Глава 11. произведение 1

Сталин и ленд-лиз от США, реформа Павлова 1991 года, дефолт 1998 года

КНИГА ,,СТАЛИН,, 2 ЧАСТЬ
Н СТАРИКОВ
Сталин и ленд-лиз
27 июня 1951 года на стол Сталина лег секретный документ. Это была «Справка МИД СССР и МВТ- СССР по соглашению между СССР и США от 15 октября 1945 г. О распоряжении ленд-лизовскими поставками, имеющимися в наличии или находящимися в процессе приобретения в США».
1949-1953
Подробно излагались суммы, проценты, правила, связанные с малопонятным до сих пор российскому обывателю словом «ленд-лиз». Именно в 1951 году вопросы, связанные с американскими поставками во время Второй мировой войны, активно и остро обсуждались дипломатами и политиками СССР и США. Переговоры о суммах и принципах их погашения происходили на фоне крайне сложных отношений между Вашингтоном и Москвой. Достаточно сказать, что 10 октября 1951 года Конгресс США принял закон о выделении $100 млн на финансирование подрывной и диверсионной деятельности против СССР и его союзников'. А 18 июля 1951 года газета «Правда» опубликовала заметку под названием «Американские самолеты продолжают сбрасывать колорадских жуков на территорию Германской Демократической Республики». Речь в ней шла о форме биологической войны, которая начала отрабатываться американцами именно в те годы: сброс вредных насекомых на территорию противника. Вот в такой «теплой и дружественной» обстановке и решали бывшие союзники по антигитлеровской коалиции, что делать с долгами Советского Союза и каков был размер этого долга…
Чтобы понять смысл разногласий между Вашингтоном и Москвой, оценить действия Сталина в этот период, нам сначала надо разобраться в том, что же такое пресловутый «ленд-лиз». В переводе с английского этот термин означает «заем-аренда». «Это форма межгосударственных отношений, означающая систему передачи взаймы или в аренду военной техники, воружений, боеприпасов, стратегического сырья, продовольствия, различных товаров и услуг стране-союз- нику»!
Называть ленд-лиз «бесплатными поставками», как это любят делать либералы, невозможно, дело было организовано гораздо хитрее. «Соглашение о ленд-лизе строилось на принципах срочности, возвратности, платности, которые присущи кредитным и арендным отношениям. Поэтому ленд-лиз в большей степени следует рассматривать не как помощь, а как платную услугу одного государства другому»2. То есть с правовой и финансовой точки зрения ситуация выглядела так: СССР нес на себе основную тяжесть войны с Гитлером, а США, Великобритания и Канада «оказывали нам платную услугу»3.
Во время войны, в 1940-1941 гг., «как бы» нейтральные США приняли закон о ленд-лизе, оказывая поддержку тем странам, чью борьбу с противником в Вашингтоне считали важной для обороны и безопасности самих Штатов. Всего за годы войны поставки по ленд-лизу получило около 40 государств, при этом самые большие объемы поставок шли в СССР и Великобританию. Соглашение о принципах, применяемых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии, было заключено между США и СССР лишь 11 июня 1942 года. До этого СССР военные поставки англосаксов оплачивал полностью. Стоит отметить, что первые поступления из-за океана попали на фронт только после того, как стало понятно, что Гитлер потерпел поражение под Москвой.
На вопрос, какую роль сыграли поставки по ленд- лизу для обеспечения победы СССР, ответ дать не так уж сложно. Они, безусловно, сыграли важную роль в нашей общей победе, однако и преувеличивать (как и преуменьшать) роль ленд-лиза не нужно. По разным оценкам, стоимость поставленного военного и гражданского имущества в СССР составила от 11 до 13,3 млрд долларов. Чтобы сопоставить это с сегодняшними ценами, то можно смело «тот» доллар умножить практически на десять. Сегодня это означало бы поставок примерно на $ 110-130 млрд.
Для справки:
– по количеству поставленных в нашу страну танков обязательства Соединенных Штатов были выполнены на 73,1%, по танкеткам на 85,5%; по самолетам – перевыполнены на 4,4%; по боевым кораблям имело место почти трехкратное перевыполнение – всего за годы войны отправлено в СССР 12 788 танков (из США – 7500, из Англии – 5218). В Советском Союзе за этот период было произведено 110 000 танков.

