Гибель Адмирала Нахимова Судьбы капитанов

на фото. пх "Адмирал Нахимов".
капитаны Ткаченко и Марков в зале суда

"И дай же вам, Боже, погибших не видеть во сне..."
Когда чей-то борт пробивает чужими форштевнями,
иль штормом суденышко бросит на скалы, на мель,
а люди за бортом кричат голосами пещерными,
такими, что, может быть, сам Посейдон онемел,
то с берега сразу прибудут эксперты ученые,
смешавши подобьем коктейля и правду, и ложь,
и в черных машинах осенней дорогою чёрною
моих капитанов конвой повезёт на правёж.

Их бьют, капитанов, железными, ясными фактами,
распяв на кресте штормовых, непредвиденных драм,
не зная: сердца капитанов пробиты инфарктами,
хоть их не фиксируют перышки кардиограмм.

А чайки противно скрипят,
будто в шлюпках уключины.
Прибрежный маяк почему-то надолго погас.
А годы морские винтами сквозь сердце прокручены,
и в каждую дырку заложен тяжёлый фугас

Теперь вы рабы распорядка известного, чёткого,
где "попки" на вышках, солдат, автомат на ремне...
О дай же вам, Господи, в лагере срока короткого.
И дай же вам, Боже, погибших не видеть во сне...

Ян Вассерман, поэт,
судовой врач дальневосточной рыболовецкой базы "50 лет Великому Октябрю" (умер в 1991 году)

В ночь с 31 августа на 1 сентября 1986 года, в районе Новороссийска столкнулись два крупнотоннажных судна – пассажирский пароход «Адмирал Нахимов» и балкер «Петр Васев».
В 23.12, имея скорость 5,4 узла, теплоход «Петр Васев» почти под прямым углом ударил в правый борт парохода «Адмирал Нахимов» в районе 100-110 шпангоутов. Буль «Петра Васева» пропорол наружную обшивку лайнера между машинным и котельным отделениями.
В пробоину площадью около 80-90 квадратных метров хлынула вода. Скорость ее поступления, по подсчётам экспертов, была: 29 тысяч тонн в минуту. "Советский "Титаник" в отличие от "Титаника" британского, продержавшегося после столкновения с айсбергом на плаву 2 часа 40 минут, затонул через 8 минут.

В марте 1987 года капитаны обоих судов: Вадим Георгиевич Марков - капитан "Адмирала Нахимова" и Виктор Иванович Ткаченко - капитан "Петра Васева" были признаны одинаково виновными в кораблекрушении и гибели людей.
 Суд признали обоих капитанов виновными в нарушениях правил безопасности движения транспорта (ст. 85 УК РСФСР), повлекших гибель 423 человек, и приговорил каждого к 15 годам лишения свободы.
В мировой арбитражной практике принято долю вины каждого измерять в процентах. Эксперты, привлечённые следствием, высказывались так: вина Ткаченко – 90%, вина Маркова – 10%.

Капитан дальнего плавания Вадим Георгиевич Марков.

10 октября 1984 года капитаном п/х «Адмирал Нахимов». стал 56-летний капитан дальнего плавания Вадим Георгиевич Марков. До катастрофы «Нахимова» биография Маркова была вполне образцовой. Окончив в 1955 году ОВИМУ, работал 4-м, 3-м и 2-м помощником капитана на т/х «Апшерон» (ЧМП), затем старшим помощником на т/х «Владимир» (танкер типа «Казбек».)
В феврале 1959 года указом министерства торговли Чехословакии было создано Чехословацкое морское пароходство.
В 1962 г Марков Вадим Георгиевич был направлен старшим пом. капитана на судно Чехословацкого пароходства.  В рейсе на Дальний восток (Китай) пожилой капитан скончался, и Марков принял командование судном. По 1964 г капитан на судах Чехословацкого морского пароходства.
После возвращения из Чехословакии капитан Марков направляется на работу в Новороссийское пароходство. С 1964 по 1970 гг. был капитаном танкеров «Сплит» и «50-летие Октября» Новороссийского пароходства.
В 1970 году В.Г. Марков переводиться в Черноморское пароходство и становится капитаном учебного судна ОВИМУ, а затем пассажирского т/х «Армения».
С 1977 по 1980 г. занимал должность гендиректора компании «Charter Travel Company») в Лондоне.
В 1980 - 82 гг. возглавлял экипажи пассажирских судов как «Грузия», «Шота Руставели», «Дмитрий Шостакович».
С 1982 по 1984 гг. Марков возглавляет экипаж т/х «Леонид Брежнев»
На т/х «Леонид Брежнев» ему приписали нарушения в ранее возглавляемом им экипаже, по инициативе всемогущего парткома. возбудили уголовное дело, но в итоге его лишили допуска к загранплаванию и осенью 1984 года переведен капитаном на п/х «Адмирал Нахимов», который из-за несоответствия новым международным правилам безопасности использовался исключительно на внутренних рейсах по Чёрному морю.

