Тахтаров Борис Адиль-Гиреевич

Родился  24  августа  (6  сентября)  1910  года  в  Тульской  области  (Россия)*  в  семье  ссыльного  из  Дагестана,  работавшего  сторожем  и  объездчиком  леса.  Кумык.  В  начале  1925  года  семья  переехала  в  Дагестан.  Окончил  школу  в  Махачкале. 
В  РККА  с  1  августа  1933  года. 
Окончил  Военную  школу  морских  летчиков  имени  Сталина  в  Ейске  в  декабре  1935  года. 
С  14  декабря  1935  года  по  15  мая  1938  года  служил  младшим  летчиком,  старшим  летчиком  и  флаг-штурманом  в  3-й  истребительной  авиационной  эскадрилье  31-й  авиационной  бригады  ВВС  Балтийского  флота.  В  то  время  он  был  первым  и  единственным  дагестанцем-летчиком,  а  его  отец  Адиль-Гирей  Тахтаров  -  известным  государственным  и  общественным  деятелем  Дагестана  (член  Президиума  Верховного  Совета  РСФСР,  председателем  Президиума  Верховного  Совета  Дагестанской  АССР).
Участвовал  в  национально-освободительной  войне  в  Испании  с  14  декабря  1937  года  по  15  апреля  1938  года  в  качестве  пилота  истребителя  И-16.
21  февраля  1938  года  в  воздушном  бою  у  Теруэля  сбил  один  немецкий  истребитель  Ме-109,  но  и  сам  был  сбит  и  ранен  в  ногу.  Спасся  на  парашюте  и  попал  в  госпиталь.

     «…Сам  Борис  Адильгиреевич  так  вспоминает  об  этом  бое:  «Девотченко  повел  меня  и  Багрова  в  атаку  на  «хейнкелей»,  я  пошел  на  сближение  с  ведущим  самолетом  противника,  с  близкого  расстояния  поджег  его  и  сразу  ушел  влево.  Однако  примкнуть  к  своим  оказалось  чрезвычайно  трудно  -  начался  воздушный  бой  с  большой  группой  «мессершмиттов».  Бой  складывался  тяжелый,  несколько  «мессеров»,  изрядно  помотав  меня,  подожгли  самолет.  Зажигательная  пуля  угодила  почти  в  пустой  бензобак.  Взорвались  пары  бензина,  машину  охватило  пламенем,  к  тому  же,  пулеметной  очередью  повредило  управление,  ранена  была  нога. 
     Закрыв  лицо  руками  от  огня,  ценой  больших  усилий,  выбрался  из  кабины.  Кругом  шел  бой.  Уходить  из  огненного  котла  надо  было  затяжным  прыжком,  а  он  у  меня  не  получился.  Парашют  раскрылся  почему-то  раньше.  В  одном  месте  от  края  до  центра  купол  разорвался.  До  земли  было  ещё  далеко.  Отдельные  истребители 
противника  пытались  атаковать  меня,  но  им  мешали  наши  летчики.  Приземлился,  огляделся  -  вокруг  горы.  На  всякий  случай  достал  пистолет.  Правая  нога  очень  болела.  Унты  в  нескольких  местах  были  разорваны,  полуботинок  тоже  был  разбит.  Я  снял  обувь  и  увидел  окровавленный  носок  и  разможжённые  пальцы.  Быстро  вырвав  байковую  подкладку  из  кожаных  брюк,  обмотал  ею  ногу,  затем,  освободившись  от  лямок  парашюта,  встал,  припадая  на  правую  ногу,  пошел  в  сторону  солнца.
     Неожиданно  за  спиной  раздались  артиллерийские  залпы.  Я  упал  в  канаву,  недалеко  разорвались  несколько  снарядов.  Оглядевшись,  я  понял,  что  приземлился  на  нейтральной  полосе,  и,  помня  о  том,  что  противник  не  может  выслать  своих  солдат  для  захвата,  не  решаясь  встать,  пополз  в  сторону  своих.  После  бомбежки,  столб  пыли  порывами  ветра  несло  на  вражеские  позиции,  что  облегчило  мое  движение…»
     (По  материалам  Интернет-сайтов)

Пробыл  в  госпитале  35  дней,  после  чего  был  отправлен  на  родину.
Всего  в  Испании  произвел  около  30  боевых  вылетов,  участвовал  в  10  воздушных  боях,  лично  сбил  1  истребитель  Ме-109  и  в  составе  звена  2  Ме-109.
После  возвращения  из  Испании  продолжал  служить  в  Военно-воздушных  силах.
В  1938  году  ему  было  присвоено  воинское  звание  «капитан».
С  15  мая  по  август  1938  года  командовал  эскадрильей  в  13-м  (по  другим  данным  42-м)  истребительном  авиационном  полку  ВВС  Балтийского  флота,  до  7  мая  1939  года  был  помощником  командира,  а  затем  до  20  ноября  1939  года  -  командиром  5-го  истребительного  авиационного  полка  ВВС  КБФ.
Со  2  января  1940  года  по  3  ноября  1941  года  был  слушателем  Военно-морской  академии  им.  К.  Е.  Ворошилова.
Служил  на  Тихоокеанском  флоте,  с  18  февраля  1942  года  в  звании  майора  командовал  19-м  истребительным  авиационным  полком  ВВС  Тихоокеанского  флота.  В  связи  с  туберкулезом  легких,  часто  болел,  поэтому,  летал  мало. 
Летал  на  самолетах  Ут-1,  Ут-2,  И-16,  Як-9.
После  окончания  войны  продолжал  служить  в  авиации  ВМФ.  Работал  в  штабе  авиации  в  Москве,  командовал  авиационной  частью  на  Новой  Земле  в  «зоне  особого  риска»  на  полигоне  ядерных  испытаний.
13  января  1971  года  вышел  в  отставку  в  звании  капитана  1-го  ранга.
Проживал  в  городе  Москва  (Россия).
Умер  в  1997  году.  Похоронен  на  Ваганьковском  кладбище.

Список  известных  воздушных  побед  Б.  А.  Тахтарова:
00.02.1938       2/3    Ме-109                Испания             в  составе  звена 
21.02.1938       1       Ме-109                Теруэль              лично

Награждён  двумя  орденами  Красного Знамени  (14.11.1938,  03.11.1953),  орденом  Отечественной  войны  2-й  степени  (06.04.1985),  орденом  Красной  Звезды  (20.06.1949),  медалями  «За  боевые  заслуги»  (03.11.1944),  «За  оборону  Советского  Заполярья»,  «За  победу  над  Германией  в  Великой  Отечественной  войне  1941–1945  гг.»,  «За  победу  над  Японией»,  «30  лет  Советской Армии  и  Флота»,  «40  лет  Вооруженных  Сил  СССР»,  «50  лет  Вооруженных  Сил  СССР».

Примечание:
*     По  другим  данным  -  в  городе  Махачкала  (Дагестан). 


Рецензии
Приставка Гирей говорит о том, что он потомок Гиреев - крымских ханов - потомок Чингиз-хана.

Алексей Борзенко   23.03.2023 06:51     Заявить о нарушении
Вот как! Спасибо за интересное дополнение!

Олег Каминский   23.03.2023 07:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.