Устройство человеческой природы
Части же человеческой природы святитель определяет как дух (характеризуется отрешением от чувственного, его цель и назначение есть общение с Богом и миром духовным), душа (призвана сохранять баланс между отрешением и погружением в чувственное; она должна от чувственного через дух восходить к Богу и одуховляться и от Бога через дух низводить одуховление чувственному), тело (характеризуется погружением в чувственное, оно есть посредник между миром чувственным и духовным).
В устройстве человеческой природы свт. Феофан выделяет следующие свойства:
сознание (понимание себя как личности, осознание своего я, осознание бытия собственного и бытия вещей вне себя, различение того и другого);
самосознание, или самопознание (обращение сознания внутрь себя, понимание отличия себя от своих действий);
разумно-свободная самостоятельность (человек есть источник всех своих действий, а, следовательно, есть источник всех явлений);
жизненность (человек есть живое существо, постоянно развивающееся и наделенное способностью бесконечного совершенствования).
Составные части человеческого существа должны соотноситься естественным образом, т.е. по закону подчинения меньшего большему, слабейшего сильнейшему: тело должно подчиняться душе, душа - духу, дух должен быть погружен в Бога. Как пишет свт. Феофан Затворник: “В Боге должен пребывать человек всем своим существом и сознанием. При сем сила духа над душою зависит от соприсущего ему Божества, сила души над телом - от обладающего ею духа”. Вследствие же отпадения от Бога происходит смятение, нарушение иерархии среди составных частей человеческого существа. А именно: дух отдален от Бога, следовательно, теряет свою силу и подчиняется душе; душа, не возвышаемая духом, подчиняется телу.
Свидетельство о публикации №223032301081