Вадим Георгиевич Марков – представитель капитанов старшего поколения – до последнего момента находился на капитанском мостике. Вместе с судном ушёл под воду. Но не утонул! Воздушной подушкой его выбросило на поверхность. Капитана спасли. Оказавшись на берегу, Вадим Георгиевич с горечью произнёс: «Я жалею, что не погиб вместе с судном».

Ассоциация морских капитанов Одессы, Дальневосточная ассоциация морских капитанов, Клуба капитанов Эстонии в январе 1991 года ходатайствовали перед первым президентом СССР об их помиловании. Это не был порыв милосердия коллег по мореплаванию, а вполне осознанный и цивилизованный шаг. Так поступают во всём мире.
В случае с паромом «Геральд оф фри Энтерпрайс», где погибло 188 человек, капитана наказали лишением диплома на один год. Можно привести ещё известные во всём мире примеры, когда капитанов не спешили делать козлами отпущения, тем более не отправляли в заключение на долгие годы.
В 1992 году Ельцин помиловал Ткаченко, который сидел в Ростове, а Кравчук освободил Маркова, отбывавшего такой же 15-летний срок во Львове.

В октябре 1992 года капитаны Марков и Ткаченко вышли на свободу.
Капитан Вадим Марков остался жить в Одессе. Сразу после освобождения работал в Черноморском пароходстве капитаном-наставником.
После продолжительной болезни В.Г. Марков скончался 31 мая 2007 г. в Одессе в возрасте 77 лет. Вадима Маркова похоронили на Втором городском кладбище в Одессе возле его жены Нелли – дочери известного капитана Ригермана.

С Вадимом Марковым я познакомился в 1956 году в коридорах отдела кадров ЧМП, знакомство продолжили, когда его тесть капитан М.А. Ригерман два месяца командовал танкером «Иосиф Сталин», подменяя капитана Плявина на время его отпуска. Ригерман Михаил Александрович жил с семьёй- дочерью и зятем в Воронцовском (Краснофлотском) переулке дом №5. Скончался Михаил Александрович в 1977 году. На доме, где он жил установят мемориальную доску в честь капитана Михаила Ригермана (1899-1977).
Дочь Нелли после ареста мужа капитана Вадима Маркова, тяжело болела и скончалась, не дождавшись освобождения мужа.
Сын -Марков Валерий Вадимович 1956 г.р. В 1978 г окончил ОИИМФ, диспетчер судов в ЧМП.
В 1987 году Валерий (Лерик-как называли его дома), позвонил мне и рассказал, что отец, зная, что я работаю в мореходной школе, попросил помочь ему –прислать тельняшку и простую тёплую шапку для передачи в колонию. В ШМО без проблем я оформил пару тельняшек, курсантскую шапку и передал все Лерику. Несколько раз мы с Алисой навещали Нелли Маркову. Она тяжело болела и практически не вставала с постели. Вскоре мы попрощались с ней.

