Где-то в городе Артёме

 
Посвящается автору Проза.ру Людмиле Каштановой

Где-то далеко… Где-то далеко… Аж в городе Артёме в Приморье живёт и пишет повести автор Прозы.ру Людмила Каштанова. Она же переводит с английского хорошие стихи. А мне приятно читать её произведения и представлять этот город. В нём провел я всего две недели после техникума, направленный туда на работу. А потом меня призвали на службу в армию.

При чтении текстов Людмилы всплывают воспоминания о городе и его окрестностях, о тех днях. 

 Прежде всего вспомнил о домике на территории геолоразведочной партии. До меня он пустовал. Там содержал я фанерный чемодан и мандолину. И документы. Меня предупредили, что криминальная обстановка в городе опасная, чтобы ночью не ходил по городу – разденут и зарежут (это был пятьдесят пятый год прошлого столетия). Поэтому, чтобы кто-нибудь не зашел в дом без меня и не покопался в моих вещах, за неимением замка, я придумал систему из потайных верёвочек, которая поднимала и опускала крючок изнутри входной двери. Без меня войти уже было нельзя!

 Работали мы на буровой вышке сутки через двое. В свободное время я знакомился с городом, его окрестностями. А посмотреть здесь было на что! Уезжая на автобусе до конечной остановки, я оказывался на берегу залива Углового. Вид там великолепный! Вода простирается до самого горизонта, где сливается с небом. А в самом заливе метрах в пятидесяти от берега плавают порожние лодки. Видимо, они на якорях. Было понятно, что очень мелко,  и подойти к берегу вплотную не получится.

Побывал я на местном базаре. У продавца рыбы расспросил, где здесь рыбалка. На следующий же день доехал до другой конечной остановки, а там прошел по луговой дорожке и оказался в деревне Олений. Стоит она на берегу речки Артёмовки, которая впадает в бухту Муравьиную. Водоём очень специфический. Вода в речке течёт то в сторону бухты, то наоборот. Зависит это от приливов и отливов  в бухте. С местными рыбаками весь день ловил рыбу.

Ко мне в домик приходил в гости мальчик лет восьми. Видели бы вы, как он слушал, когда я играл на мандолине и как смотрел на неё! В последний день перед моим уходом на призывной пункт он один меня провожал. Я в это время размышлял, брать ли с собой инструмент? Хотелось быть, как все, а мандолина как-то бы меня выделяла. А этого мне не хотелось.  Я сказал мальчику:
- Вот тебе на память! Научись и играй в удовольствие!
Схватив мандолину, он тут же пустился домой!

Что ещё связано с этим домиком? В последний день перед отправкой в армию я нагрел воды и выкупался у себя в комнате. От этого я почувствовал себя взрослым и самостоятельным, способным позаботиться о себе. Выстирал белье, за ночь оно высохло.

Меня никто не провожал. Борис, парень из параллельной группы техникума, в этот день был на работе. Две выпускницы техникума с геологического отделения даже не знали, что я ухожу в армию.

На привокзальной площади, где мы ждали прибытия транзитного поезда, на котором поедем во Владивосток, было многолюдно. Допризывники были навеселе.  Кто-то не отходил от родителей. А некоторые общались только с девушками. Иногда такие парочки срывались с места и убегали куда-то за деревья.

Вдруг я увидел мальчика, которому подарил инструмент. Он тянул за руку женщину лет двадцати пяти. В руках у неё была моя мандолина. Они подошли ко мне.
- Это Вы сделали подарок моему сыну? – спросила она?
- Да. Пусть учится играть, станет музыкантом.
- Меня зовут Наташа. Я очень удивилась, когда сын принёс домой мандолину. Ведь это же дорогая вещь. Мы принесли Вам денег.
- А меня зовут Василий. Я подарил мальчику инструмент от чистого сердца. Видел, как он восторженно слушает игру. Я помню, как в детстве  звук мандолины и меня завораживал. Думаю, в армии будет не до игры.

