Назначение первозданного человека

По мысли свт. Игнатия Брянчанинова, человек был создан Богом для рая, дабы возделывать и хранить его (Быт.2:15), но не в плотском смысле, а в духовном - внимать Слову Божию, созерцать красоту и величие Его, ощущать благоухание благодати Божией, пребывая в непрестанном духовном наслаждении, изучать всесовершенного и бесконечного Бога и бесконечно преуспеять в этом делании, сопряженным с высшим духовным наслаждением.
Свт. Григорий Нисский прямо говорит о царственном назначении первозданного человека, созданного, соответственно, для царственной деятельности и подобного Самому Царю Вселенной и облаченного в добродетели, правду и бессмертие.
Свт. Феофан Затворник говорит о Боге, общении с Ним, пребывании с Ним в живом союзе как о последней и главной цели человека: “Созданный по образу и подобию Божию человек по самой природе своей есть некоторым образом Божеского рода. Будучи же рода Божия, он не может не искать общения с Богом не только как со своим началом и первообразом, но и как с верховным благом”.
И свт. Феофан дает четкие рекомендации: чтобы достичь этой главной цели своего бытия, человек, будучи созданным свободно-разумным творением, должен сам осознать свою эту цель, познать путь, ведущий к ней, и свободно определить себя идти неуклонно этим путем, чтобы достигнуть цели и осуществить свое назначение. А для этого дана ему свобода делать, мыслить, чувствовать, выбирать между добрым и злым, следовать воле Божией или нет. Свт. Феофан называет исполнение воли Божией источником всех благ, а неисполнение  - источником всех зол для человека. И именно следование воле Божией, исполнение Его заповедей, жизнь добродетельная и составляют путь человека, ведущий его к Богу.


Рецензии