Всего по ленд-лизу в СССР поступили 14 126 американских и 4174 английских самолета. Это означало: 20% – по фронтовым бомбардировщикам, 16-23% по фронтовым истребителям.
Теперь подробно разберем принципы работы по ленд-лизу. Согласно букве закона о ленд-лизе, взаймы или в аренду поставлялись: вооружения (танки, артиллерия, самолеты, боевые корабли), корабли гражданские (морские и речные суда, ледоколы), боеприпасы, сырье, продовольствие, оборудование. При этом: – материалы и машины (военная техника, оружие, другие предметы), уничтоженные, утраченные и изношенные во время войны, не подлежали оплате стра- ной-получателем;
– имущество, оставшееся в этой стране после окончания войны и пригодное для гражданских целей, полагалось оплатить полностью или частично на основе предоставленных Соединенными Штатами долгосрочных кредитов.
Такая форма поставок означала предоставление различных видов имущества в долгосрочную аренду с условием обязательного выкупа: в одних случаях – по первоначальной, а в других – по остаточной стоимости, т. е. с учетом износа. На выкуп имущества США предоставляли льготный кредит и отсрочку в оплате задолженности. Срок поставок по закону о ленд-лизе первоначально был установлен до 30 июня 1942 г., а затем он ежегодно продлевался. Несмотря на то, что последний раз срок был продлен до 30 июня 1946 г., после разгрома Японии американское правительство, уже 21 августа 1945 года, в одностороннем порядке объявило о прекращении поставок. После чего, в соответствии с договором, для оплаты заказанного, но не успевшего поступить в СССР, 15 октября 1945 года, между СССР и США было подписано кредитное соглашение с погашением в течение 30 лет, о котором и шла речь в справке, подготовленной для Сталина.

На практике это означало, что если, к примеру, американский грузовой автомобиль, поставленный по ленд-лизу, был уничтожен в результате боевых действий, то платить за него было не нужно. Если же он оставался целым, то нужно было либо его оплатить, либо вернуть Соединенным Штатам. «Приемка» таких грузовиков в 1946-1947 гг. американцами происходила следующим образом. В советский порт прибывал корабль из США, на борту которого была приемочная комиссия, установка с огромными ножницами и пресс. Каждый занимался своим делом: комиссия внимательно осматривала пригнанные советской стороной, отремонтированные грузовики, сверяла соответствие заводской комплектации реальному состоянию машины. После чего все автомобили тут же разрезались на части и отправлялись под пресс. В таком виде уничтоженные авто и грузились на американский корабль.
13 июня 1946 года США официально уведомили всех получателей ленд-лиза, что пора погасить долги.

Отдавать обратно полученное по ленд-лизу СССР начал сразу после окончания Второй мировой. Уже в 1945 году были возвращены некоторые из 122 грузовых судов.

Вашингтон требовал оплатить поставки гражданской продукции, которая находилась на территории СССР. Чтобы понять сумму задолженности СССР, было необходимо провести масштабную ревизию. В этой ситуации Сталин отказался проводить инвентаризацию, ссылаясь на статью 7 закона о ленд-лизе. В ней говорилось, что имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей, должно было быть оплачено из предоставленных Соединенными Штатами долгосрочных кредитов. Между тем Вашингтон отказал Москве в таком кредите в 1 млрд. долларов. Тогда сталинское руководство и заняло позицию: нет кредита от США, нет и оплаты для США, нет и ревизии. Официальной версией было еще и отсутствие в Советском Союзе специалистов для столь масштабного подсчета материальных ценностей.
После отказа СССР проводить ревизию ситуация зашла в тупик. Найти решение и разрешить вопрос оплаты ленд-лиза попытался госсекретарь США Джордж Маршалл. Тот самый, в честь которого потом назовут пресловутый «план Маршалла» – план восстановления европейской экономики, параллельно пристегивавший и подчинявший старый континент к Соединенным Штатам.

Глава американского внешнеполитического ведомства прилетел к Сталину с оказией: в Москве проходило совещание министров иностранных дел СССР, Великобритании. Франции и США по вопросу выработки единой позиции в отношении дальнейшей судьбы распила Германии.

