Устройство человеческой природы

По учению свт. Феофана, человеческую природу составляют следующие силы: познающая, желающая и чувствующая. Все эти силы вкупе, слитно, взаимосвязно и нераздельно представляют человеческую личность - лицо человека. Как пишет свт Феофан: “Они в нем сцентрированы и исходят из него, как из фокуса”. Т.е. силы эти исходят из нашего сознания (лица, или личности) и в него же возвращаются, в идеале они управляются самой личностью, а не самочинствуют и не подчиняются неким силам извне.

Части же человеческой природы святитель определяет как дух (характеризуется отрешением от чувственного, его цель и назначение есть общение с Богом и миром духовным), душа (призвана сохранять баланс между отрешением и погружением в чувственное; она должна от чувственного через дух восходить к Богу и одуховляться и от Бога через дух низводить одуховление чувственному), тело (характеризуется погружением в чувственное, оно есть посредник между миром чувственным и духовным).

В устройстве человеческой природы свт. Феофан выделяет следующие свойства:

сознание (понимание себя как личности, осознание своего я, осознание бытия собственного и бытия вещей вне себя, различение того и другого);

самосознание, или самопознание (обращение сознания внутрь себя, понимание отличия себя от своих действий);

разумно-свободная самостоятельность (человек есть источник всех своих действий, а, следовательно, есть источник всех явлений);

жизненность (человек есть живое существо, постоянно развивающееся и наделенное способностью бесконечного совершенствования).

Составные части человеческого существа должны соотноситься естественным образом, т.е. по закону подчинения меньшего большему, слабейшего сильнейшему: тело должно подчиняться душе, душа - духу, дух должен быть погружен в Бога. Как пишет свт. Феофан Затворник: “В Боге должен пребывать человек всем своим существом и сознанием. При сем сила духа над душою зависит от соприсущего ему Божества, сила души над телом - от обладающего ею духа”. Вследствие же отпадения от Бога происходит смятение, нарушение иерархии среди составных частей человеческого существа. А именно: дух отдален от Бога, следовательно, теряет свою силу и подчиняется душе; душа, не возвышаемая духом, подчиняется телу.


Рецензии