ЯК-40

В конце 70-х довелось мне с отцом летом слетать к нашим любимым родственникам в Ленинакан(Гюмри, Армения). Это там где в конце 80-х было страшнейшее землетрясение.

Почти каждое лето эти взаимные визиты приносили море удовольствия от общения с родичами, кучу наслаждения и страданий от еды. Еды бесподобного вкуса, качества и огромного её количества.

Родственных нам семей в одном городе было целых четыре, и мы по очереди у них ночевали, общались, ели и отдыхали в сиесту и  снова ели, вкушали, трапезничали, пробовали, грызли, откусывали, заглатывали, запивали.
 
Конечно, в перерывах мы и гуляли, и в кино ходили…

Я чаще возился со стеснительными сёстрами, мне было полегче.
Но в тот год я уже был в классе 8-9 и, поэтому, мне доставалось наравне с отцом. Коньяком меня обносили, позволяя  выпить только граммов 30-50. «Для аппетита».

Но прекратить обжираться не было никакой возможности. Стоило только моим  челюстям остановиться, как кто-то из сердобольных родственников сразу же включал сострадание и уговаривал съесть ещё что-то…

 Хоровац (армянский шашлык) я, конечно, шамал без понуканий. Это - святое!
 Ну, ещё там – бастурму, суджук…
 Тётя отлично готовила ачму.

 Жена брата делала такую вкусную долму в виноградных листьях и так много, что когда я последнюю запихивал в рот, то первая, пройдя весь организм и цикл обработки и усвоения, уже просилась наружу (да простят мне эти подробности читатели!))

Остановиться было невозможно.
 
Слова «Сыт», «Мне хватит», «Больше не могу!» на армянский язык мной не переводились, а на русском  не доходили до нашей родни.
Ночь всегда являлась спасительным временем суток.

Можно было перевести дух и расслабиться. Но даже во сне являлась очередная сестра и кормила меня сыром с веточками тархуна, завернутыми в тонкий армянский лаваш.

Я лихорадочно вскакивал и тут же успокаивался.
Шёл на кухню, открывал большой финский холодильник, чтоб достать бутылочку превосходной минеральной воды «Джермук», так как очень хотелось глотнуть холодной вкусной минералки, так спасающей от духоты.

Тут же в кухню врывалась взлохмаченная, полусонная тётя и жалобно причитая, начинала вытаскивать дневные деликатесы, разогревать их и пытаться меня накормить…
- Кнерек, чем карох!-говорил я - Извините, я не хочу!
- Вай, Храчик-джан! Беране паге!Нести! Кер! – тараторила тётя – Ой, Рачик дорогой! Закрой рот, садись, ешь!
- Ес цанканум джюр! – Я хочу воды!
- Ес кези чем ховата! – Я тебе не верю!
И я обречённо жевал поданное мне мясо, салат и пил домашний лимонад…
Грустно думалось:зачем я вообще вставал?

Дни были похожи друг на друга, и я начинал тосковать в конце первой недели.

Единственное, что поддерживало меня – это неистребимая и неистощимая любовь наших родственников к нам. Никогда больше потом  жизни и ни от кого я не слышал столько ласковых и тёплых, сердечных слов, произнесённых в единицу времени в нашу сторону. Это были такие родственники, которых я всем вам могу от души пожелать!!! Искренние, простые, заботливые, весёлые, в открытым сердцем и чистой душой. Самые настоящие! Самые правильные! Таких уже не делают.

Жаль, очень жаль!

Но вот настаёт день вылета…

Ура!!!! Назад!  На море!!!!

С утра накрывается огромный стол, собираются все семьи, все родственники, женщины хлопочут, мужчины играют в нарды навылет.
Я тоскливо похлопываю себя по округлившемуся пузику и показываю язык хихикающим сёстрам. Мысленно собираюсь и пытаюсь отрешиться от чревоугодия, последняя сладкая пытка которым меня ожидает!
Наконец, всё готово и всех зовут к столу…

Это пиршество описывать не буду. Там было всё! Всё, что когда-либо считалось и считается блюдом армянской кухни. непревзойдённый Оноре де Бальзак, описывая такой стол, написал бы три тома.Точно!

