Выдающиеся гитаристы. Фердинандо Карулли

Фердинандо Карулли – итальянский классический гитарист, педагог, композитор, один из самых выдающихся гитаристов за всю историю.
Карулли родился в богатой семье 10 февраля 1770 года в Неаполе, Италия. С раннего детства обучался игре на виолончели, а примерно в 16-17 лет заинтересовался гитарой и начал самостоятельно учиться играть на ней. Учителей гитары в Неаполе не было, поэтому Карулли разработал собственный стиль исполнения на данном инструменте. Разработав собственный стиль исполнения, Карулли через некоторое время достиг значительных успехов и начал давать концерты в Неаполе, вскоре заслужив славу лучшего гитариста Италии. В это время он начинает сочинять свои первые произведения.
В 1801 году музыкант женится на француженке Ма-рии-Жозефине Бойер и уезжает в Париж, где продолжает активную концертную и композиторскую деятель-ность. Музыкальные критики писали, что Карулли был первым музыкантом, открывшим для парижской публики возможности гитары как серьёзного концертного инстру-мента. С 1805 года композитор начинает гастролировать, посещает Милан, Вену, Гамбург. В 1808 году возвращается в Париж. В период с 1800 по 1812 года написал больше 300 произведений. В 1811 году композитор заканчивает «Полную школу игры на гитаре» — первое в истории крупное учебное пособие такого рода. «Школа» была переиздана во Франции и за рубежом и быстро стала весьма популярной.
В качестве исполнителя у Карулли практически не было конкурентов, кроме Маттео Каркасси. Популярность Карулли продолжалась до начала 1820-х годов, когда популярность получил Фернандо Сор. С этого момента Карулли живёт уединённо, полностью посвящая себя композиторской деятельности.
В 1825 году написал ещё два учебных пособия – «Гармония применительно к гитаре» и «Импровизации». В 1826 году Карулли с помощью парижского музыкального мастера Рене Лакота сконструировал и запатентовал необычный инструмент — десятиструнную гитару (названную им «декахордом»), для которой также написал учебное пособие.
Сын Карулли, Густаво тоже пошёл по стопам отца. С 1830 года он начал творить, в то время как Фердинандо окончательно отошёл от дел, изредка преподавая.
Фердинандо Карулли скончался в Париже 17 февра-ля 1841 года от осложнений, вызванных простудой.
Карулли — один из первых в истории сольных ис-полнителей на классической гитаре, его игра отличалась чистотой, красивым звучанием и виртуозностью. Он также имеет большое значение как композитор: его сочинения (более 400), написанные в стиле раннего итальянского романтизма, жизнерадостном, изящном и грациозном, входят в репертуар многих мировых исполнителей. В них композитор использует приёмы, заимствованные из практики современных ему скрипачей и пианистов — быстрые арпеджио, восходящие и нисходящие пассажи и др. Многие произведения Карулли имеют программу, то есть заявленное заранее содержание пасторального, мифологиче-ского, политического и др. характера: Соната «Великий Наполеон», «Взятие Алжира» и т. п. Перу композитора принадлежат многочисленные камерные ансамбли с гитарой — дуэты, трио, квартеты, песни и романсы для голоса и гитары. Помимо «Школы игры на гитаре» Карулли также написал ряд этюдов и учебных пьес, а также уникальное в своём роде руководство «Гармония примени-тельно к гитаре», предназначенное для обучения правиль-ному переложению музыки на гитару.


Учебные и методические работы:
• «Полная школа игры на гитаре» (1811, редакции и дополнения 1814, 1825 годов и др.)
• Сольфеджио для голоса и гитары (1822)
• «Гармония применительно к гитаре» (1825)
• «Импровизации» (1825)
• «Полная школа игры на десятиструнной гитаре» (1826)


Рецензии