В 1962 году моя племянница Нона-Елена окончила Одесское театрально-художественное училище, и по распределению ее направили на Литовскую киностудию (г. Вильнюс). В Вильнюсе она познакомилась и вышла замуж за литовца фотожурналиста Аудрюса Завадскис В 1972 родила двух сыновей- близнецов Паулюса и Николаса.
Нона ежегодно на лето приезжала в Одессу к родителям на отдых, на дачу.
В один из приездов в 1985 году, Нона попросила меня показать ребятам морвокзал. У причала морвокзала ошвартован пассажирский лайнер «Адмирал Нахимов». Мальчишки просят- «Дядя Лева, можно посмотреть пароход?» Я спросил вахтенного у трапа- «Кто капитан?».
Капитаном был Вадим Георгиевич Марков, мой хороший знакомый. Я передал вахтенному мою визитку с просьбой разрешить посетить судно. Через несколько минут вахтенный помощник капитана пригласил нас подняться на судно и проводил в каюту капитана. Вадим встретил меня очень приветливо.
Я представил ему мальчишек, что это сыновья мой племянницы, живущей в Вильнюсе и что они первый раз в жизни на настоящем пароходе и попросил разрешения показать мостик судна.
Поручив мальчишек кому-то из младших помощников, мы с Вадимом за чашкой кофе просидели около часа, Вадим расспрашивал о гибели «Нефтегорска», о моей работе в мореходной школе, рассказал о своих неприятностях в пароходстве.
Вернувшиеся из экскурсии мальчишки были в восторге, им показали мостик, разрешили постоять за штурвалом, и в конце экскурсии в одном из баров угостили кока-колой.
Следующая встреча с Вадимом Марковы была после его освобождения в 1993 году в службе безопасности мореплавания Черноморского морского пароходства. В 2004 году мы отмечали его 75-тилетие в летнем садике ресторана гостиницы «Лондонская», и через три года попрощались с ним.


Капитан Виктор Иванович Ткаченко
Командовал т\х «Петр Васев» 44-летний капитан Виктор Иванович Ткаченко, имевший 4-летний капитанский стаж.

ПРОТОКОЛ ОПРОСА
"01" сентября 1986 г.

1. Фамилия, имя, отчество
ТКАЧЕНКО ВИКТОР ИВАНОВИЧ
2. Год и место рождения 1942 г., г. Хабаровск
3. Занимаемая должность Капитан с 04.1982 г. / на этом судне с 07.1985 г.
4. Стаж общетрудовой с 1957 г. На водном транспорте: а) с 1961 г. б) по специальности - с 1961 г.
5. Образование Морское ПТУ № 14 -1961 г. ОМУ - 1966 г., ОВИМУ - 1985 г.
6. Морское звание – капитан дальнего плавания (КДП)
7. № диплома, кем и когда выдан КДП № 310/80

Виктор Ткаченко – капитан с не менее трагической судьбой. Он прошёл большой и трудный путь от курсанта морского ПТУ ЧМП до выпускника морской академии, от матроса до капитана дальнего плавания.
Жизнь этого способного и трудолюбивого человека, к сожалению, закончилась печально.
Освободившись из мест заключения, он вернулся в Одессу. Но жить, как прежде, не получилось. Родственники погибших сделали его жизнь невыносимой: звонки с угрозами по телефону, разбитые окна...
Капитан «Петра Васёва» Виктор Ткаченко, взяв фамилию жены - Тальор, с семьёй переехал на постоянное место жительства в Израиль, надеясь, что там история гибели «Адмирала Нахимова» перестанет мешать ему жить.
В сентябре 2003 года яхта под его командованием, направлявшаяся из Бостона в Европу, потерпела крушение вблизи Ньюфаундленда. Позже остатки яхты и погибших людей нашли у канадского берега. Похоронен Виктор Тальор (Ткаченко) в Тель-Авиве.
Из израильских СМИ:
8 июля Виктор Тальор вылетел в Канаду, планируя за 2-4 недели подготовить яхту к такому серьёзному переходу, и в конце июля – начале августа выйти в океан. Но яхта оказалась в таком плачевном состоянии, что доводка её «до ума» взяла 2 месяца. Понимая всю сложность перехода, Виктор ежедневно контролировал ремонтные работы.
7 сентября яхта вышла из Канады. Но, отойдя примерно на 80 миль, попала в ураганный шторм. Служба береговой охраны Канады получила сигнал СОС и немедленно приступила к поискам.
Через 22 часа, 8-го сентября, были найдены три тела в ярко-оранжевых спасательных жилетах со связанными друг с другом руками. Смерть наступила в результате гипотермии, переохлаждения. Максимальное время пребывания человека в воде с температурой +10 градусов Цельсия составляет 3 часа. 8 сентября в 4.30 утра израильская полиция постучала в дверь квартиры, где проживала дочь Виктора. Неделю велись переговоры о доставке тела в Израиль. 14-го сентября Еврейское агентство согласилось финансировать доставку тела, и 15-го оно было в Израиле.
16-го сентября израильская земля приняла его.
Похоронили Виктора в форме капитана дальнего плавания.

