Сочинение. ОГЭ - Литература. Задание 5. 1

Задание 5. Сочинение 5.1. Литература  ОГЭ 23
Часть 2
Выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (5.1–5.5) и укажите её номер в бланке ответов № 2.
 Напишите сочинение объёмом не меньше 200 слов (при объёме меньше 150 слов за сочинение выставляется 0 баллов).
 Раскройте тему сочинения полно и многосторонне.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения(-ий).
Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок. Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий).
Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво.
5.1. Против чего протестует Чацкий? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
5.2. В чём схожи и в чём различны, с Вашей точки зрения, натуры Печорина и Вернера? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
5.3. Как в прозе Л.Н. Толстого проявился «дар чрезвычайной наблюдательности», подмеченный филологом Н.К. Гудзием? (На примере одного произведения)
5.4. Как в отечественной лирике второй половины ХХ – начала XXI в. раскрывается тема любви? (На примере не менее двух стихотворений)
5.5.  Какие сюжеты произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений)
!  Проверьте, чтобы каждый ответ был записан рядом с номером соответствующего задания.
Критерии оценивания выполнения заданий 5.1–5.5, требующих написания сочинения (в объёме не менее 200 слов) Критерий 1 «Соответствие сочинения теме и её раскрытие» является главным. Если при проверке работы эксперт по критерию 1 ставит 0 баллов, задание части 2 считается невыполненным, и дальше сочинение не проверяется. По другим критериям выставляется 0 баллов.
При оценке выполнения задания части 2 следует учитывать объём написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объём не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной, и задание оценивается 0 баллов4.
При объёме работы от 150 до 200 слов предельное количество ошибок для каждого балльного уровня не меняется.
Если в формулировке темы сочинения по поэтическим произведениям есть указание раскрыть её на примере не менее двух произведений (стихотворений, лирических поэм, басен, баллад), то при оценке такого сочинения по критерию 2 учитывается количество привлечённых произведений: при привлечении только одного произведения оценка не может быть выше 1 балла.
Критерии
1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие  -  3 б
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне
2. Привлечение текста произведения для аргументации   3 б
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют
3. . Опора на теоретико-литературные понятия    2 б
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют
4. Композиционная цельность и логичность    3 б
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов
5. Соблюдение речевых норм   -2 б
Речевых ошибок нет, или допущено не более двух речевых ошибок
Максимальный балл за сочинение – 13  б
Критерии оценивания грамотности
1. ГК1. Соблюдение орфографических норм – 2 б
Орфографических ошибок нет, или допущена одна ошибка
2. ГК2. Соблюдение пунктуационных норм  - 2 б
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более двух ошибок
3. ГК3. Соблюдение грамматических норм   2 б
Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка

5.1. Против чего протестует Чацкий? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
Ваш век бранил я беспощадно
 А.А. Чацкий, комедия «Горе от ума».
       А.С.  Грибоедов знал: согласно уставу декабристов,  члены "Союз благоденствия" должны были пропагандировать свои убеждения, поэтому автор показывает, как в любовном  и социально-политическом  конфликте его герой отстаивает свою точку зрения на   отношение к службе, образованию, к богатству и к чинам, к крепостному праву, ко всему иностранному,  - всему,  что препятствует свободе суждений. Композиция комедии "Горе от ума" построена на противопоставлении взглядов  представителей "века нынешнего" и "века минувшего".
       Форма борьбы Чацкого – протест.  Он выступает за просвещение, искусство, науку, обличая  порядки, царящие  в фамусовском  обществе,  отрицающем “законы, совесть, веру”. Одним из главных приемов  борьбы старого и нового  являются монологи Фамусова и Чацкого. Монолог "А судьи кто?" является вершиной протеста  главного героя, в нем выражено  отношение автора и его героя   ко многим сторонам жизни России того времени: к свободе суждений, к кумовству и протекции, к крепостному праву, военной службе и к московским нравам.   Монолог  - обличение представителей  рвущихся к богатству и чинам, приверженцам всего иностранного и   пропаганда идеалов  Чацкого, а вместе с ним и всего прогрессивного дворянства, которое выступало  против невежества, несостоятельности правительства: «Служить бы рад, прислуживаться тошно…»
       Чацкий – центральный персонаж в комедии -  противостоит всему фамусовскому обществу. Фамусов возмущен этим монологом: «Ах! Боже мой! Он карбонари!», «Опасный человек!».   Сама идея произведения  -  противопоставить образованного человека  невежеству, отсталости общества того времени. Чацкий сумел восстановить против себя всех гостей, съехавшихся на бал к Фамусову. Он убежден: нужен стране тот, « Кто служит делу, а не лицам...». Его протест адресован тем,  кто ищет чинов, "денег, чтоб пожить", не любви, а выгодной женитьбы. Их идеал  - "умеренность и аккуратность", их мечта - "собрать бы книги все да сжечь".
        Антиподом, главным противником Чацкого, является  Молчалин: "Всегда на цыпочках и не богат словами", он сумел завоевать расположение сильных мира сего тем, что «Не должно сметь свое суждение иметь», а главное -  произнести его вслух. Можно сделать определенные вывод:  антигероем комедии, главным противником Чацкого является Молчалин, который  стал нарицательным героем  пошлости и лакейства. Только тот, кто смеет выступать против «фамусовых» и «молчалиных»,  кто протестует против их законов и морали,  является провозвестником будущего, нового общества. Вывод: никаких компромиссов с такими, как он! Принять их сторону – значит изменить себе.
          Страшны последствия схватки героя с фамусовским обществом («Он вольность хочет проповедать!»,  « Да он властей не признает!»), которое воспринимает Александра Андреевича как врага. Это общество видит  крах своих идей и боится. Софья запускает сплетню о безумии Чацкого – оболгать, чтобы уничтожить. Она  отвергает Чацкого:  вольнодумец, человек другого круга, язвителен, насмешлив -  не «свой». «Да этакий ли ум семейство осчастливит», — прямо говорит Софья Чацкому. Фамусова  пользуется теми средствами борьбы, которые приняты в ее среде, в ее обществе: клеветой, сплетней, ложью – так любовный конфликт перерастает в конфликт общественный.
Социальный и идеологический конфликт,  по мнению автора, не могут быть разрешены, потому что они полярны, и композиция комедии "Горе от ума" построена по принципу антитезы. Столкновение «века нынешнего» и «века минувшего» неизбежно. И первый прием борьбы  - протест героя. Им был Чацкий.


Рецензии