Разговор с читателем

            
                Разговор с читателем

         
           Недавно, прогуливаясь по Летнему саду, я увидел на скамейке молодого человека в кожаной куртке, читающего книгу.  Мне показалось, что я его где-то видел. Присмотрелся – батюшки светы! – да это же Глеб, мой старый приятель по сайту Проза. ру. Его фотография на авторской страничке прочно врезалась мне в память. Впрочем, автором его можно назвать весьма условно: на сайте у него имелось всего лишь две миниатюры и три стихотворения. Но зато каким он был читателем!  Сколько ценных и полезных замечаний сделал мне Глеб, когда я публиковал свои первые рассказы. Как остроумно пародировал меня за напыщенные фразы.
          К сожалению, два года назад он удалил свою страничку.  И с тех пор мы больше не пересекались.
         
          Глеб меня тоже узнал, встал, поздоровался, пожал мне руку, а затем мы уселись на скамейку и разговорились.
Оказалось, что он перешёл на сайт ЛитРес. Я поинтересовался, почему.  «Наверное, контингент помоложе?».
          -- Не поэтому, -- ответил он. – Проза. ру -- это сайт для писателей, а ЛитРес  -- для читателей.  К тому же их руководство умеет зарабатывать, откликаясь на запросы людей, продавая контент напрямую пользователю. Даже у меня, какая-никая, а копеечка завелась.  ЛитРес только в год реализует более 2 млн. аудиокниг.  В машине это очень удобно -- глаза не устают.
         Не случайно они занимают две трети рынка легальных электронных и аудиокниг в России, сотрудничая как с мобильными операторами, так и с российскими и международными книгоиздательствами.

         -- Ладно, бог с твоим ЛитРесом, -- ответил я. – Ты мне лучше скажи, почему наша Проза – это не для читателя?
         -- Ну хорошо, -- ответил он. -- Скажу, только если ты не в руководстве этого сайта.
         -- Упаси господи! – перекрестился я. – Меня самого не раз банили за ненормативную лексику и свободомыслие.
         В общем, мы немножко поболтали и перешли на конструктив. Глеб изложил мне то, что он, как читатель, хотел бы видеть на Прозе.


         -- Ну возьмём ваш рубрикатор, -- начал он. –- Там существуют только разделы: стихи, рассказы, повести, романы и т. д.
Но это лишь самые общие характеристики, дающие представление о тексте. А вот произведение в 50 страниц – это что, повесть или рассказ?
         -- Ну, наверное, повесть.
         -- А в 40 страниц?
         Я пожал плечами.  «Ну, возможно, это мини-повесть».
         -- А такого раздела там нет. Необходим более подробный рубрикатор, как в шахматных электронных книгах.
Набрал, скажем, Сицилианскую защиту, нажал на крестик, появится несколько основных вариантов
(Дракона, Найдорфа и т. д.).  Нажал на крестик рядом с Драконом, развернулось ещё несколько вариантов
(с 0-0, с 0-0-0, атака Раузера и т. д.).  И так до тех пор, пока не найдёшь тот вариант, который тебе нужен.
        Также и с произведениями. Например, рассказы можно разделить по темам: рассказы о любви, рассказы о путешествиях, рассказы о войне и т. д.   А, скажем, рассказы о любви далее делились бы на рассказы о первой любви, о безответной любви,
о запоздалой любви и т. д. Вот тогда читателю будет легче ориентироваться и искать то, что его интересует.

        В чём-то он был прав.  Я сам не раз испытывал немалые трудности при поиске нужного текста на Прозе.
Помню писал рассказ «Малышня. Детский сад», где описание идёт от лица мальчика шести лет. А в этом возрасте у меня мало что в памяти осталось, от силы два-три эпизода, не больше.  А так как произведение входило в трилогию Летопись любви, у меня не было права на фантазию.
        Кто-то мне подсказал, что существует рассказ «Детский сад в Евпатории», написанный о том времени, что и у меня.
Вот бы мне их сравнить.  Но найти его я не смог, потому что Проза, увы! ищет только по автору, которого я тогда
не знал (Вадим Качала), а не по названию. А рассказ этот «пылился» в её памяти аж с 2006 года. Очень жаль. Если бы я в своё время ознакомился с этим произведением, то смог бы свой рассказ выстроить гораздо интересней.

        Между тем Глеб продолжал излагать свои мысли.
        -- В чём главное ценность Прозы? – убеждённо говорил он. – Проза – это прежде всего летопись нашей жизни, жизни нашей страны, нашего поколения, написанная живыми участниками событий. Эта та сокровищница, которая будет интересна потомкам, людям, интересующимся своим прошлым, а также людям творческих профессий, например, сценаристам. Шахназаров не снял бы свой фильм «Анна Каренина. История Вронского», если бы не было документальных записок и рассказов В. Вересаева о Русско-японской войне.
        Особый раздел, которого нет в рубрикаторе, -- документальная проза или, точнее, документально-художественная.
И независимо от того, каким литературным даром обладал автор, эти произведения зачастую обжигают до глубины души своей обнажённой правдой.
       
