Пост. Чрезвычайное воздержание и неумеренный пост
Игумен Никон Воробьев о посте говорит: “Постящиеся, братие, телесне, постимся и духовно…”. И указывает на то, что больным, немощным и старым телесный пост часто вреден. Наверное, и для многих здоровых и молодых пост, лишенный духовного начала, тоже далеко не полезен.
И Св. Писание доносит до нас эту истину: “Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо;раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: "вот Я!" Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное” (Ис.58:5-9).
Продолжая мысль игумена Никона, душевный пост истинный, он полезен всем и всегда. Внутренний пост труднее внешнего, поэтому люди и предпочитают внешний.
Пост - это не просто воздержание в пище и питье. Отсутствие духовной составляющей поста, делание не для Бога, не во славу Божию, а для здоровья и красоты ради сводит всё к модному ЗОЖ, где я стараюсь для себя любимого, да еще и нос всем утереть: “Вот я какой подтянутый и красивый!”. И в этой гонке за навязанными нам эталонами красоты готовы доводить себя до опасных состояний, связанных с расстройством пищевого поведения- анорексия, булимия и т.п.
Конечно же, если говорить о истинных подвижниках, достигших больших высот духовного совершенства, то есть среди них способные совершенно обходиться без пищи и питья.
Но для христианина, не достигшего этих высот, нужно быть внимательным к себе. Чтобы неумеренным постом не нанести непоправимый вред и телу своему, и душе (если вдруг от видения своих подвигов человек на радостях возгордится).
Поэтому для каждого подвижника царский, средний путь - индивидуальный, зависит от состояния его души и тела, и здесь добродетель рассуждения дана нам в помощь. Иначе, говорит прп. Иоанн Кассиан Римлянин, “неумеренный пост не только может расслабить дух, но, обессилив тело, ослабить и силу молитвы”. И в назидание делится с нами своим ценным опытом: “Помню, что и я пострадал нечто... постясь до того, что потерялся позыв к пище, и я пребывал два и три дня без пищи, и нисколько не желал оной, если бы другие не побудили меня к принятии оной. Также, по коварному действию диавола, сон до того удалился от глаз моих, что я, проведши много ночей без сна, молил Господа, чтобы немного заснуть мне. И я был в большей опасности от неумеренности в посте и бдении, нежели от чревоугодия и многого сна. Итак, нам надобно заботиться как о том, чтобы по желанию плотского удовольствия не принять пищи прежде назначенного времени, или сверх меры, так и о том, чтобы употреблять ее и спать в назначенный час, хотя бы и не хотелось; потому что и чрезмерное желание плотского удовольствия, и отвращение от пищи и сна возбуждаются врагом нашим; притом неумеренное воздержание вреднее пресыщения; потому что, при содействии раскаяния, можно от последнего перейти к правильному рассуждению, а от первого нельзя”.
Золотые слова сказал прп. Серафим Саровский о мере подвига воздержания: “Не должно предпринимать подвигов сверх меры, а стараться, чтобы друг - плоть наша - был верен и способен к творению добродетелей”.
Свидетельство о публикации №223032201178