- Тогда сыграйте нам что-нибудь на прощание. Хочу услышать. На память.

Я присел на свободное место и заиграл марш «Прощание славянки». Люди  повернулись ко мне. Образовался широкий полукруг. Сначала слушали молча. Потом кто-то предложил:
- Сыграй нам вальс!
И я заиграл «На сопках Манчжурии», потом перешёл, на «Дунай голубой», на другие мелодии, под которые можно танцевать. Допризывники танцевали со своими девушками. Танцевали и их родители. Я наигрывал также вальс «Осенний сон», «Амурские волны». Стало весело и как-то организованно. Вот она, сила музыки! Не зря я в техникуме занимался в оркестре народных инструментов!  Пригодилось!

Тут пришли капитан и два сержанта. К перрону подходил поезд.
- Может, всё-таки, возьмёте с собой мандолину? – спросила Наташа, когда я дал ей в руки инструмент.
- Нет-нет! Я твёрдо решил сделать подарок этому юноше! Учись играть, учись в школе! Расти умницей и слушай маму!

Мы, человек двадцать, быстро вошли в указанный вагон.  И… прощай, город Артём! Я прожил здесь две интересные недели! Они хорошо мне запомнились. А теперь о них напомнила своими произведениями Людмила Каштанова, хороший автор, активный человек. Думаю, в то время, когда я расхаживал по городу, она была ещё маленьким ребёнком. Судя по её образованию, интеллекту, по её рассказам, город похорошел, стал современным, в нём по-прежнему интересно жить.

А за городом – чудесная природа, хороший приморский климат, который мне так нравился! Я представляю, как Людмила расхаживает по тем берегам залива или реки, по тем улицам, по которым я ходил. И завидую ей белой завистью.

Я мечтал поселиться в Приморье, да не вышло. Вернулся на Алтай, а там быт меня захватил, закружил. А когда стал работать журналистом, то побывал в Кузбассе, в Казахстане, на Украине. И всюду находил места, достойные восхищения. Возил с собой другую мандолину. На заслуженном отдыхе оказался в Подмосковье. Воистину, пути Господни неисповедимы!  Но я ни о чём не жалею. Сейчас иногда беру в руки мандолину. Но пальцы уже не те. И никакого удовольствия от такой игры. А вот воспоминания греют!





 
 


Рецензии
Город в котором я никогда не была. Но туда по распределению уехал паренёк, которому я нравилась. Он никогда не говорил об этом - больше мы не виделись с ним. Поэтому мне было очень интересно читать ваш рассказ об этом городе. Я представляла как там жилось моему давнему знакомцу. У нас много общих воспоминаний - знакомые города - Прокопьевск, Иркутск, Алтай. Учеба в советских заведениях (видимо в одно и тоже время) горный факультет (муж учился на горном) в Новокузнецке. И вообще горное дело шло по моей жизни очень активно! Друзья мужа и их интересы были всегда мне понятны и дороги. И штольни, и штреки, и обвалы, и угарный газ, и ламповщицы и забой, и тормозки - всё так знакомо! Ваш рассказ согрел мою память, осветил её сиянием юности! Благодарю!

Галина Кадетова 2   15.03.2024 12:15     Заявить о нарушении
Доброго дня, Галина! Рад Вам!
Получается, что мы по одним дорожкам ходили, на одних поездах ездили, одни и те же события переживали. Поступил в Прокопьевский техникум по специальности обогащение каменного угля. Но через полтора года прошла реформа подготовки кадров, и нас перевели в Осинники, и стали мы учиться на буровиков и геологов. Направление на Дальний Восток я сам выбрал, а в Артём направили на работу. Оттуда уходил в армию. И пошло, и поехало! Все мои рассказы - это биография.
Спасибо за визит и отзыв!
Всех благ!
Василий.

Василий Храмцов   15.03.2024 13:44   Заявить о нарушении
На это произведение написано 28 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.