По итогам встречи с Маршаллом Сталин согласился продолжить переговоры о расчетах по ленд-лизу. Вот для ясного понимания ситуации ему и понадобилась та самая справка, что легла на его стол 27 июня 1951 года. При этом отказ Вашингтона в выдаче кредита Москве плюс изменение позиции США по репарациям Германии в пользу СССР давали Кремлю козыри для уменьшения погашаемой суммы. А еще лучше – к полному отказу от платежей…
Краткая предыстория.
Еще в мае 1947 года Вашингтон озвучил свой вариант: СССР должен Штатам $1,3 млрд.
Эта сумма Сталина не устраивала, поэтому в декабре 1947 года Советский Союз ответил нотой, в которой указал, что разгром общего врага был достигнут в значительной степени благодаря усилиям Советского Союза и что выгоды, полученные от этого Соединенными Штатами Америки, неизмеримо превышают выгоду, полученную Советским Союзом в виде ленд-лизовских материалов. При этом Москва была готова оплатить полученные от США торговые суда и ледоколы, а также договориться «закрыть вопросы» с фирмами-поставщиками нефтеперерабатывающих заводов о компенсации за их услуги и патенты'. В 1948 году правительство СССР несколько смягчило свою позицию и согласилось выплатить сначала 170, затем 200 млн долларов. Но это не устроило Вашингтон, и переговоры вновь были прерваны.
«Советское правительство затягивает урегулирование ленд-лизовских расчетов»

1951 году они возобновились, и встреча с Д. Маршаллом стала их частью.
Теперь позиции сторон были таковы: США требовали мифические 800 млн долларов, СССР был готов заплатить 300 млн. При этом в сентябре 1949 года Советский Союз вернул американцам 3 ледокола и 27 военных фрегатов. Чтобы придать вес позиции советского руководства и проинформировать народ о ходе переговоров, 7 февраля 1951 года «Правда» опубликовала статью «Кто срывает урегулирование расчетов по ленд-лизу?». Но американцы продолжали настаивать на своих цифрах. Стоит отметить, что при жизни Сталина СССР так и не заплатил американцам ни цента из обсуждаемых сумм. Переговоры по урегулированию оплаты ленд-лиза продолжились уже после смерти вождя. Советский Союз вернул американцам еще 127 кораблей, а 90 уничтожил под их присмотром. В 1954 году Штаты получили 38 небольших судов, в 1955 году – 62. Только 18 октября 1972 года в Вашингтоне было подписано соглашение между правительствами СССР и США об урегулировании вопроса о ленд-лизе. Советский Союз согласился выплатить Вашингтону $722 млн в три приема: 12 млн. долларов 18 октября 1972 года, 24 млн долларов 1 июля 1973 года и 12 млн. долларов 1 июля 1975 года. Оставшиеся средства ($674 млн.) договорились перечислять равными платежами (регулярными
взносами) до 2001 года включительно.

Но и на этом история не закончилась. К июлю 1973 года были осуществлены три платежа на сумму в $48 млн. Со следующего, 1974 года выплаты Советским Союзом были прекращены. Наша сторона обосновывала свою позицию тем, что американцы не выполнили основных условий другого межгосударственного торгового соглашения от 18 октября 1972 г., в соответствии с которым должны были предоставить СССР режим наибольшего благоприятствования в торговле, кредит Экспортно-импортного банка, страхование торговых операций и т. д. и т. п.

Следующий этап решения вопроса оплаты за ленд-лиз наступил в июне 1990 года. На волне «нового мышления» Горбачев согласился выплатить Штатам мифические 674 млн долларов. В ходе переговоров были установлены новые сроки окончательного погашения задолженности – 2030 год у СССР.

И по проекции событий происходит реформа Павлова 1991 году с чередой последствий дефолта 1998 года

Павловская реформа была инициирована премьер-министром СССР Валентином Павловым. В результате этой реформы, тысячи граждан потеряли свои сбережения, собиравшиеся десятилетиями и достигавшие десятков тысяч рублей. Началом послужил указ Президента СССР Горбачева М.С. от 22 февраля 1991 года о замораживании денежных средств на счетах граждан и обмене купюр номиналом в 50 и 100 рублей.
В этот период происходило падение производства в СССР, на территории которого ходило в обращении несколько видов денежных знаков, таких как внутренний рубль, инвалютный рубль, переводной рубль и т. п. К 1990-м годам внутренний рубль в СССР составлял всего 0,42 от рубля 1961 года. В результате инфляции, за период с 1985 по 1991 год рост розничных цен составил около 300%.
В условиях постоянного увеличения розничных цен происходило вымывание дешевых товаров. В результате, возник всеобщий дефицит товаров, сопровождающийся многими негативными процессами в экономике страны. Для руководства СССР стала актуальной необходимость проведения ценовой реформы. Было решено, построить
предстоящую реформу ценообразования на идее увеличения цены с учетом себестоимости. Павлов, являвшийся, с 1986 по 1991 год, председателем Госкомитета по ценам, подал летом 1990 года секретную записку на имя президента СССР Горбачева М.С. и председателя Совмина СССР Рыжкова. В этой записке указывалась необходимость обмена денежных купюр номиналом 50 и 100 рублей. Это объяснялось информацией о концентрации огромного количества денежных знаков СССР в западных банках и у теневого капитала в собственной стране. Но, запрос Рыжкова в главное таможенное управление опроверг эти сведения. По информации таможенников, основную массу, уходящих нелегально за границу СССР денег, составляют
десятирублевые купюры.
В январе 1991 года, после отставки Николая Рыжкова, пост председателя Совмина СССР занял Валентин Павлов. После публичного опровержения слухов о денежной реформе председателем Госбанка Виктором Геращенко, данная реформа, все же, произошла. Обмен 50 и 100-рублевых купюр производился в течение трех дней, а выдача денег с вкладов была ограничена.

