Свт. Игнатий Брянчанинов говорит нам о таких нравственных последствиях грехопадения как ставление созерцания Творца, переключение внимания на все тварное и на себя в том числе не как на прекрасное, что сотворено Богом и живо только им одним, а как на самодостаточное существо, способное и без Бога быть богом, следствием чего являются губительные для человека превозношение и самомнение. Отказ от послушания Богу тут же ведет к послушанию дьяволу, облачившего человека в ветхого человека, во зло и грех. А когда человек стал рабом и сообщником дьявола, физических и нравственных последствий ждать долго не пришлось: это тление, смерть, ведь Св. Дух отступил от праотцев (а это означало смерть души, когда душа в постоянном противоборстве с самой собой и с телом), и первым их греховным ощущением было чувство стыда. Но самое страшное последствие - это смерть. Блж. Феофилакт Болгарский так точно передал ужас этого состояния: “Адам, будучи живым, был и мертвым: он умер с того часа, в который вкусил (от запрещенного древа). Грехопадение стало сродни самоубийству, когда прародители наши сами себе нанесли язву, потеряв свободу, дарованную им Богом, а точнее, променяв ее на рабство врагу рода человеческого. А быть его рабом - значит быть рабом страстей, ненасытных желаний и похотений, которые наполняют человека гневом, злобой, лукавством, лицемерием, ложью, памятозлобием, забирает способность и энергию разумно (то есть во благо) распоряжаться своей волей, совесть как голос Божий в человеке лишается силы и истины, она помрачена, как и разум. Умопомрачение также стало одним из следствий грехопадения, когда, прикрывшись листьями, в обсессивно-компульсивном расстройстве пытались они спрятаться от Бога, совершенно забыв, что Он Вездесущий. Так помрачились умом, что перестали слышать и понимать голос Бога, по милосердию Своему готовому простить и ждущего от них осознания своего греха и покаяния. Но самооправдание, потеря страха Божия стали, а, следовательно, дерзновение и ожесточение по отношению к Богу и друг другу также стали нравственными последствиями. Свт. Игнатий описывает глубокое повреждение их “познанием зла, проникшего молнией в ум, в сердце, в душу, в тело, не сознающиеся во грехе своем, гордо и дерзко оправдывающие себя праотцы подверглись суду и наказанию Божию”. Иными словами, образ и подобие в человеке изменились: подобие уничтожилось, а образ исказился. Земля в итоге стала поприщем страданий человеческих, заканчивающихся телесной смертью.
После грехопадения возрастание в совершенстве, стремление к богоподобию так и осталось назначением человека. Целью же человека, стало усвоение плодов спасения. А спасение напрямую связано с христианским аскетизмом, наполняющим всю жизнь христианина, ведь это и есть путь после грехопадения всякого человека, желающего спастись.
Русский советский богослов и библеист Зарин С.М., анализируя учение о спасении свт. Феофана Затворника, раскрывает суть спасения как жизни духовной, как духовно-нравственного процесса, т.е. пути ко спасению, который возможен только благодаря вере во Христа, дарующей благодать Божию и, соответственно, силы самому человеку, необходимой для его свободной деятельности на жизненном пути.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.