В лабиринте просвещения

Только в научной истине
и ее свободном обсуждении
лежит человеческое благо.

Николай Умов

Эту книгу я купил полвека назад в Столешниковом переулке буквально за копейки. Сегодня сборник «Памяти Дарвина» запрещено вывозить за пределы  страны. Раритет. Может, это ошибка? Да что в ней ценного?  Сто лет назад, в первый юбилей, когда была издана книга, дарвинизм был теорией,  о которой спорили  все интеллигенты. Второй юбилей прошел незаметно, да и интеллигенция давно исчезла. Может,  издание какое-то особенное? Ну, да, издание подарочное. На обложке серебряный барельеф Дарвина, фотографии защищены тонкой папиросной бумагой и состав авторов элитный – нобелевский лауреат Павлов, Мечников, лучшие профессора университета.  Удивительно,  тогда элитой общества были ученые. Правда,  половину статей сборника нескромно написал яростный защитник дарвинизма Тимирязев, но простим его хотя бы за рассказ о поездке в Даун. Он был единственный русский, кто  там побывал и был  принят с теплом и уважением. Тимирязев тогда был знаком с Дарвином только по плохим портретам и вдруг в гостиную вошел высокий старик, патриарх. Таким и нам является портрет в начале сборника. Но  вот странно, книга открывалась не статьей Тимирязева, а размышлениями физика Николая Умова. Кто такой Умов в школьные годы я, конечно, не знал. И  что физик понимает в дарвинизме?  Однако сегодня эту статью можно читать как самую актуальную и современную.

До революции элита  определялась по участию не в академии, а  в обществе испытателей природы. Четыре  буквы. МОИП. Общество возглавляли  знаменитые физики,   и химики,  и биологи, почетными ее членами были  многие ученые мира, в том числе  Чарльз Дарвин.  Согласно уставу избранный президент   сохранял эту должность пожизненно. До самой смерти возглавлял Общество  в начале прошлого века  Николай Умов. Особенно важным  он считал свое председательство после событий 1911 года, кстати, через год после создания сборника. Министерство просвещения грубо вмешалось в жизнь университета и нарушило его права, права студентов. Большинство профессоров университета тогда одновременно подали в отставку в знак протеста. Вы можете сегодня представить такое? Это была элита страны.  Тогда наши ученые открывали новые законы природы,  и законы эти носили их имена. Таким был физик Умов. В воспоминаниях  Андрея Белого, студента университета, Умов обретал черты поистине космические. Перед каждой его лекцией студенты толпились у закрытых дверей аудитории и гадали, что там придумает профессор. Может в аудитории будет темно и вдруг, в ходе лекции,  в лучах  света появятся удивительные образы, а может над доской будет вывешен огромный плакат с изречением древнего философа. Умов измерял блеск звезд и проникал  мысленно  в глубины атома. Белый был уверен, без этих лекций он не стал бы поэтом и не появились бы в его поэмах предсказания великих завоеваний человека в использовании новых источников  энергии. Конечно,  задачей общества Умов считал распространение научных истин среди народа. Не случайно книга появилась на свет в издательстве «Научное слово» и три года он издавал журнал с таким же названием.

О роли просвещения и говорил в своей  вводной статье сборника Николай Умов. Как вы понимаете, никакого отношения к министерству просвещения предмет обсуждения не имел. Сборник посвящен памяти Дарвина, но предназначен для простого человека. Каждый человек, считал Умов – ценность. Да, порой человек безграмотный, а таких большинство, но неужели  задача ученых состоит в разоблачении невежества и суеверий? Тем более недопустима насмешка над заблуждениями. Когда слышат имя Дарвина,  как ни странно, вспоминают  о происхождении человека. Конечно, обидно, что человек, столь совершенный, появился на свет не в результате чуда, а произошел от обезьяны. Связь между живой природой и человеком видит самый малограмотный человек. А в существовании связи с какими-то гипотетическими, затерянными в глубинах веков общими предками сомневаются многие.  Здесь надо изменить мировоззрение. Задача просвещения, считал Умов,  состоит именно в замене одного мировоззрения на другое, более научное.   Но и голая истина простому человеку не нужна. Ученые должны создавать для этого привлекательные либретто. И нужен запрос, не связанный с материальным благополучием. Такого запроса нет и сегодня.
Кто такой Умов я не знал в школе, зато я случайно узнал, что такое МОИП и его библиотека. Для этого нужно просто зайти во двор старого московского университета, через черную решетку к черному памятнику Ломоносову. Один шаг и настроение менялось. Так же мы сначала смотрели на  памятник  у нового здания, или на  официальный памятник Гоголю на бульваре, а потом спешили к задумчивой, сидящей фигуре Гоголя на памятнике Андреева. Мы идем не к парадной лестнице, а поворачиваем налево и входим в высокие двери. Не было ничего лучше библиотеки МОИП! Залы ее были уютными и такими высокими, что, казалось, потолков нет вовсе,  и они теряются в полутьме. Каждому посетителю полагалось свое место за старинным столом, мягко освещенном лампой под зеленым абажуром. Библиотекари тихо ходили между столиками и с одинаковым  уважением  приносили самые редкие  книги и академикам и школьникам. А вечером на многочисленных секциях  собирались любители науки, подчас без всяких званий и регалий, сидели они не за столами, а на стульях лицом к лицу и вели неторопливые беседы. Сегодня МОИП возглавляет Садовничий.

«Научное слово» Умова закрылось в 1905 году. Наверное,  политические события оказались более важными. Но и сегодня человек блуждает в лабиринтах просвещения и нить Ариадны не найдена. Статистики утверждают, только четверть россиян уверены - человек произошел от обезьяны, еще четверть в этом сомневается,  и придерживаются других гипотез. Половина населения вообще не интересуются проблемами науки и живет  повседневной жизнью. Еще более странно, что физически и химические законы природы население усваивает довольно быстро, а вот биологические, особенно законы  Дарвина, понимаются и принимаются  с трудом, а некоторые считают, что научное решение проблемы происхождения человека простой человек не примет  никогда. 


Рецензии
Очень интересная статья.
С эпиграфом невозможно спорить.
Не иначе как "...в научной истине
и ее свободном обсуждении
лежит человеческое благо..."
Дай Бог, чтобы такие времена наступили как можно скорее.
С благодарностью.

Митрий Соколов   23.03.2023 12:26     Заявить о нарушении
Спасибо, Митрий. Такие времена совсем недавно были и скоро наступят. С дружеским приветом

Юрий Панов 2   23.03.2023 17:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.