Хеф

        В связи с печальным известием мне вспомнилось, как много лет назад, возвращаясь с работы, я встречал на остановке возле Белорусской академии наук сокурсника по университету Аркадия Хейфеца. Вспомнился один разговор.
        –  Привет, Арик, как дела?
        –  Привет, все хорошо. Работаю с Институтом кибернетики над интересной темой по распознаванию образов для задач геологоразведки.
       – Но в этом институте больше практические задачи решают, а ты же теорией относительности и квантовой механикой увлекаешься?
        – Да, я и здесь пытаюсь методами квантовой механики решать их задачи.
        –  И как, получается?
        – Вроде да, я уже целую диссертацию написал. Но что-то не всем она понятна.  Лежит пока в столе у руководителя.

        Вспомнились встречи с Аркадием, ведь его уже нет. Мы вместе начинали учиться в группе № 7 на физфаке Белгосуниверситета (1965 г.). Дружная была группа, дни рождения, праздники проводили вместе, на картошку ездили, в туристские походы ходили.  До сих пор я поддерживаю связи со многими, спасибо интернету, теперь это не сложно. Жаль, «иных уж нет….» Не стало Юры Цыркунова, Вити Дербана, Толи Нехая… Теперь вот и Аркадия.

        После 3-го курса наша группа разделилась.  Общие курсы закончились, начиналась специализация. Кто-то хотел пойти на ядерную физику, кто-то на физику твёрдого тела и полупроводники, кто-то на теоретическую физику и др.  Каждый студент стоял перед выбором: в какой области работать в будущем. Все казалось интересным. Организовали кружок-семинар по теоретической физике, меня даже избрали там старостой. Кружок вел заведующий кафедрой профессор А.Е. Левашов –  специалист по общей теории относительности и космологии. Часто с нами работал А.А. Сокольский, тогда еще молодой специалист и начинающий преподаватель.  Семинары проходили живо и интересно. Уже тогда меня удивляло, что некоторые наши студенты, как мне тогда казалось,  глубоко разбирались в вопросах релятивистской теории гравитации, делились тем, что узнали из книг. А когда начинали дискутировать Аркадий Хейфец и Анатолий Власов, мы стояли, открыв рот от изумления. Они на голову были выше всех,  знали больше нас.

        После окончания БГУ Аркадий несколько лет работал в Минске. К сожалению, его работы не нашли понимания, он использовал незнакомые технарям квантово-механические подходы. И в Институте кибернетики его труд не был оценен. Он мне рассказывал, что позже сделал еще одну работу по микроструктуре крови, работая в Институте переливания крови, даже еще одну диссертацию написал, но там тоже мало кто ей заинтересовался.   Я еще тогда высказал предположение, что ему стоило бы связаться с крупными учеными в Москве, которые его лучше поймут, такими, например, как наш земляк академик Зельдович Я.Б., который иногда приезжал в Минск.
 
        Он ничего не рассказывал о своих планах, но вскоре мой друг – Юрий Цыркунов* написал мне, что попрощался на Киевском вокзале с Хефом.  Аркадий уезжал за границу на ПМЖ. После некоторых задержек в Европе Хеф (мы так называли Аркадия) приехал в США.   Там он поступил в аспирантуру к знаменитому ученому проф. Джону Уиллеру (John Wheeller), книгами которого увлекался еще студентом.  Его близкий друг, наш однокурсник – Алик Фридман, показывал мне их переписку. Аркадий писал, что ему просто повезло. Джон Уиллер уже был на пенсии и работал консультирующим почетным профессором в Университете в Техасе (Professor Emiritus).  Побеседовав с Аркадием, Уиллер  предложил  поступать к нему в аспирантуру и согласился стать его научным руководителем. Через год Аркадий защитил диссертацию, а еще через несколько лет стал полным профессором крупного университета в штате Северная Каролина. Мы – его сокурсники, были рады за него.

