Мысли на заметку. 25-26 мая 2013 года

       [...] Мамардашвили после обеда. Я с ним не согласен в этом: я не сознаю себя сознающим, я ПОНИМАЮ себя сознающим. У нас изменяется понимание, но не может меняться сознание. Но тогда возникает вопрос, накопленное количество понимания изменяет ли уровень самосознания? Мы так говорим: «самосознания». А это никакое не самосознание. А всего лишь уровень самопонимания.
 
       Понимая мир, мы понимаем себя в этом мире. Поняв себя, мы отрицаем существование мира как всего того, что существует. Мы приходим к пониманию всего существующего как сознания.

       [...] Подумать, понять, осмыслить, осознать — это всё этапы одного процесса: мышления (когито). И мне представляется, что термин «осознание» не совсем приемлем. Сознание является источником процесса мышления, но весь процесс мышления не имеет отношения к сознанию. А с другой стороны, любой акт когито (мышления) можно рассматривать как осознание. Но в этом смысле любое проявление жизни можно считать осознанием.

       Сознание может проявляться в виде дерева, а может — в виде мыслящего Толстого. Мышление. Да, мышление есть осознание в общем смысле, но осознание не может быть составной частью мышления.

       (Это всё навеяно «Картезианскими лекциями» Мераба Мамардашвили.)

       Уяснилось. (Ещё один термин.) А голова всё думает о насущном. Практическая мысль — это постоянное дыхание мышления. И её нельзя остановить, как нельзя остановить дыхание без угрозы уничтожения телесной формы жизни.


Рецензии