Грехопадение и его последствия
Свт. Игнатий Брянчанинов говорит нам о таких нравственных последствиях грехопадения как ставление созерцания Творца, переключение внимания на все тварное и на себя в том числе не как на прекрасное, что сотворено Богом и живо только им одним, а как на самодостаточное существо, способное и без Бога быть богом, следствием чего являются губительные для человека превозношение и самомнение. Отказ от послушания Богу тут же ведет к послушанию дьяволу, облачившего человека в ветхого человека, во зло и грех. А когда человек стал рабом и сообщником дьявола, физических и нравственных последствий ждать долго не пришлось: это тление, смерть, ведь Св. Дух отступил от праотцев (а это означало смерть души, когда душа в постоянном противоборстве с самой собой и с телом), и первым их греховным ощущением было чувство стыда. Но самое страшное последствие - это смерть. Блж. Феофилакт Болгарский так точно передал ужас этого состояния: “Адам, будучи живым, был и мертвым: он умер с того часа, в который вкусил (от запрещенного древа). Грехопадение стало сродни самоубийству, когда прародители наши сами себе нанесли язву, потеряв свободу, дарованную им Богом, а точнее, променяв ее на рабство врагу рода человеческого. А быть его рабом - значит быть рабом страстей, ненасытных желаний и похотений, которые наполняют человека гневом, злобой, лукавством, лицемерием, ложью, памятозлобием, забирает способность и энергию разумно (то есть во благо) распоряжаться своей волей, совесть как голос Божий в человеке лишается силы и истины, она помрачена, как и разум. Умопомрачение также стало одним из следствий грехопадения, когда, прикрывшись листьями, в обсессивно-компульсивном расстройстве пытались они спрятаться от Бога, совершенно забыв, что Он Вездесущий. Так помрачились умом, что перестали слышать и понимать голос Бога, по милосердию Своему готовому простить и ждущего от них осознания своего греха и покаяния. Но самооправдание, потеря страха Божия стали, а, следовательно, дерзновение и ожесточение по отношению к Богу и друг другу также стали нравственными последствиями. Свт. Игнатий описывает глубокое повреждение их “познанием зла, проникшего молнией в ум, в сердце, в душу, в тело, не сознающиеся во грехе своем, гордо и дерзко оправдывающие себя праотцы подверглись суду и наказанию Божию”. Иными словами, образ и подобие в человеке изменились: подобие уничтожилось, а образ исказился. Земля в итоге стала поприщем страданий человеческих, заканчивающихся телесной смертью.
После грехопадения возрастание в совершенстве, стремление к богоподобию так и осталось назначением человека. Целью же человека, стало усвоение плодов спасения. А спасение напрямую связано с христианским аскетизмом, наполняющим всю жизнь христианина, ведь это и есть путь после грехопадения всякого человека, желающего спастись.
Русский советский богослов и библеист Зарин С.М., анализируя учение о спасении свт. Феофана Затворника, раскрывает суть спасения как жизни духовной, как духовно-нравственного процесса, т.е. пути ко спасению, который возможен только благодаря вере во Христа, дарующей благодать Божию и, соответственно, силы самому человеку, необходимой для его свободной деятельности на жизненном пути.
Рецензии