        Я хочу немного остановиться на фигуре Уиллера. Джон Уиллер американский физик-теоретик, член Национальной академии наук США (с 1952).  В 1966 году Президент Американского физического общества. В сороковых годах работал в Копенгагене у Нильса Бора. Уиллер вошел в историю мировой науки. Им были придуманы несколько ныне распространенных терминов, таких как чёрная дыра (black hole), квантовая пена, замедление нейтронов, и др.  Он внес заметный вклад в ядерную физику, термоядерный синтез, в специальную и общую  теории относительности, в единую теорию поля, теорию гравитации, астрофизику. Уиллер сотрудничал со многими учеными, ставшими классиками в физической науке: Грегори Брейтом, Нильсом Бором, Энрико Ферми, Юджином Вигнером, Лео Сцилардом,  Д. Хилом. Работал в области гравитации и релятивистской астрофизики. Его исследования посвящены квантованию гравитации,  гравитационному коллапсу, структуре материи чрезвычайно большой плотности и температуры. К этим работам подключился и Аркадий. У них сложились общие интересы, и Аркадий продолжал с ним сотрудничать до последних дней жизни Уиллера.

        Во время каникул в университете Аркадий ездил в знаменитую Лос-Аламосскую лабораторию, куда его приглашали поработать на эти месяцы. А основным местом  работы был математический департамент Университета штата Северная Каролина (NCSU). В выходные дни он любил с женой Люсей ездить в горы и на море. Ему нравилось водить машину, хотя случались и аварии. Поэтому он предпочитал мощные и большие автомобили, полагая, что они безопаснее. Любил иногда сам возиться с машиной, что-то в ней совершенствовать. Когда я спросил, что он там изменил, признался, что не знает, как это называется по-русски, ведь в Беларуси у него машины не было. Любил грузинские вина, не жалел денег на хорошее вино.  Мы подолгу с ним разговаривали по телефону, он рассказывал о себе, расспрашивал о наших общих знакомых. Ему было интересно поговорить с моей дочерью – Алиной Холмс, в то время она только начинала свой путь в преподавании и науке. Давал рекомендации из своего опыта, ведь он был уже полным профессором. Говорил, что достиг в карьере максимального уровня, дальнейший рост возможен только по административной линии. «Но ты же знаешь, это не мое», – шутил он.
        Интерес ко многому у Аркадия угас после смерти жены.  Несколько раз в неделю он ходил на ее могилу. Мне честно признавался, что его многое перестало увлекать, несмотря на поддержку друзей, жить ему стало не интересно.
        – Можно ли жить без руки, ты все время чувствуешь ее отсутствие и боль? – так он мне описывал свои чувства и  ощущения. 
        Его коллеги отмечали, что они с Люсей «были родственными душами навечно». Она ушла более, чем на 10 лет раньше его.
        У Аркадия появились проблемы со здоровьем,  хотя к врачам обращаться не любил, а после смерти жены врачей возненавидел. Считал, что они виновны в ее смерти, вовремя не поставили диагноз.  БОльшую часть жизни Хеф курил, потом бросил. О врачах неприязненно говорил: «В их в глазах я вижу только одно –  доллары». Признавался, что у него есть некоторые проблемы с диабетом, принимал какие-то лекарства, но не сильно переживал по этому поводу. Когда врачи его начинали пугать опасностью развития болезни, он их быстро успокаивал: «Честно скажите, сколько мне осталось жить: неделю, месяц, год…?» Врачи сразу меняли тему разговора. Хочется отметить, в Америке врачам выгодны больные пациенты, ведь на каждом визите они неплохо зарабатывают. Аркадий работал в государственном учреждении, и у него была  оплачиваемая страховка.
        К нему иногда заезжали друзья и коллеги. Например,  с ним встречался  Ю. Цыркунов, когда приезжал в США участвовать в научной конференции. Бывал у них в университете и другой наш сокурсник Анатолий Власов. Кстати,  Хеф вспоминал, что выступление Власова на университетском семинаре у специалистов вызвало немалый интерес. Насколько знаю, Анатолий по-прежнему работает в одном из университетов в г. Минске.

        Когда Аркадия не стало, вышла публикация**, где коллеги по американскому Университету написали в его честь много теплых слов. Некролог начинался словами:
        – Доктор Аркадий Хейфец, 74 года, специалист по общей теории относительности Эйнштейна и профессор математики в Университете штата Северная Каролина (NCSU), скончался, борясь за жизнь, 27 ноября 2021 года в г. Роли (Raleigh), штат Северная Каролина. Родился 14 июня 1947 г. в Белоруссии; он был супругом Людмилы Хейфец и сыном покойных Михаила и Елены Хейфец.
        В публикации много говорилось о его жизни, подробно можно ознакомиться с её текстом на сайте университета** Там же написано, что Аркадий был «смелым революционным гением в математической физике и заложил основы аскетизма Уиллера в законах физики, построил пост-йоркскую каноническую формулировку квантовой гравитации».  Недавнюю опубликованную работу со своими учениками он считал самым глубоким исследованием связи электромагнитного поля Максвелла с гравитацией.
В завершении публикации было написано:
        – Аркадий и Людмила Хейфец прожили свою жизнь полноценно!

