обнаруживается очень резко, когда мы бываем предоставлены самим себе”. Ведь молитва как беседа с Богом есть высокое благо, которое зачастую гораздо выше просимого, поэтому “милосердый Бог, не исполняя прошения, оставляет просителя при его молитве, чтоб он не потерял ее, не оставил это высшее благо, когда получит просимое благо, гораздо меньшее”.
Прп. Макарий Великий доносит до нас важную мысль: “Глава всякого благого тщания и верх добрых дел есть всегдашнее в молитве пребывание, через которую и другие добродетели приобретаем”.


Рецензии