        Или возьмём краеведение. То, что могут рассказать люди о своём крае, о месте, где они живут, не сможет поведать никакая Википедия. Вот, к примеру, улица Воинова (ныне Шпалерная) в Питере, где я живу.  В справочниках можно найти сведения
о том, когда она появилась в городе, какие дома на ней находятся, когда переименовывалась и т. д. Но это сухая фактология.
        А по воспоминаниям современников мы можем узнать, где после войны стоял пивной ларёк, около которого собиралась местная гопота, узнать, что именно здесь дрались стенка на стенку Дзержинский и Смольнинский район в 60-ые, можем точно определить, где находилось окно местной красотки Тамары, под которым влюблённые воздыхатели исполняли ночные серенады. Интересно, кто сейчас живёт за этим окном: её внуки или правнуки?
         
        Я был с ним абсолютно согласен.  Мне довелось почти всю жизнь прожить на Сапёрном переулке в Ленинграде, в доме 9, но я не знал, что там до революции располагался первый в городе еврейский театр-студия, а сам переулок назывался
2-й Графский.
      
        С технической стороной текста тоже не всё в порядке. Шрифт только один, нет возможности выделения текста, хотя бы курсивом. А мне, как юмористу, ещё необходим и знак ударения, но его нет. Опубликованное стихотворение "липнет" к левому полю. Возможности сместить текст вправо, как в word, нет. Приходится отдельно каждую строчку перетаскивать вправо.
В иллюстрациях невозможно менять размеры, переводить из формата png в формат jpg.
      
         К сожалению, нет функции редактировать в Замечаниях и Сообщениях. Сделал ошибку в слове, а  исправить уже нельзя - приходится удалять весь текст.
         И неужели так трудно сделать программу, которая бы в тексте автоматически выставляла абзацы и делала отступы при прямой речи. Это позволило бы авторам экономить кучу времени.
       
         Иногда очень полезны замечания людей незарегистрированных на сайте. Одной авторше, пишущей о морском круизе, отставной капитан указал на 12 грубых ошибок. Сделал он это через свою знакомую, зарегистрированную на сайте. А почему бы не разрешить всем читателям делать свои замечания?

         -- А как ты относишься к анонсам? –- спросил я.
         -- Абсолютно нормально, -- кивнул он. –- Авторы за свой счёт имеют право продвигать свои произведения.  Да и денежка сайту не помешает, что бы там не говорили, в рыночное время живём. Но я бы сделал ещё и другие анонсы.
Скажем, 10 самых читаемых произведений октября публиковал бы в ноябре. А 10 самых читаемых в ноябре публиковал бы в декабре, тем самым помогая читателю выбирать самое лучшее.


        Однажды Глеб попал в очень неловкое положение: он целый месяц писал одной авторше и рецензии, и сообщения,
но так ни разу и не получил никакого ответа. А вскоре он совершенно случайно узнал, что женщина умерла ещё 7 лет назад.
На её сайте никаких объявлений на эту тему не было. «Надо как-то отмечать ушедших людей, -- сказал он мне. – Хоть каким-то значком».
        У меня тоже был похожий случай. «Действительно, как-то неловко», -- согласился я…

        -- А что бы ты ещё хотел изменить? – задал я очередной вопрос.
        -- Желательно, чтобы против названия каждого произведения значилось число читателей, прочитавших его, и не в течение последних двух недель, а с момента публикации. 
Тогда если передо мной два рассказа автора, но один прочитало 15 человек, а другой 615, то ясно, какой рассказ для меня предпочтительнее.      
        Также не мешало бы у каждого произведения выставить пиктограмму, указывающую на объём текста. А то читаешь рассказ, а в нём 50 страниц.  Ясно, что автор, используя слово рассказ, заманивал читателя на своё повествование.
    
        Будь моя воля, я бы вместо пространных резюме с перечислением различных регалий на авторской страничке в правом верхнем углу установил бы две рамочки под названием “Избранное”. В первой рамочке было бы название самого популярного, самого читаемого произведения писателя. А во второй –- самого лучшего, по мнению автора.
           Так, для автора Александра Пушкина в первой рамочке, скорее всего, будет "Евгений Онегин", а во второй, возможно, -- "Я помню чудное мгновение".
           Это поможет читателю быстро находить самое лучшее, избранное, -- и тем самым экономить своё время.