         А мне бы хотелось добавить: он плодотворно трудился и ушел к своей любимой жене.  Друзья, сокурсники, моя семья и я рады, что Аркадий смог себя реализовать в жизни и в науке. Скромный, тихий человек, он добился всего сам. Стал  известным ученым в сфере фундаментальной науки, воспитал сотни студентов и аспирантов. 
        И еще. Меня не сильно волнует, что наши люди уезжают за границу и становятся учеными, инженерами, специалистами высочайшего уровня. Уезжают родившиеся и выросшие на нашей земле «собственные Платоны и быстрые разумом Невтоны».  Зарубежная карьера не только помогает им совершенствоваться, эффективно работать,  реализовать себя в соответствующих областях, но и в бОльших масштабах способствует мировому научно-техническому прогрессу.
        И еще подумал, чтобы руководить умными, их ценить, понимать, мотивировать и направлять,  на главных должностях должны стоять умные и образованные лидеры.

        Фото: Слева Аркадий в БГУ, Минск (снимок А.Скобкарева); справа с сайта Госуниверситета Северной Каролины (www.dignitymemorial.com/obituaries/raleigh-nc)

        *http://proza.ru/2022/07/04/1719

        **


Рецензии
Интересная статья, близкая мне по духу - работал сотрудником в бывшей СОАН СССР в Новосибирске.
Вы перечислили имена ученых с мировым именем - Джон Уиллер, Грегори Брейтом, Нильс Бор, Энрико Ферми, Юджин Вигнер, Лео Сцилард, Д. Хил. Среди них нет ни одной российской фамилии - Капица, Ландау, Зельдович...
Почему наши ученые не на должной высоте? Не понятно чем теперь занята Академия Наук наша? Некоторые в инете говорят - ее совсем развалили. Им видать не до высот науки и земной практики теперь. Один Алферов отличился.
Есть книга - "СССР в интерьере нобелевских премий", так там приведена смешная цифра о количестве полученных премий российскими учеными - 2.5 %.
Унизительно мало для такой великой страны. Может опять "враги" виноваты?

Алекс Савин   06.04.2023 17:27     Заявить о нарушении
Спасибо, Алекс, за интерес! Здесь я написал про нашего сокурсника, меня попросили рассказать. А про Зельдовича ему я говорил, давал советы. Хотел отметить, что Хеф реализовал свою мечту работать там, где ему было интересно и где его понимали. У нас он не пробился. Другие были качества важны.
А я отметил, что наука все ж интернациональна. И знаю многих, кто свой вклад несет в копилку знаний. Один биолог говорил, что у него в США нормальные условия работать, и что своим коллегам из РФ он помогает грантами. Быть может, так быстрее рак будет побежден.
С уважением,

Владимир Кожин 3   07.04.2023 02:15   Заявить о нарушении
Я полагаю что люди науки намного порядочнее чем политики, коммерсанты, работники сцены и пр. Их объединяет идея познания первоистин природы, Космоса, Вселенной. Пример тому адронный коллайдер в ЦЕРНе, строительство экспериментального термоядерного реактора во Франции, сотрудничество в космосе. Я с нетерпением жду новых открытий наук - физики, биологии, нейрофизиологии, космологии. Хочется до конца жизни увидеть, услышать о крупных открытиях. Ведь если по-философски порассуждать, то науки совсем молоды, многое познали, но это всего лишь 0.0...1% от бесконечного Неведомого. А оно явно скрывает нечто такое, что не может уложиться в человеческой голове современного человека. Уже не укладываются эти квантовые неопределенности, запутанности, кварки, детерминированные хаосы, расстояния в миллиарды световых лет, Черные дыры и многое другое.
Моя специальность - кибернетика и меня к примеру очень забавляет самоуправляемость одиночной клетки - амёбы. Она ловко управляет своими ложноножками чтобы убегать от света в тень, из агрессивной среды в нейтральную и хватать пищу крупнее себя. Как построен его контур управления - биологи до сих пор не знают, лишь придумали термин - статизм, а у растений - тропизм.