 В 1962 году, мы с моей будущей женой Алисой Амигут, часто посещали художницу Китти Подольскую. Там же бывал племянник Китти-Коля Подольский. Коля приходил со своим другом Витей Ткаченко, они недавно окончили морское ПТУ №14 и работали на каботажных судах ЧМП, без виз загранплавания. Зная мою судьбу, они часто расспрашивали меня о моих рейсах.
Коля Подольский впоследствии перебрался в Тулу, стал музыкантом, Витя Ткаченко, по моему совету продолжил морское образование и поступил на заочное отделение судоводительской специальности в Одесское мореходное училище. Ему открыли визу, и он продолжил работу матросом на судах ЧМП
В следующий раз о нем я услышал в связи с гибелью пх «Адмирал Нахимов», как о капитане тх «Петр Васев».  Вот так неожиданно могут переплетаться жизни людей.


Трагическая судьба была у Чудновского Александра Рувимовича- вахтенного помощника капитана п\х «Адмирал Нахимов».
Ему 56 лет, он из военных моряков, последние полтора десятка лет работал на пассажирских судах, в том числе на «Адмирале Нахимове», и все эти годы в должности второго помощника.
Александр Чудновский с отличием окончил штурманский факультет Ленинградского военно-морского училища имени Фрунзе, был направлен на корабли ВМФ. Вскоре особисты обнаружили «изъян» в его биографии: офицер-еврей, родственники - за границей. Немедленно демобилизовать!  Чудновского приняли на работу в Черноморское пароходство, но продвижение по службе и заграница для него были закрыты навсегда.
После столкновения «Адмирала Нахимова» с «Петром Васевым», Чудновский уходит в свою каюту, этих восьми минут ему хватает, чтобы вынести приговор самому себе. Он закрывается в каюте, и больше его никто и никогда не увидел.
(его тело было впоследствии поднято водолазами).


Рецензии
Страшная трагеьия и страшная судьба капитанов и помошника. Весть о гибели Нахимова помню хорошо. Масса слухов и рассказов. Спасибо, Леонард!

Вадим Гарин   03.11.2023 17:08     Заявить о нарушении
Спасибо, что посетили. Да, так получилоь, что я как бы привязан к этой трагедии.
Вам здоровья, удачи, успех у Вас уже есть. Рад за Вас. С уважением Леонард П.

Леонард Позолотин   03.11.2023 18:57   Заявить о нарушении
Не знаю, нужен ли нам с Вами сейчас успех? Мы состоялись в жизни и все регалии и ордена от неё получили. Воспоминания греют душу, а что нам ещё надо? Амбиций никаких. В литературе я достиг своего потолка и Чехова с Гоголем уже и, увы, не получится. Я очень трезво оцениваю свою литературную работу. Она спасла меня от заброшенности, дала ощущение своей нужности. У меня есть неплохие произведения, за которые мне не стыдно. Кроме того занятие литературой позволили мне не быть одиноким по занавес жизни - чего я боялся больше всего. Думаю, что и Вы удовлетворены. Так, что мы с Вами коллеги по всем статьям!

Вадим Гарин   03.11.2023 20:21   Заявить о нарушении
Вадим, Вы абсолютно правы.Жизнь состоялась, и в 90 лет какие могут быть амбиции, все пройдено. Главное в старости не быть обузой для близких. Вся эта моя писанина-это защита от деменции, от Альцгеймера. Вас спокойно и благополучной старости. С уваженинм Леонард

Леонард Позолотин   04.11.2023 18:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.