           -- И ещё.  Я бы сделал как в футболе: разделил бы авторов на вторую лигу, первую лигу, высшую лигу и суперлигу.
Ну, приблизительно: до 5 тысяч читателей – вторая лига, с 5 до 20 тысяч – первая, с 20 до 50 тысяч -- высшая,
с 50 до 100 тысяч -- суперлига. Как известно, во всех высокоразвитых сообществах существует своя иерархия.
        -- Ну а те, у которых свыше 100 тысяч, -- пошутил я. –- Ясноликие. Они могли бы, наверное, заходить без стука в кабинет к Кравчуку.
        -- Хорошая мысль, -- кивнул мой собеседник. –- Правда, должен заметить, что число читателей –- это показатель относительный. Я знал одну поэтессу, которая не пускала любовника в свою постель, пока он не зайдёт на её страничку.
        -- Какая тщеславная дамочка! -- невольно вырвалось у меня, и мы дружно захохотали.

        -- Кстати, эта проблема легко решается, -- предложил я. -- Достаточно сделать дополнительный временной фильтр.
Если посетитель «читал» стихи меньше 10 секунд, а прозу меньше 30, то такой посетитель читателем считаться не будет. “Кликуш” станет меньше.
        -- Это давно пора сделать, -- поддержал меня Глеб. – А теперь о рейтингах. Как известно, у каждого профессионального шахматиста есть свой рейтинг, определяющий силу игрока. Такой рейтинг можно выставлять и каждому автору на Прозе, начиная с высшей лиги.
За основу возьмём такой показатель, как число читателей, но сделаем к нему ряд повышающих коэффициентов. Здесь я бы учитывал и число прочтений, и количество полученных рецензий, а также количество упоминаний автора другими авторами
в списке избранных.
       
        -- Ну это где-то аналог современных баллов.
        -- Ну где-то так.
        -- Я не понял, ты что, хочешь по рейтингу определять лучшего автора. Но это же не совсем корректно. 
Как можно утверждать, что Пушкин лучше Лермонтова.
        -- Я согласен, -- творчество -- это не спорт, -- ответил он. -- Лучшего определять не надо, а вот лучших обязательно.
Ведь определяют же в конце футбольного сезона 33-х лучших футболистов. Первая призовая тройка и три десятки.
        -- А кто будет определять?   
        -- Компьютер. У кого больше читателей, тот и победил. 
 «Также было бы неплохо определять и лучшего читателя, -- добавил Глеб. -- Ибо без читателя нет и писателя. Это можно сделать в результате обычного опроса авторов в конце года».
   
        -- Ну эта-то номинация уже известна, -- сказал я. -- В последние несколько лет лучшим читателем Прозы безусловно является Элла Евгеньевна Лякишева. Она не только читает, но и указывает авторам на их ошибки и неточности. Помогает их творческому росту.
        -- К слову сказать, можно было бы организовать при сайте школу редакторов для обучения начинающих.  На сайте много квалифицированных, грамотных авторов, которые могут реально помочь молодым талантам. Заработал же проект Википедия, хотя, честно говоря, в своё время в него мало кто верил. Не случайно, среди того, что ты написал,  "Работу над ошибками" читают чаще всего.

        Когда мы расстались, я дал себе слово донести мысли Читателя до прозоровцев. Многое из того, что он сказал, совершенно справедливо и сомнений не вызывает.

========================================
 
P.S. Будь моя воля, я бы в конце года публиковал список ушедших от нас авторов, а также создал собственный поисковик специально для прозы.               
                03. 2023 год. СПб


Рецензии
Андрей, спасибо за проделанную работу по систематизации и улучшению работы на нашем сайте!
Многое верно.
Прочла и все отзывы читателей на Вашу статью. Тоже хорошие!
👍👏🤝
Но...
Прав Василий Х-цов, написавший:
"Мы на сайте - гости, которые не имеют слова" и что "текст Ваш - голос вопиющего в пустыне!"
Здесь главные НЕ мы, а... господа модераторы! (И не всегда объективные!)
☝😬😉
!!!
"- Ну а те, у которых свыше 100 тысяч, - пошутил я. – Ясноликие. Они могли бы, наверное, заходить без стука в кабинет к Кравчуку." - РАССМЕШИЛИ!
Я тоже, значит, "ясноликая"!?
Ну усё, пошла к... Кравчуку со всеми вашими с Глебом рац.предложениями!
🤣🤣🤣

Ольга Благодарёва   20.06.2023 08:52     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик. На всех литературных сайтах идёт борьба за читателя. А для этого нужно, чтобы читатель быстро находил самое ему нужное (в том числе по названию), самое популярное. И чтоб у него был выбор авторов. Хотя бы лучшие 5 произведений за каждыцй месяц публиковали.

Андрей Жунин   21.06.2023 15:02   Заявить о нарушении
Все литературные интернет-сайты - это явление современности. Прообраз советских литобъединений : заводских, институтских... А главное - при газетах небольших городов и райцентров. В этих газетах периодически печатались "Литературные страницы"... Областные газеты никаких членов ЛИТО на свои страницы не пускали.
А теперь для всех пишущих-желающих - пожалуйста! Интернет. Вот и всё...

Геннадий Атаманов   17.09.2023 10:58   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.