Я и Другой. Абсолют

Понятие Абсолюта кажется противоречивым. Мы можем знать об Абсолюте потому, что мы в случайности нашего познания познаем его «бытие для нас» как следствие свободного акта.

Свобода имеет место тогда, когда она не связана ни с одной из возможностей, между которыми она выносит решение, и она проявляется в явлении только тем, что связывает себя с одной из них. По своей сути, она полностью отделена от всего, что она выбирает, и является постольку «абсолютной», но по своему действию на какую-либо избранную возможность она является «соотнесенной» и «относительной».

Абсолют тогда, с одной стороны, по форме – это понятие отношения, поскольку оно образовано от глагола absolvere (отделять, освобождать), и оно обретает свое содержание лишь тогда, когда указывается, от какой реальности должно мыслиться это освобождение. С другой стороны, по своему содержанию данное понятие отрицает любые отношения. Пример.

Некогда в мире был лишь Хаос. (Корень этого слова — ха). Того же корня слова «зеваю», «разевая». Поэтому полагают, что Хаос — это Зевание или Зияние, то есть Разверстое пространство, Изначальная Пустота.

Хаос был стихией, породившей еще три стихии: Гею — Землю; грозную, все пожирающую, но и все порождающую Бездну— Тартар, ставший обителью Ночи; и Эрос, или Эрот (буквально: Любовь).Искусный лучник Эрос — великая космическая сила, чье появление предшествует рождению богов-олимпийцев. Позже классическая поэзия станет рисовать его сыном Зевса.Гея сама собой породила своего будущего супруга Урана, или Небо, и, по словам афинского автора II века до н. э. Аполлодора, Уран первым стал править миром.

Сегодня трудно сказать, какой была во всей своей целостности изменчивая картина рождения богов и становления мира у древних греков. Слишком мало источников, и те не из древнейших, ибо самая глубокая древность скрывается в туманных далях устных преданий. Но в самых общих чертах картина эта была такова: стихии буйствовали и сталкивались друг с другом. Новые поколения богов, словно цунами, накатывались на старших, чтобы затем, в свою очередь, оказаться сметенными последующими.

Философия — это путь ума в познании высшей реальности. Для того чтобы познание было успешным, от человека требуется «теоретическая» или созерцательная жизнь, которая как минимум дополняла бы повседневное. Согласно Филону Александрийскому, человек состоит из души и тела, а Вселенная - из идей и вещей.  Главный предмет познания — Бог, и Он же — всё существующее.

Христианская антропология изначально формировалась вокруг образа Христа как совершенного Человека. Этот образ был представлен в Новом Завете, однако уже с первых лет христианства и Ветхий Завет начал рассматриваться как монументальное предвосхищение того же идеального человеческого образа, вбирающего в себя всё лучшее, что только созерцается или мыслится в человеке.

В науке «понимание» есть глубокий опыт, выходящий за рамки простых предсказаний или понятия алгоритмической сжимаемости. «Научное понимание» есть раскрытие и воспроизведение смыслового содержания предмета, при этом окружающая человека реальность преломляется в связанную систему предметов – «мир человека».

В религии же понимание опережает объяснение, поскольку в реальной практике оно осуществляется путем показа того, что объясняемый объект подчиняется определенным законам. Но «объяснить» Бога и многочисленные религиозные феномены невозможно, поскольку они изначально являются сверхрациональными.


Рецензии