Макс

  Встреча в агенстве завершилась и я в очередной раз проверила телефон - пропущенный от Ольги. Наконец - то! Я ждала вестей больше недели!
- Добрый день, Агния! - деловито ответила Ольга, - у меня к Вам новое предложение. Сейчас, в рамках одного кейса, требуется специалист для мальчика шести лет. Если Вы согласны, то я скину на WhatsApp подробную информацию и фото.
  "Если я согласна" - да я мечтала об этом уже несколько месяцев! В нашем университете, учась на кафедре коррекционной педагогики и психологии, я для различных докладов и рефератов выбирала темы, связанные исключительно с аутизмом. Упоенно изучала текущую и дополнительную литературу в рамках выбранной специализации и постоянно говорила об аутизме с приятельницами - студентками. Я буквально "заболела аутистами". Они представлялись мне чрезвычайно интересными и загадочными личностями и я мечтала увидеть их воочию. И вот моя мечта оказалась на пороге осуществления. Некое агенство подбирало нянь для работы с детьми с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Я прошла собеседование, после которого была зачислена в штат. На одном из собраний у нас поинтересовались предпочтениями по выбору категории детей, с которыми мы хотели бы работать. Мой выбор был очевиден. Несомненным преимуществом являлся и тот факт, что с детьми с РАС (расстройство аутистического спектра) не многие стремились контактировать даже за денежное вознаграждение, ведь данная категория детей отличается многообразными вариациями агрессивного поведения. Но меня это не пугало - скорее, наоборот. Чем агрессивнее поведение, тем интереснее.
  Ольга была клиентом агенства и работала в области АВА - терапии. Она подыскивала няню для семьи, где росла девочка с РАС, отличавшаяся крайне агрессивным поведением. Родители были измотаны настолько, что просили Ольгу подыскать подходящего кандидата как можно быстрее. Вот с этой девочкой я и согласилась работать. А потом Ольга пропала на несколько дней. И теперь новость: девочку "поменяли" на мальчика. Но мне было все равно.
  В сообщениях мессенджера я увидела фотографию чрезвычайно милого мальчишки: кареглазого, но со светлыми волосами. Он смотрел прямо в объектив внимательно и серьезно. Никаких особенностей во внешности - обычный (и весьма симпатичный) ребенок.
  Я спешила на встречу с замиранием сердца. Пульс радостно стучал в ушах, пока я поднималась на лифте на седьмой этаж. В квартире, помимо мальчика и его мамы было еще две девушки - Ольга и АВА - терапист Виктория.
  Примерно дня через два я начала понимать, что эта работа вовсе не так интересна и увлекательна, как мне казалось раньше. Мой подопечный общался с миром исключительно криком, в глаза никому не смотрел и к тому же, не смотря на заверения Ольги в том, что агрессия у ребенка отсутствует в результате слаженной работы АВА - специалистов, я "заработала" приличный синяк на руке - результат укуса маленьким демоном.
  Даже после двухчасового рабочего дня я выходила на улицу чрезвычайно измотанной - от непрекращающегося крика звенело в ушах и нервы были натянуты, как струны от необходимости быть начеку, чтобы не получить очередной синяк от укуса. Процесс кормления тоже сопровождался жутким нервным напряжением: дите напрочь отказывалось есть предложенные блюда, - еда валилась на стол, либо летела на меня, а в довесок могло "прилететь" рукой или ногой в любую незащищенную часть тела. Во время прогулок мальчику, без видимой причины, могло взбрести в голову вырвать ладошку из моей руки и рвануть, к примеру, прямиком на проезжую часть, а так как вырвать ладонь не получалось, сюда немедленно подключались зубы - ребенок отлично усвоил, что укус - универсальное средство к достижению свободы.
  Этот кошмар продолжался ровно год. Неожиданно до меня дошло, что с моим подопечным приключились качественные перемены к лучшему. Максик стал периодически смотреть мне в глаза - сначала недолго и только тогда, когда мы совместно играли в какую - нибудь тактильную игру, - а со временем я стала ловить частые и продолжительные взгляды, сопровождающиеся невербальной радостью просто на факт моего появления рядом. Также появились мимолетные, редкие - и потому особо ценные - улыбки, адресованные лично мне. Прогулки перестали проходить в постоянном напряжении - детеныш стал ласковым и послушным, насколько это было возможно. Нет, разумеется приступы агрессии случались, но становились все реже и были направлены уже не на меня, а куда - то в пространство. Малыш перестал пытаться меня укусить и даже придумал весьма веселую(в его понимании) игру: иногда тянулся зубами к моей руке и тихонечко прижимал их к коже, а на мой возмущенный окрик поднимал ко мне веселые глазенки и начинал хихикать. Я была поражена! Как из ребенка, который никогда не смеялся, ни на кого не смотрел и привлекал к себе внимание мамы тем, что дергал ее за волосы, вдруг проявился этот смышленый, веселый и контактный мальчишка? Кто стал "автором" данных изменений: тераписты, мои неуклюжие попытки следовать рекомендациям куратора или педагоги замечательной коррекционной школы, в которую Макс пошел в семь лет? Или это просто этап взросления, через который так или иначе проходит каждый ребенок?
  Свою выпускную квалификационную работу я также посвятила аутизму. Пару зачетов и экзамен сдала на "отлично", рассказав не столько темы, которые нужно было выучить, сколько об успехах удивительного мальчишки по имени Макс.
  К сожалению, спустя почти три года, мне пришлось расстаться с этой семьей по личным причинам. Но в моем сердце навсегда поселился образ удивительного, кареглазого, улыбчивого мальчишки с аутизмом. Кстати, терпеть не могу, когда пишут "дети, страдающие аутизмом". Это похоже на клеймо и совершенно лишает такого ребенка права на счастье, так как способно вызвать либо жалость, либо негативизм, с которым дети часто сталкиваются. Сталкивались с этим и мы с Максом во время совместных прогулок и поездок, но я всегда отстаивала его право на то, чтобы просто быть таким, каков он есть. Потому что Макс - яркая индивидуальность, как и любой нормотипичный ребенок. Быть может он это почувствовал и понял, поэтому со временем и признал меня "за свою". Как бы там ни было, этот малыш навсегда останется в моей памяти, потому что я вложила в него частичку своей души(хотя ученые и считают душу эфемерным понятием).
 


Рецензии
очень атмосферно , душевно , хочется жить с героями рассказа и дальше . проникновенно со знанием дела .

Михаил Якимов   22.03.2023 18:23     Заявить о нарушении