Еды была на два батальона.
Нас всех было 20 человек. Взвод, от силы…
Час, второй…
Застолью не видно конца, а самолёт улетает через 2 часа. До аэропорта ехать минут 20…

Показываю отцу часы и выразительно стучу по циферблату. Отец так же показывает часы  своему двоюродному брату, у кого мы и сидим в доме. Тот лениво отмахивается от отца: «В аэропорту наши люди!».
Через полчаса ситуация повторяется.

Напомню...
Советское время, погранзона, строгий пропускной режим, основательный досмотр багажа, лётчики вооружены.
Контроль - тщательнейший.

Наконец, за час до вылета, все начинают прощаться. Зачем так долго и подробно? Через неделю все равно все приедут к нам, на Чёрное море, купаться, загорать и отдыхать.

На минуточку…
Регистрация на рейс закончилась, когда дядя, заведя свою голубую «Волгу ГАЗ-21», неспешно прошествовал в дом, снял трубку телефона и куда-то позвонил.

В аэропорт ехали не торопясь. Кавалькадой из 5 машин.

По приезду толпа самых близких снова давай с нами прощаться.
Ушедшая было из-за стойки сотрудница нехотя вернулась: проштамповала билеты, взвешивала багаж, принимала оплату за перевес. Начальник аэропорта говорил с дядей, который панибратски похлопывал его по плечу и громко смеялся, глядя на нахохлившегося командира экипажа, уходящего к самолёту «ЯК-40», прогревающему двигатели. Время отлёта было сдвинуто на полчаса. Бедные пассажиры…

Нас, как VIP-персон, довезли до трапа. На «Волге» !!!
Подождали багаж, загрузили. Всё!!!!

Самолёт вырулил на взлётную полосу, прогрел двигатели, и мы с отцом, сидящие на задних местах, прямо у выхода, уже расслабленно задышали.

***   


 Внезапно ровный гул двигателей стал стихать. В иллюминатор я наблюдал красный жигулёнок, как у моего брата Гагика. Тот очень быстро ехал от здания аэропорта к самолёту, будто Михаэль Шумахер удирал от ядерного взрыва.

 Подъехал к хвосту.

 Опустился трап.

 Через салон, громко хлопнув пилотской дверью, прошёл командир экипажа.

Спустился.
Разговор на повышенных тонах с примесью непечатных выражений.

Отец посмотрел назад, перегнувшись через ручку кресла. Увидел Гагика, племянника, который всучивал лётчику две объёмные сумки, из которых торчали связки суджука и бастурмы. Отец округлил глаза и тут же притворился, что видит его в первый раз.

Топот по трапу, подъём трапа, и около нас появляется разъярённый командир экипажа, нагруженный, как карабахский ишак…
- Сароян овэ? – грозно прорычал он в салон, с трудом удерживая прибавленный багаж… - Сарояны кто?
Отец робко и подобострастно постучал его по локтю:
- МЫ!!!!

Тот с грохотом кинул сумки на пол:
- ОПЯТЬ ВЫ????? Аствац!!!Боже мой!!!- топот по салону и хлопанье невинной дверью. Как самолёт от этого не развалился?

Только через пять минут, после отмашки диспетчера, мы взлетели. Из кабины экипажа пахло то ли валерьянкой, то ли корвалолом.

Удивительно было то, что недовольные нашим опозданием пассажиры (а их, помимо нас, было 18 человек!), смотрели на нас с доброжелательным пониманием и даже улыбались этому конфузу.

Полёт длится всего 40 минут…
Подумаешь - опоздаем на 35 минут…
Дело-то - житейское!

Главное – родственники достойно проводили и НИЧЕГО не забыли!))
Тёплые такие воспоминания…

Спасибо памяти!)))
Спасибо, дорогие родственники!!!)))


Рецензии