По касательной с партией

Нон-фикшн. Это такое новое направление в литературе. Вернее, направление старое, а слово новое. Включает всю нехудожественную литературу, вплоть до учебников, словарей и путевых заметок. И мемуаров. А у меня за жизнь столько интересных воспоминаний накопилось на самые разные темы, что так и хочется их зафиксировать. Вот, например, недавно почему-то вспомнилось про партию.

Как известно, в Советском союзе, где я прожила без малого 40 лет, была только одна партия – коммунистическая. И ни для кого не секрет, что без партийного билета невозможно было далеко продвинуться по службе, сделать карьеру. Но мало кто знает о другой стороне медали, с которой мне как-то пришлось столкнуться, правда, по касательной. Я во властные структуры не рвалась, так что и в партию вступать не стремилась, относилась к ней индифферентно – ну есть она и есть, наш рулевой. И вот сидим мы как-то в заводской столовой с лаборанткой Валей, обедаем. И видим, что от входа прямо к нам направляется руководитель парторганизации завода, имени сейчас не вспомню, но национальность осталась в голове - армянин. Он приветствует нас, присаживается на свободный стул и озадачивает меня таким вопросом:

– А что, Наталья, как ты думаешь, Валя по своим моральным качествам и трудовым показателям достойна вступить в компартию?

Валя выпучивает глаза, давится компотом и начинает громко кашлять, а я лихорадочно соображаю, какого ответа ждет от меня партийный босс и как это может отразиться на Вале. И выдаю что-то крайне неопределённое:
– Ну, в общем и целом, это, конечно, имеет место быть, так что, вполне возможно, в данной ситуации…

Он не дослушивает, встает, велит нам обеим серьёзно подумать о Валином вступлении в партию и ретируется от нашего столика. Валя наконец прокашливается, но смотрит на меня все такими же круглыми глазами и задает естественный вопрос:
– А почему он тебе не предлагает вступить в партию?!

На что я с видом знатока снисходительно отвечаю:
– Потому что партия у нас рабоче-крестьянская, и рабочих с крестьянами в ней должно быть большинство, а интеллигентской прослойки – меньшинство. Даже определенный план в процентах существует, не помню точных цифр. Видимо, нас, инженеров, уже достаточно, а основного состава не хватает. И поскольку вы, лаборантки, числитесь по рабочей сетке, он и решил подтянуть процент до нужного значения.

Вот такой был случай. Валя так и не стала коммунисткой. А две её более амбициозные коллеги вступили в партию. Это были молодые девчонки, они работали лаборантками и учились заочно, планировали подниматься по служебной лестнице после получения дипломов. Помню, как они гордились тем, что участвовали в партсобраниях наравне с руководящим составом предприятия. Приобщились к высшему обществу.

А еще вспоминается, каким ценным документом был партийный билет. И не только партийный, но и комсомольский. Как-то в школе на заседании комитета комсомола мы обсуждали вопрос о порче нескольких комсомольских билетов. А вышло это так: комсорг класса взяла их домой, чтобы заполнить, положила на стол и отошла, и в это время до билетов добралась собака и погрызла их. Девочку-комсорга обвиняли в небрежном хранении важных документов. Кто-то высказался в таком духе, что виновата, мол, не она, а собака, так что нужно просто выдать комсомольцам новые билеты взамен погрызенных. И до сих пор помню, как возмутился этим один из присутствующих учителей. Ведь билет, что комсомольский, что партийный, нужно беречь как зеницу ока! И рассказал случай, как одного коммуниста исключили из партии за то, что его партбилет пришел в негодность на охоте – размок в воде. При этом охотник еле выжил, провалившись под лед. Но оказался виноватым, что не уберег бесценный документ.

И еще история о партбилете. Подруга с мужем уезжали в отпуск и попросили меня поливать в их квартире цветы. Перед отъездом, передавая ключи, муж подруги доверил мне важную информацию – показал, где спрятал партбилет. С собой брать его не стал, видимо, тоже слышал истории о размокании и обгрызании. Так вот, оставил билет он в … мусорном ведре. Конечно, ведро помыл, документ упаковал, сверху мятой газеткой накрыл, вроде как мусор. И поручил мне каждый раз проверять, на месте ли партбилет. Я честно стерегла его и благополучно передала хозяину по возвращении из отпуска.


Рецензии