Сноха

Интересная роль. Для многих современных девушек мало известная. Во-первых, браки сегодня заключаются не только не на небесах, но даже и не в ЗАГСе. Довольно часто вообще нигде. Молодые живут без свекровей, свёкров и тёщ. Иногда даже не объявляя родителям, что они замужем, а их «мужья» - что они женаты. Таким стал институт брака, а точнее – безбрачия. Просто случайных отношений. Которые по меркантильным или романтическим соображениям  могут продлиться чуть дольше одной ночи. Некоторые живут годами, но поскольку эти отношения не оформляются понятиями «муж» и «жена», то и понятия сноха, свекровь, зять, тёща тоже утрачиваются.
В школьной программе был курс этики и психологии семейной жизни. Я вела его восемь лет и рассказывала о том, как строятся личные отношения не только между супругами, но и между всеми остальными близкими и дальними родственниками. О том, как строятся межличностные отношения. Что значит быть готовым к вступлению в брак.
Если совершить экскурс в историю семейных отношений, то легко заметить, что и статус невестки или снохи – жены сына – тоже сильно трансформировался за последние лет сто.
В эпоху домостроя сноху нередко выбирал не потенциальный жених, а его отец. Кому-то была нужна сноха с богатым приданным. Кому-то в дом нужна была работница – крепкая, выносливая, покорная. А кому-то был нужен родовой титул, чтобы, имея богатство, «выбиться» в дворяне, повысить свой общественный статус. Бывало, что свёкор, выбирая жену сыну, втайне надеялся, что и ему что-то перепадёт. Таких презирали и называли снохачами.
После революции 1917 года положение женщины в обществе формально, по новым законам, изменилось, но фактически, в силу живучести традиций, оставалось зависимым, подчинённым. Для того, чтобы отстоять свою реальную независимость, женщине приходилось бороться, нередко порывая семейные отношения и со своими родите-лями, и с семьёй мужа. Такие отношения свекрови и невестки, как Кабанихи и Катерины в классической драме Островского «Гроза» к сожалению, сохраняются и сегодня. Казалось бы, этого просто не может быть. Однако, женщина, жаждущая иметь сегодня традиционную семью, со многим должна мириться. В условиях, когда женщин намного больше (по самым скромным подсчётам социологов – на 10 миллионов), чем мужчин, ей приходится бороться за сохранение семьи. Уступать, унижаться, подчиняться не только мужу, но и свекрови. И хотя молодые семьи сегодня, как правило, живут отдельно, это ещё не значит самостоятельно. Если женщина материально зависит от семьи му-жа, то ни о какой свободе не может быть и речи. Правда, у современной женщины есть выбор: можно не создавать семью совсем или поза-ботиться о свободе и независимости, приобретя возможность самой зарабатывать на себя и детей. Конечно, самодостаточная женщина не станет пресмыкаться. Но это увеличивает потенциальную опасность распада семьи по другой причине: женщина, посвящающая себя добыванию средств, не может быть ни идеальной женой, ни идеальной матерью – у неё при нынешней системе организации общественного труда на это просто нет времени и сил.
Мне повезло. Моя свекровь оказалась интеллигентной женщиной, которая рада была, что её не очень путёвый сын решил жениться. Он не был перестарком, но лучше было отдать его в надёжные руки пораньше. Забегая вперёд, скажу, что эти руки оказались не такими уж надёжными и не сумели удержать её сыночка в рамках семьи.
Роль снохи хоть и видна только в семье и не предназначена для широкой публики, но требует старания, терпения и умения импровизировать.
Кое-что, я думаю, мне удавалось. Я старалась быть полезной: готовила завтраки, обеды и ужины для всей семьи, стирала, копала огород, консервировала. По совместительству оказывала свекрови парикмахерские услуги: красила ей волосы, делала причёски и обрабатывала ногти. Это не было эксплуатацией в чистом виде. Это был, скорее, честный обмен. Она запасала продукты, в том числе и дефицитные в то время сосиски, хорошую колбасу, растворимый кофе и пр. Мы не платили за жильё. Кроме того, я многому училась у неё. Это тоже был плюс. И вообще, плюсов было гораздо больше.
Не хочу ворчать, но молодые сегодня гораздо более заносчивы, чем наше поколение. И не потому, что они слышать ничего не хотят. У них просто другие источники информации, которые им всё расскажут, подскажут, не требуя при этом никакого чинопочитания и раболепства. Сейчас столько умных источников информации, что свекровь с её допотопным опытом просто отдыхает. Один Интернет чего стоит, не говоря уж о журналах, книгах и других источниках. С этим трудно да и не стоит спорить. При нынешних космических перегрузках на работе слушать ещё и ворчание свекрови – это перебор. Поэтому, честно, я даже не ностальгирую по поводу утраченных позиций старших. Независимость – это хорошо. Но дружить по-хорошему, сохраняя дипломатический нейтралитет, надо бы.
Не очень надеясь, что мои сожаления и пожелания как-то материализуются, пишу, полагая, что печатную информацию молодёжь воспринимает терпимее,  чем поучения свекрови, если, конечно, удосужится прочитать.
Может быть, став постарше и освободившись от профессиональной кабалы, они взгрустнут о предках и захотят что-то узнать о прошлом житье-бытье своих родственников, близких и не очень.
Вот и я, доживя до 62 лет и желая рассказать об отношениях в семье мужа, обнаружила, что не знаю, кем я прихожусь сестре мужа. Она мне – золовка. А я ей? Интересно, что никто из моих знакомых сверстниц  тоже не смог назвать мне эту степень родства. Когда-то я слышала, что моя тётка Марфа называла жену своего брата сношельницей.
Так вот, я этой сношельницей и была. Вернее, и сейчас есть. И хотя из-за развода родственные отношения разрушились, но с ней продолжаем общаться. Умер мой бывший муж, умерла и свекровь, с которой мы, слава богу, так ни разу и не поссорились.
Ей, конечно, было обидно, что я бросила её сына. Но она не упрекала меня, понимая, что жить с ним было не только нелегко, но и небезопасно. Развод уже в наше время не был редкостью и оформить его было не сложно. Правда, были ещё косые взгляды в сторону одинокой женщины, но это можно было пережить.
Золовка Валентина была человеком демократичным. Не могу сказать, что мы были закадычными подругами. Но мы с обоюдным удовольствием проводили вместе свободное время, ходили в баню, устраивая после этого маленькие пирушки с лимонадом и печеньем. До поздней осени купались в Хопре. Фотографировали всё и всех. Иногда вместе хлопотали по дому. Ей, по-моему, нравилось, как я готовила. Да она и сейчас меня хвалит, когда бывает в гостях.
Нашему сближению в последние годы способствовали два обстоятельства: её дочь с семьёй живёт с нами по соседству – дома рядом. А второе – мы обе и овдовели, и осиротели, похоронив своих родителей.
Ну и какая польза читающему от знакомства с этой ролью? Если сами не догадались, позвольте маленькое назидание: не разрушайте добрые отношения с бывшими родственниками. Даже если расстались с супругом. Ведь остаются дети. Тянется дорога жизни. И неизвестно, куда она приведёт.


Рецензии