Плюс увеличение суммы Горбачевым, несуществующего долга СССР на выплаты по Ленд-лизу США

Мина под названием «дефолт», которая взорвалась в 1998 году, была заложена как раз еще в начале 90-х, когда Ельцин стал проводить рыночные реформы, а Верховный Совет и потом Госдума, ведущая партия страны всячески их тормозили…
Налоги никто не платил. Все работали кто в серую, кто в черную. Предприятия вставали. В таких случаях, если у государства есть политическая воля, то проблему можно было бы решить. Нужно было провести необходимые в условиях рыночной экономики законы.
Но Госдума, ведущая партия страны, большинство в которой с 1993 года было у коммунистов, блокировала все попытки правительства исправить положение.
Например, о той же монетизации льгот, которую провели уже в 2000-е. В начале 90-х в стране очень многое с советских времен было бесплатным, например, образование и здравоохранение, или стоило чисто символически, например, квартплата. Огромное количество людей – миллионы военных, сотрудников правоохранительных органов, десятки миллионов ветеранов – имели льготы, которые никто не компенсировал ни врачам, ни организациям ЖКХ. В государственном бюджете концы с концами никак не сходились. Чтобы покрыть дефицит, до 1993 года просто печатали деньги. Ценой тому была гиперинфляция, доллар был уже во внешней торговли СССР с 1958 года. С 95 – 96 года инфляцию относительно подавили, но пошла оборотная сторона – масштабные неплатежи. Денег не хватало, процветал бартер. Бюджет был остро дефицитным. Такая ситуация длилась несколько лет. Дыру удавалось закрывать только при помощи выпуска государственных краткосрочных обязательств (ГКО).
Если упрощенно, государство собирало налогов на 70 рублей, а распределять приходилось 100 рублей, в том числе на зарплату бюджетникам, на пенсии, на расчеты с предприятиями по госзаказу. Недостающие 30 рублей государство занимало. Получался снежный ком. С каждым месяцем мы платили все больше процентов. Плюс нефть резко подешевела – средняя цена за 1997 год была $20 за баррель, а в 1998 году опускалась и ниже $10. Это усугубило ситуацию.

Во главе правительства поставили 35-летнего Сергея Кириенко, переехавшего из Нижнего Новгорода в Москву.
Попытка избежать кризис из-за иностранных-агентов младореформаторов, и потом вернуть Виктора Степановича Черномырдина в правительство, а впоследствии сделать наследником Ельцина.

Шахтеры уже вовсю касками стучали у дома правительства. И все ключевые фигуры во главе с Кириенко днем пахали в Белом доме, а по ночам и в выходные собирались на правительственной даче и готовили антикризисный план.
Дума все законопроекты заблокировала и в июле 98-го разошлась на каникулы.

В итоге в августе все встали перед выбором. Либо отдать деньги держателям частным инвесторам ГКО и не платить пенсии и зарплаты.
Либо продолжаем платить пенсии и зарплаты, а иностранным кредиторам сообщаем, что у нас для них неприятная новость.

Ведущая партия страны имея все конституционные приоритеты, выбрала первый вариант.
В итоге заявления о дефолте сделали премьер и председатель Центробанка Сергей Дубинин.
Ну а дальше: дефолт, отставка Кириенко, падение рубля.

После распада СССР, Российская
Федерация подписала с бывшими
республиками двусторонние соглашения о
«нулевом варианте», по которым Российская Федерация берет на себя все долги СССР. В обмен на этом, бывшие республики Советского союза отказывались от доли активов СССР. Так, второго апреля 1993 года, Российская Федерация взяла на себя долги СССР, в том числе и обязательства по ленд-лизу. Долги разделили на правительственные долги
(Парижский клуб) и долги банкам (Лондонский клуб). Долг США по ленд-лизу был окончательно выплачен и закрыт в рамках расчета с Парижским клубом 21 августа 2006 года.


Рецензии