Алекс Савин   07.04.2023 11:15   Заявить о нарушении
Спасибо, интересно очень. С процентами, наверное, правы. И сложность мироздания немногих не пугает. Кого спасает вера, все кажется не сложным. Бог задал программы, и все им следуют.
У меня есть знакомые, связанные с работами на коллайдере. И в США во Флориде и в Институте физики НАН Беларуси. Хороший пример совместных научно-технических интернациональных усилий. Космические программы тоже. Жаль, политики рулят.
Что касается амебы, я вдруг вспомнил пылесос у нашей дочери. Я готов подолгу за ним наблюдать и наша кошка с опасеньем тоже. Он ползает, жужжит, препятствия обходит. Конечно простейший робот, но мне не предсказать его движений. Живые существа поражают логичностью поведения, наверное, естественный отбор?
Желаю вам успехов, с уважением,

Владимир Кожин 3   07.04.2023 20:50   Заявить о нарушении
Роботы да, они всегда завораживали людей начиная от механических андроидов. Только у нас степень роботизации хромает, особенно в промышленности. Если в Южной Корее и Японии это 30-40%, то у нас на порядок меньше. Привыкли мы быть "впереди планеты всей" с точностью наоборот начиная с царя-батюшки. В мире произошли три промышленные революции и отголоски их доходили до нас с запозданием на десятки лет. Теперь тоже самое повторяется с электронной промышленностью и информационными и другими технологиями. Но власть заговорила о цифровизации и научилась произносить "микроэлектроника". Видать санкции подстегнули ("русский мужик не перекрестится пока гром не грянет").
Недавно посмотрел ролики "Японское голографическое чудо". Изумительные достижения - на улице, в торговом центре изобразили 3D кадры с белыми медведями, динозаврами, с выпрыгивающими до потолка кашалотами (в спортзале). Советую посмотреть. И обещают в этом десятилетии голографическое объемное видео без очков.
Теперь вот ИИ - искусственные интеллекты вместо компов пойдут. Хотелось бы иметь на столе своего персонального консультанта. С Алисой уже интересно, не говоря о настоящем ИИ.
С амебой случай уникальный, если у высших животных есть нервная система для самоуправления, то у амебы ничего подобного нет - она одноклеточная, а успешно самоуправляется. Их род существует более миллиарда лет. Живут, в ус не дуют.

Алекс Савин   07.04.2023 23:26   Заявить о нарушении
Алекс, немного позже я написал простую миниатюрку на тему ИИ. Но есть обеспокоенность у многих, судя по рецензиям. Мне интересно Ваше мнение:
http://proza.ru/2023/05/05/1614
С уважением и добрыми пожеланиями.

Владимир Кожин 3   18.06.2023 22:49   Заявить о нарушении
Создание ИИ по эффекту похоже на изобретение динамита - полезно и опасно. Для безвредного применения человек опять не дорос, ибо все прогрессивные новинки цивилизации создаются интеллектуальной элитой. Контраст между ними и простым людом очень велик не только по знаниям, но и по менталитету. Миллионы обывателей не понимают как работает ТВ, мобильник, компьютер, а умеют ловко манипулировать кнопками и знают что выйдет в результате на экран. А основы знать не хотят, так как это трудоемкое дело, затратное. Многие хотят минимизировать расходы и максимизировать доходы, удовольствия, полезность.
Это приводит к потребительскому образу жизни. Возникает сословное неравенство в обществе. Боюсь что оно будет возрастать по мере усложнения техники и технологий и появится каста элиты, желающей захватить власть над серой массой. Да еще криминальная каста с большими деньгами эту элиту может купить и заставить работать на себя. Похожие признаки в мире есть. Это военно-промышленный комплекс и обслуживающее его политическое окружение с далекими от гуманитарных мечтаний. Они планируют войну армий ИИ во всех сферах. БПЛА - это ласточки лишь. Что из этого выйдет дальше - никто не знает. Но явно через десятилетия уже мир будет кардинально другим. Скорость обновления мира резко возрастает. Её может замедлить лишь истощение невозобновляемых природных ресурсов, что тоже не за горами.

Алекс Савин   19.06.2023 05:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.